Фотографии первых десяти запонов сделаны в Тверской областной картинной галерее на выставке
«В масонских ложах: ритуал и символика» в 2014 году.
Масонский запон (фартук строителя) - один из масонских атрибутов. Каждый посвященный в масоны получает белый фартук, который он должен носить в ложе.
Запон белой лайки с пунцовой обшивкой. На клапане, в круге - секира из золоченой бронзы. Секира - символ отсечения собственных пороков и страстей и борьбы с суеверием, вероломством и тиранией; вместе с тем это знак бесжалостнаго удаления вредных членов общества.
В центре самого запона бронзовая пятиконечная звезда, обращеннная вершиною вниз. Она окружена металлическим сиянием, а в ее середине бронзовая латинская буква G. Звезда знаменует скрытый в каждом человеке «божественный огонь ведения», который почти потушен чувственной жизнью, но который, если раздуть его, приведет, подобно Вифлеемской звезде, к истине и свету. Буква G означает Духа Зиждителя, Первопричину, Создателя. Круг - видимый мир, творение. Пламя - рвение, коим должен был воспламеняться масонский мастер насаждая учение вольных каменщиков.
Запон черной замши. Обшит и подбит белым шелком. Сам передник и клапан имеют форму трапеций, на клапане выбитый из меди и посеребренный череп на скрещенных костях. Запон украшен четырьмя розетками из белого шелка.
Далее - три запона из
ГМЗ Царицино. Далее сканы из каталога Владимира Михайловича Викентьева «Собрание масонских предметов Российского Исторического Музея».
Запон белой лайки. Обшит узким мишурным галуном и подбит пунцовым шелком, вылинявшим и плохой сохранности. Также и клапан. Запон приближается по форме к геральдическому щиту; клапан треугольный и в половину ширины самого запона.
Ha запоне, равно как и на клапане, нарисованы чернилами и акварелью эмблемы. Ha клапане, в центре, треугольник с полустертым начертанием (Иеговы?), овеянный крыльями небесных сил, посреди облаков и окруженный сиянием. Ha самом запоне, по середине, жертвенник на возвышении о семи ступенях, знаменующих семь пороков (сластолюбие, чревоугодие, корыстолюбие, гнев, праздность, гордость, скупость) и семь добродетелей (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, или - арифметика, геометрия, астрономия, архитектура, рисование, музыка и стихотворство).
Первые надлежало отринуть, последние нужно было приобрести, дабы познать двенадцать заповедей, начертанных в Библии, (или на скрижалях), лежащей на жертвеннике, воспринять на голову венец мудрости (справа от книги) и быть в состоянии деятельно и бестрепетно возвещать истинную веру (скрещенные крест и меч, слева от книги).
Жертвенник стоит на площадке, составленной из темных (синих) и светлых (белых) квадратов, символизующих смену пассивной созерцательности и активной воли, необходимых для масона. По углам площадки, спереди от жертвенника, стоять два столба, Иакин (стойкость) и Боаз (сила). Книзу от жертвенника изображен бассейн, с утопающими в нем, фигурами, над которыми воздеты две руки с мечом и лопатою. Смысл тот, что только трудом и преодолением можно достигнуть трех великих врат, мудрости, любви и красоты, открывающихся в задней стене бассейна - из юдоли погибели к вечности. Жертвенник отделяется от бассейна лентою, окрашенною в радужные цвета на ней таинственные начертания
Вокруг двух главных изображений разбросано несколько второстепенных; из них наиболее интересны осиянный лик среди облаков, откуда простерта вниз указующая рукa (рядом со столбом Иакин) и знак ордена Злато-Розового креста (рядом со столбом Боаз).
Запон белого шелка. Обшит по краям голубою ленточкою. Форма четырехугольная, основание закругленное. Клапан в виде треугольника. Изображения в красках, печатные. Ha клапане представлен улей, с летающими вокруг него пчелами. Эта эмблема учит нас, что, так как мы родились разумными и мыслящими существами, то мы должны всегда быть деятельными и никогда не допускать, чтобы окружающие нас люди терпели нужду, когда мы можем им помочь без труда для себя.
Пчелиный улей использовался в масонской символике для обозначения общности масонского дела и тесного братства. Например, - труд для всех един, все едино трудятся, пчелиный улей никому не открыт, никто не может видеть, что внутри.
