Икона XVIII века. 57х80 сантиметров. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
Надпись на внешнем круге лабиринта такая, - вверху - понеже (ибо) любовне Христос призывает и райские врата усердно отверзает. Слева, - яко на пути в нынешнем пребывая животе да со Христом будеши вечно красоте. Справа, - брате, словесем врага не веруй твоего. Дондеже (до тех пор пока) прейдет скорый бег жития сего. Внизу, - яко зол душа моя наполнится и живот мой аду приближился.
Надпись вокруг чаши с крыльями, - время сиё божае часами во дни и нощи яко крылами.
Слева на внутреннем круге, - Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя, - Псалтирь, Кафизма 4, Псалом 24. Справа, - Со грешними мене да не к мениши сотвори неправды да не погубиши. До первоисточника этой фразы докопаться не удалось, встретилась очень и очень похожая по смыслу и написанию, - не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих, -
Псалтырь, Кафизма 4, Псалом 27.
Внутри лабиринта - изображена человеческая жизнь с момента рождения до момента смерти. Жизненный путь изображен как лестница, - по лестнице сначала поднимаются, а потом спускаются мужчина и женщина. На каждой из ступеней лестницы указан возраст мужчины и женщины, - от 1 года до 90 лет. В конце жизненного пути человека его душу поджидают и Ангел, и Бес.
Из лабиринта только одна дорога ведет в святой город Иерусалим.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот, -
откровение святого Иоанна Богослова, глава 21. А в «геенну огненную», - символ Судного дня в иудаизме и христианстве, - ведут двенадцать дорог:
гнев, немилосердие, зависть, оклеветание, объядение,
блуд, уныние, сребролюбие, пианство, тщеславие, гордость,
убийство.
Примечательно, что «геенна огненная» изображена с «глазиком».
Весьма любопытный набор и количество грехов изображенных на иконе, - первоисточник набора не совсем понятен, - в православии было восемь смертных грехов, в католицизме семь, - плюс десять заповедей, которые были даны Моисею. Сложением и вычитанием ответ двенадцать не получается никак. Может быть автор иконы сообразно двенадцати воротам Иерусалима изобразил и двенадцать входов в преисподнюю?
Огромное спасибо
ul9liiika за помощь в распознавании, прочтении и интерпретации текстов на церковно-славянском языке.