В день Благове́щенья улыбаюсь до вечера, - Марина Ивановна Цветаева «В день Благове́щенья».
«Благовещение» (Устюжское), - 30-40е годы XII века, - Новгород. Третьяковка.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой, - который говорит о том, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, -
от Луки святое благовествование глава 1, стихи 28-31. Апокрифические тексты добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
«Протоевангелие от Иакова» говорит, что тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом.
И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами.
О том же говорит и
«Евангелие от псевдо-Матфея», - вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для храма Господня...
На другой день, когда Мария стояла у колодца (juxta fontem), ангел Господень явился Ей и сказал: блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Свое в духе Твоем . Вот приидет свет с неба, дабы обитать в Тебе и чрез Тебя засиять в целом мире.
Мария читает
«Книгу пророка Исайи», - глава 7 песнь 14, - итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (ивр. עמנואל «с нами Бог»).
Смысл одного из важнейших православных праздников отражен в его названии: Благовещение означает сообщение благой (т.е. доброй, хорошей) вести. Эта великая весть касается не только Девы Марии, Которой ее принес Архангел Гавриил, а всего человечества.
Архангел Гавриил изображается с цветущей райской ветвью или лилией; также со сферическим зеркалом в руке; также со свечой внутри светильника.
Жезл в руках ангела - это символ власти и достоинства. Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание, диск или щит. Глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера.
Иногда в руках ангелов можно увидеть трубы - символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.
Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.
Жест ангела означает, - вот я говорю, - указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному. Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение.
Русская православная церковь празднует Благовещение 25 марта (7 апреля) по юлианскому календарю.
Статья Благовещение Пресвятой Богородицы из
Православной энциклопедии.
Статья Благовещение Пресвятой Богородицы в
энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
А вот, что говорится в энциклопедии «Православие», - Существуют два варианта иконографии сцены Благовещения: ранняя и поздняя.
В раннем варианте сцена очень лаконична. Поза Архангела Гавриила, который обращается K Деве Марии, статична. В изображении образов прослеживается влияние византийских традиций: тяжеловесность фигур, золото, ораторский жест, обозначающий речь. Мария в мафории винно-красного цвета и темно-синем хитоне внимает Архангелу. Ее поза выражает согласие. Благовещение застало Деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки, которой она бережно прикрывает проступающую на темном фоне почти прозрачную фигурку Младенца - символ Боговещения.
Однако значительно большей популярностью в Древней Руси пользовалась более поздняя иконография Благовещения, полная динамики и движения. Архангел в стремительном порыве устремляется K Деве, жест его правой руки, направленной к Марии, свидетельствует о том, что он обращается к ней. Поза Марии выражает одновременно испуг, изумление, внимание и, наконец, приятие ею благой вести. С неба на Марию в луче нисходит в виде голубя Святой Дух. Тайна непорочного зачатия свершается на наших глазах.
Храмы Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве, -
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыно,
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке,
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках,
Благовещенский собор Московского Кремля.
«Благовещение», - Византия, Середина XIV века. Пушкинский музей.
«Благовещение». Третьяковка.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская, - «Благовещение», - 1408 год. Иконостас Успенского собора во Владимире. Икона вывезена в 1919-1922 годах экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских из села Васильевского Шуйского уезда Ивановской области. Скан из книги, - «А. Рублев. Из собрания Государственной Третьяковской галереи»
Икона «Благовещение» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
«Благовещение», - конец XV - начало XVI века. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.
Икона «Благовещение» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Фотография иконы «Благовещение» сделана в выставочных залах Сытного двора музея-заповедника «Коломенское» на выставке
«Загляни в сокровищницу музея». Архангельск, - начало XVI века. Поступила в музей в 1930 году. Достаточно редко встречающееся изображение кувшина.
«Благовещение» из праздничного чина иконостаса, - конец 1530 годов, - Псков. Происходит из Ильинской часовни деревни Пископово Гдовского района Псковской области. Ранее икона находилась в собрании А.А.Кокорина (Москва, с 1973 года). Музей русской иконы.
«Благовещение», - 1540-е, - Новгород. Эрмитаж.
«Благовещенье с акафистом», - первая половина XVI века, - происходит из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля. Экспозиция «Иконы Ярославля XVI - XVIII веков».
Средник окружают 24 клейма с изображением Акафиста, - торжественного хвалебного гимна в честь Богородицы. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен, - справа налево. Икона является одним из ранних дошедших до нас русских акафистных циклов и первым из известных изображений Благовещения в качестве средника акафистных клейм.
«Благовещение», - середина XVI века. Ярославский художественный музей.
«Благовещение», - XVI век, - Средняя Русь. Музей-заповедник Александровская слобода.