Над ульем перевитый золотой шнур с кистями и лента зеленого цвета с тайнописью по французской системе:
которая гласит: Labor omnia vincit (труд побеждает всё)
По сторонам улья розовый куст и акация. Роза знаменует собою вечность материи и любовь. Ветви акации в масонской символике несли особую нагрузку, аллегорически указывая возрождение души после смерти, которое должен был испытать брат в степени мастера. Акация означала также бессмертие духа и добрых дел.
Ha самом переднике, посередине, изображен храм премудрости с пламенеющей звездой над куполом: к нему ведет лестница о 4+3 ступенях. Ha средней площадке лестницы, составленной, как и верхняя, из темных и светлых квадратов, стоят столбы Иакин и Боаз. Над храмом - Всевидящее Око в лучистом треугольнике, от углов, основания которого расходятся вправо и влево по четыре пятиконечных звезды. По бокам, среди облаков, солнце и луна; под ними, на зеленых лентах эмблемы - молоток, нож, циркуль и т.п. В том числе, пoсередине, скрещенные ветви акации и лилии, символы возрождения и посвящения, древнего и нового.
Далее, - сканы из каталога «Премудрость Астреи. Памятники масонства XVIII - первой трети XIX века в собрании Эрмитажа».
Запон белый, лайковый, четырехугольный, с треугольным клапаном; с оборотной стороны подшит белым шелком. Запон и клапан обшиты шелковой лентой с перемежающими малиново-синими треугольниками. Ha клапане вышит треугольник, в центре которого помещен знак степени Королевская Арка - три буквы Т (тау). По сторонам от клапана бежевые муаровые ленты с мишурной бахромой.
Запон белый, муаровый, с закругленным нижним краем и полукруглым клапаном, по контуру обшит узкой красной ленточкой. Вышивка канителью и паетками, на клапане - пламенеющая звезда c буквой G в центре, ниже паетками и золотыми нитками вышито изображение храма с тремя колоннами на семи ступенях, пo бокам две колонны c буквами B и J. Около колонн и храма изображения улья и инструментов вольных каменщиков - молотка, отвеса, лопатки. Над храмом - пятиконечная лучистая звезда, наложенная на шнур, завязанный двумя кафинскими узлами, ниже - восемь маленьких звезд. В центре нижнего края запона - зеленая ветвь акации, с двух сторон от нее - транспортир, отвес и две малиновые розетки.
С оборотной стороны запон подбит красной хлопчатобумажной тканью.
Запон белый алтасный, подбитый зеленым шелком, с закругленным нижним краем и треугольным клапаном. Запон и клапан обшиты зеленой шелковой лентой. На запоне золотыми, серебряными и шелковыми нитями вышиты: внизу - мост, на котором Зоровавель, выводивший евреев из вавилонского плена, одержал победу, в трех его пролетах черепа на скрещенных костях, под ними буквы LDP («Liberte De Passer»). Над мостом: слева - три вписанных друг в друга треугольника, с наложенными на них двумя скрещенными шпагами остриями вверх; справа - перстень. Вверху слева - луна в облаках, с вышитым на ней растущим полумесяцем с антропоморфным профилем, справа - солнечный диск с антропоморфным ликом и лучами. На клапане золотыми нитями вышита пятиконечная пламенеющая звезда, острым концом обращенная вниз, в центре - условное обозначение имени Иегова. В начале XIX века подобные запоны использовались масонами 6-й степени Французского ритуала (Рыцарь Креста и Розы).
Запон белый лайковый, с треугольным клапаном; обшит синей шелковой ленточкой. На запоне вышиты раскрытый циркуль с лучистой «головкой» с наугольником, по бокам две колонны с буквами J и В на коричневых цоколях; внизу отвес. С оборотной стороны запон подбит синей тканью.
Запон белый, атласный, с закругленным нижним краем и треугольным клапаном, подбит синим шелком и обшит по контуру голубой лентой. В центре запона вышитые паетками и золотыми нитями раскрытый книзу подвешенный на банте (вышит синелью) циркуль с встречным на угольником, под ними две ветви акации из зеленой фольги и проволоки. На клапане вышиты буквы МВ/N в венке из ветвей акации.