Богоявление

Jan 18, 2021 06:50

...И Он сошел к потоку Иордана, и преклонил державную главу..., - © Федор Николаевич Глинка «Клик Иордана»



Икона «Богоявление», - 1360-е годы, - Псковская школа. Государственный Эрмитаж.

«Богоявление» и «Крещение Господне» в православии два названия одного и того же праздника. Крещение Господне отмечается в православии 6 января (19 января).

Рассказ о крещении Иисуса Христа приводится у всех четырех евангелистов.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - от Матфея святое благовествование глава 3 стихи 13-17.

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - от Марка святое благовествование глава 1 стихи 9-11.

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, - от Луки святое благовествование глава 3 стихи 21-23.

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий, - от Иоанна святое благовествование глава 1 стихи 32-34.

Вот как описывается иконография «Крещения Христова» в книге «Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом», - Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина [Он означает Иордан, возвратившийся вспять (Псал. 113, 3-5).]. Подле Христа плавают рыбы.

«Православная Энциклопедия» говорит, что олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с к-рой помещали персонификацию моря - жен. фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...море виде и побеже...»).

Журнал «Фома» говорит, что на иконах, посвященных Крещению Иисуса Христа часто можно встретить странных «человечков» в реке. Эти персонажи - олицетворение реки Иордан (иногда - всего водного естества). Их может быть и несколько: тогда один из них символизирует реку, второй - Мертвое море, в которое впадает Иордан. Еще одна версия появления двух персонажей - символическое изображение двух притоков реки: Иора и Дана.

А вот теолог Александр Моисеенков в том же журнале «Фома» говорит, что в воде иногда изображается темный человечек со страшной гримасой. Это - сатана, которого Своим погружением Христос изгоняет из воды, а потом Своей смертью победит окончательно.

Весьма интересные мысли я встретил в блоге «ЗЕЛО», - возле Иоанна на многих изображениях Крещения можно увидеть дерево, у его корня на большинстве изображений топор, отсылающий к словам проповеди Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10), - и еще, - в водах реки можно увидеть несколько антропоморфных фигур. Полуобнаженный старец-водолей - это персонификация самого Иордана. Подобным образом еще в эллинистической традиции изображались реки.

Словарная статья «Богоявление» в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.







Андрей Рублёв. «Крещение Христа». Благовещенский собор Московского Кремля.



Икона «Богоявление» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Крещение, - XVI век, - Новгородская школа. Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника.



Богоявление. Вологда(?) Первая половина XVII века.  Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



«Богоявление», - середина XVII века, - Северная Греция. Музей русской иконы.



Икона «Богоявление», - последняя четверть XVII века, Москва. Оружейная палата. Дерево, темпера; 31,4 х 28,2 см. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Традиционно в центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в водах Иордана. Слева от него, на скалистом берегу - Иоанн Креститель в «одеждах из верблюжьего волоса». На обоих берегах реки стоят ангелы, держащие в руках одежды Христа. С небес на Иисуса нисходит Святой Дух в виде голубя.

Композиция иконы из собрания Музея имени Андрея Рублёва отличается любопытными особенностями: автор ввел в нее ангельский небесный сонм, плотно заполняющий верхние углы изображения.



Москва, - мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, - конец  XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.



Богоявление, - XVII век. Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица».



Вторая половина XVII века. Из церкви Богоявления село Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Икона «Богоявление» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке. Удивительно, - но потом я увидел эту икону в Архангельском музее изобразительных искусств.

В нижней части иконы в центре изображен Иисус Христос в водах реки Иордан. Слева от него пророк Иоанн Предтеча, склонившийся к Христу, справа - три ангела. В левом нижнем углу основная композиция дополнена изображением дерева, рассеченного топором, - оно является символом, напоминающим об усекновении головы Иоанна Предтечи.

В верхней части иконы, в центре, в облачном сегменте, поясное изображение Бога Отца с державой (символом владычества над землей) в левой руке и благословляющей правой. Сверху от облака к Христу идут три луча с изображением символа Святого Духа - голубя в звездчатой славе.

На боковых полях иконы представлены двое святых в рост:  слева - неизвестный святитель, справа - митрополит Алексий. Скорее всего , изображены святые покровители заказчиков данной иконы.



Богоявление, - последняя треть XVII века, - Псков. Музей русской иконы.



Богоявление, - русский север, - конец XVII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Богоявление, - 1682 год, - Андрей Савин Великоселец. Ярославский художественный музей.



Богоявление, - 1697 год, - Новгород. Выставка «Век перемен. Иконы 17 столетия из собрания Константина Воронина» в музее Андрея Рублева.



Икона «Богоявление», - около 1731 года, - Галич. Из церкви  святого пророка Божия Илии погоста Прудовка Галичского района Костромской области. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.



Фреска «Богоявление», - первая треть XVIII века, - из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Богоявление Господне, - вторая четверть XIX века, - Палех. Выставка «Лето господне».



Богоявление, - первая половина - середина XVIII века, - Кострома. Выставка «Русская икона сквозь века», - Тверская областная картинная галерея.



Богоявление, - вторая половина XVIII века, - Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.



Богоявление, - русский север, - вторая половина XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Богоявление, - Верхнее Поволжье, - последняя четверть XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Богоявление, -  последняя треть XVIII века, - Пошехонье. Музей русской иконы.



Богоявление Господне, - конец XVIII века, - Центральная Россия. Выставка «Лето господне».



Богоявление, - первая половина XIX века. Егорьевский историко-художественный музей.



Крещение, - XIX век, - Церковь Ильи Пророка Цыпинского погоста. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI-XIX веков».



Богоявление Господне, - 1870-1880-е годы, - Владимирские иконописные села. Выставка «Лето господне».



Икона «Крещение Господне» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».



Богоявление, - 2000-е. Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова».

двунадесятые праздники, иоанн предтеча, праздники в честь иисуса христа, христианская символика, иконы

Previous post Next post
Up