«Благовещение», - вторая половина XVI века. Экспозиция «Древнерусское искусство XIII-XVII веков» в Ярославском художественном музее.
«Благовещение», - XVI век, - Новгородская школа.
Государственный исторический музей. «Благовещение», - XVI век, - Новгородская школа, - размеры 84x70 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
«Благовещенье» (Устюжское), - конец XVI - начало XVII века, - Русский Север. Храмовый образ церкви Благовещения Пресвятой Богородицы над святыми воротами Соловецкого монастыря. Выставка
«Лето Господне. Праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы».
«Благовещенье», - первая четверть XVII века, - Ярославль. Эрмитаж.
«Благовещение», - начало XVII века, - Москва. Музей имени Андрея Рублева.
«Благовещение», - XVII век, - из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка
«Икона русского Севера XVI-XIX веков».
На первой странице написано, - Величит моя душа Господа, -
от Луки святое благовествование глава 1, стих 46. На второй странице, - скорее всего фрагмент из следующего 47-го стиха, - и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем.
«Благовещение», - Русский Север, - начало XVII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
Благовещение, - XVII век, - Москва. ГТГ.
Благовещение, - 1652 год, - Москва. ГТГ.
Благовещение, - вторая половина XVII века, - Центральная Россия. Выставка «Лето господне».
Благовещение, - вторая половина XVII века. Выставка
«Лето Господне. Праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Благовещение, - XVII век. Выставка «Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».
«Благовещение», - 1685 год. - Сергей Фомин Бодягин, - Москва, Оружейная палата. Дерево, левкас, темпера, золочение. 30,3 × 26,8 см. Собрание В.И. Михалевского (Москва).
Экспонировалась на выставке «Иконопись Оружейной палаты из частных собраний» в музее имени Андрея Рублева. Сергей Фомин Бодягин - кормовой мастер Оружейной палаты. Впервые его имя упоминается в документах за 1694 год, когда его мастерство свидетельствовал Георгий Терентьев Зиновьев. В 1703 году он подрядился исполнить иконы иконостаса церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Из этого комплекса происходят шесть овальных иконы с резных Царских врат с поясными изображениями Богоматери, архангела Гавриила и четырех евангелистов, на первой из которых стоит автограф мастера (МГОМЗ). В 1706 году Сергей Бодягин написал икону «Покров Богоматери» для Успенской церкви Новодевичьего монастыря (ГИМ).
Благовещенье, - конец XVII века, - из Воскресенской церкви села Верхние Матигоры Холмогорского района.
Архангельский музей изобразительных искусств.
«Благовещение», - Поволжье, - конец XVII - начало XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
«Благовещение», - начало XVIII века, - из церкви Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве. Музей имени Андрея Рублева.
«Благовещение», - неизвестный художник, - XVIII век. Размеры 49,2х42,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
«Благовещение», - Вологда, - середина - третья четверть XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
«Благовещение», - Русский Север, - вторая половина XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
«Благовещение», - 1760-1770 годы, - размеры 17х14,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
«Благовещение», - 1780-е годы, - Выг. Выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа».
На старообрядческий характер иконы указывает фигура Господа Саваофа, с исходящим из его уст дыханием и Святым Духом в голубином образе, направляющемся к чреву Богоматери. Такие изображения попали под запрет на Московском соборе 1667-1667 годов ввиду отсутствия упоминаний об этих деталях в Священном Писании. Впоследствии запрет был повторен в указе Синода от 21 мая 1722 года.
«Благовещение», - XVIII век. Размеры 15х12х1,7 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции. Интересная символика на иконе, - тетраграмма или тетраграмматон.
«Благовещение», - Верхнее Поволжье, - конец XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
«Благовещение», - 1748 год, - Сильвестр Попов, - Москва. Музей имени Андрея Рублева.
«Благовещение», - неизвестный художник, - конец XVIII - начало XIX веков. Размеры: 45х36 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
Благовещенье, - конец XVIII - начало XIX века, - Ярославль.
Выставка «Русская икона сквозь века», - Тверская областная картинная галерея.
«Благовещение», - Тверь, - начало XIX века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
«Благовещение», - иконописец З.Ф.Брожин, - 1822 год, - Москва. Выставка икон «Нетленное наследие».
«Благовещение», - Поволжье, - начало XIX века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
«Благовещение» с избранными святыми на полях. На левом поле евангелист Матфей. На правом поле мученица Дарья. 1812 год. Калуга. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
«Благовещение», - вторая четверть XIX века, - Палех. Выставка «Лето господне».
«Благовещение», - Царские врата, - Центральная Россия, - первая половина XIX века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
«Благовещение», - XIX век. Размеры 81х57,5 сантиметров.
Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
Икона «Благовещение» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».