Мост через реку Волгу, на 9-й версте оренбургской ж. д. - железный, голландской системы, с ездою по-низу, в 13 пролетов, 50 саженей чистого отверстия каждый, на 14 опорах (2 береговых устоя и 12 быков). Длина моста по железу 675,48 саженей, длина фермы 360 1/3 фута, высота 37 1/2 фута и ширина моста 18 3/4 фута (между центрами ферм); полный вес пролетной части 40.306 пудов. Возвышение нижнего пояса над меженними (межень - это самый низкий уровень воды в реке) водами 11,70 саженей и над самыми высокими водами (1856 год) 5,85 саженей.
Все пролетные части моста собирались на особо устроенных на берегу подмостях, и оттуда, по накатке их на пловучие подмости, с помощью пароходов вводились в промежуток между опорами, где и устанавливались на заранее уже уложенные подушки. Постоянные подмости, на которых производилась сборка пролетных частей, расположены на правом берегу реки Волги, саженей 200 ниже моста.
Берег Волги здесь каменистый, имеет крутой профиль и возвышен над меженними водами на 9,75 саженей. Длина подмостей 62 сажени и ширина их 55,60 саженей; возвышение над берегом 1,75 саженей. Следовательно, общее возвышение сборочных подмостей над меженними водами составляет 11,50 саженей.
От концов сборочных подмостей в реку идут выступы длиною 30 саженей и шириною 9 саженей, так что общий план подмостей изображает опрокинутую букву П. Выступы эти, образуя собою устои, служат для передвижения собранных пролетных частей на пловучие подмости (на рисунке обозначено буквой В), помещающиеся между означенными выступами.
По краям подмостей и по выступам их проложены три рельсовые колеи, состоящая каждая в отдельности из трех рельс, причем крайние рельсы наружных колей разделены на футы и полуфуты; в середине же подмостей, между выступами, уложены одиночные рельсы. Рельсы уложены с таким расчетом, чтобы при передвижении пролетной части все стойки ферм были над тележками, коих под тремя концевыми стойками фермы было по три под каждой, а под прочими по одной. Чугунные тележки для передвижения имеют форму подушки на двух, в одну линию, желобчатых колесах, снабженной спереди крюком, для прикрепления цепей, набивающихся на лебедки (на рисунке обозначено буквой А), помещенные в концах крайних тройных колей.
Пловучие подмости состоят из семи барж, длиною 22 саженей, и шириною 4 сажени на лежнях, по шпангоутам которых утверждены стойки, соединенные продольно и поперечно, в трех местах по высоте схватками, и приведенных с помощью подкосов, горизонтальных и вертикальных крестов в неизменяемую систему.
На стойках уложены прогоны, поперечины и настил, служащие для приема подведенной пролетной части. Подъемная сила пловучих подмостей 83.020 пуд.
Для возможности повышения и понижения пловучих подмостей, баржи их или заполняются водою, или вода из них выкачивается. Для последнего действия на каждой барже поставлено по два насоса, особенность коих составляет качающийся рычаг с клапанами. На средней барже помещается локомобиль, с которым и приведен в соединение стержень имеющегося здесь насоса; движение же стержня этого насоса остальным передается с помощью проволоки и четырех коленчатых рычагов, помещенных на краях концевых барж.
Когда очередная к постановке пролетная часть поставлена на тележки, и цепи, охватывающие стойки ферм и крюки тележек, надеты на лебедки, начинается действие последними, а следовательно и самое передвижение части. Управляющие передвижением находятся по концам, у крайних рельсовых колей, и постоянно переговариваются между собою, выкликая последовательные нумера делений рельсов, проходимые передним колесом тележки, дабы тем иметь возможность, в случае надобности, усилить действие лебедок того или другого края и заставить пролетную часть передвигаться совершенно правильно. Наибольшая скорость такого передвижения - два фута в минуту.
Пролетная часть, пройдя таким образом по длине подмостей и выступов их, устанавливается над пловучими подмостями так, чтобы оси той и другой совпадали. Тогда передвижение прекращается и под стойки ферм на площади пловучих подмостей подводятся клетки; затем вода из барж выкачивается, в следствии чего подмости поднимаются и поднимают находящуюся на них пролетную часть. Так как при этом концы пролетной части остаются на весу (на длину 4 панелей), то в предупреждении прогиба их от собственной тяжести поставлены в концах ферм по 4 деревянных контр-раскоса для передачи давления веса свободно висящих частей на стойки ферм, уже вторые на подмостях.
Пловучие подмости, с находящеюся на них пролетною частью, выводятся из промежутка между выступами тремя пароходами и ведутся к пролету моста, где предназначена постановка.
После ввода подмостей в промежуток между опорами начинается хотя и не видная, но кропотливая и медленная работа - достижение совпадения осей моста и пролетных частей и осей подушек, что достигается медленными передвижениями всей системы с помощью четырех воротов, помещенных на крайних баржах; цепи этих воротов укреплялись или на берегу и к мертвым якорям (при постановке береговых пролетных частей), или к одним только мертвым якорям, состоящим из ряжевых (ряжи - бревенчатые срубы с дном или без такового, заполняемые камнями) ящиков. Наклон каткам подвижных опор (цилиндры с параллельными отсеками) придавался сообразно температуре времени постановки.
Когда пролетная часть была совершенно точно установлена, в баржи пловучих подмостей накачивалась вода, подмости опускались и концы ферм садились на определенные для них места.
Вес пролетной части в том виде, как она ставилась, 30.298 пудов.
Первая пролетая часть была поставлена 26-го мая; время, занятое постановкой (без накатки), 2 часа 30 минут; при постановке последующих частой время это значительно сократилось и не превышало 1 1/2 часов.
Инженер Никифоров. Журнал Министерства путей сообщения.
За сборку моста отвечал инженер Константин Яковлевич Михайловский.