Вход Господень в Иерусалим

Apr 11, 2020 09:59

Когда на последней неделе входил Он в Иерусалим, - Борис Леонидович Пастернак «Дурные дни».

Икона вводит нас в совершенно особый мир, ничего общего с миром живописи не имеющий, - в мир потусторонний, мир созданный верой и полный представлениями духа, а не плоти, - Илья Семёнович Остроухов.



Вход Господень в Иерусалим. Около 1341. Новгородский музей-заповедник.

Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют, - от Луки святое благовествование глава 19 стихи 28-40.

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью, - от Марка святое благовествование глава 11 стихи 1-11.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского, - от Матфея святое благовествование глава 21 стихи 1-11.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним, - от Иоанна святое благовествование глава 12 стихи 12-19.

В Евангелиях не много таких событий, о которых рассказали все четыре евангелиста. Обычно о том или ином событии рассказывается тремя, двумя или одним из них. События, о которых рассказали все четыре евангелиста, - самые важные из евангельской истории, и о них каждый посчитал рассказать, даже зная, что и другие об этом рассказали. Как было с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который писал свое Евангелие позже других, и, по-видимому, уже знал, что написали другие евангелисты.

Когда мы сравниваем повествования четырех евангелистов об одном и том же событии, мы видим, что каждый из них обращает внимание на какие-то детали, которые ускользают от внимания других евангелистов. Три евангелиста Марк, Лука и Иоанн повествуют о том, как Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, сидя на на молодом осле, но только евангелист Матфей отмечает, что была ослица и молодой осленок, которые были приведены к Иисусу во исполнение пророчества Захарии, - митрополит Волоколамский Иларион.

Словарная статья «Вход господень в Иерусалим» на сайте «Православная Энциклопедия».



Ликбез от православного журнала «Фома».

На иконе изображены восседающий на осле Христос и торжественно шествующие за Ним апостолы. Справа представлен Иерусалим, у стен которого Спасителя встречает народ с ветвями в руках. Маленькие дети постилают под ноги осла свои одежды. Торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим отмечается церковью за неделю до Воскресения. В основе сюжета лежат тексты Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и апокрифическое Евангелие от Никодима. Согласно евангельскому повествованию, Христа, вернувшегося в Иерусалим перед иудейской Пасхой, торжественно встречали жители города. Они постилали под ноги осла, на котором ехал Христос, свои одежды и пальмовые ветви.

Иконография «Входа в Иерусалим» складывается уже в раннехристанское время и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений.



Икона «Вход Господень в Иерусалим» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Спаситель изображен шествующим на осле в Иepyсалим. Справа город с византийскими архитектурными формами. Спасителя, сопровождаемого апостолами, встречают отроки и народ. На золотом свету горы и пальма, с сидящими на ней и срывающими ветви отроками.

Икона Новгородских писем, конца XV века. Размер: 18х14 вершков. Доска липовая с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания И.С. Остроумова. Москва. Из каталога «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых».



Икона из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, - датируется третьей четвертью XV века.



Икона «Вход Господень в Иерусалим» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Вход Господень в Иерусалим. XVI век. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Вход Господень в Иерусалим, - XVI век. Художественная галерея Смоленского государственного музея-заповедника.



Икона «Вход Господень в Иерусалим», - середина XVII века.  Музей русской иконы.



Вход Господень в Иерусалим, - XVII век, - из Входиерусалимской церкви города Рязани. Древлехранилище.



Неизвестный нам рязанский иконописец дорисовал как мальчик угощает веточкой пальмы ослика.



Икона находится в экспозиции «Вехи истории Коломенского», - датируется концом XVII века.



Москва, мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.



Вход Господень в Иерусалим, - последняя четверть XVII века,  - Псков. Выставка «Лето господне».



XVII век - первая треть XVIII века. Греция. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



XVII век - первая треть XVIII века. Греция. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Вход Господень в Иерусалим, - последняя четверть XVIII века, - Кострома. Выставка икон «Нетленное наследие».



Икона «Вход Господень в Иерусалим, со святыми на полях» (прп. Паисий Великий, прп. Иосиф, сщмч. Иоанн Воин, сщмц. Стефанида, сщмц. Татьяна, сщмц. Наталия), - первая половина XVIII века, - Невьянск, - музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».



Вход Господень в Иерусалим, - XVIII век, - из Лазаревской церкви города Рязани. Выставка «Резные образы рязанской земли» в РИАМЗ.



Вход Господень в Иерусалим, - последняя четверть XVIII века, - Вологодские земли. Выставка «Лето господне».



Вход Господень в Иерусалим, - 1805 год. Иконописная артель И.И.Богданова-Карбатовского. Из церкви Рождества Христова в деревне Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Фотография сделана на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Зураба Церетели.



Икона «Вход Господень в Иерусалим» сфотографирована в Музее русской иконы, - последняя треть XIX века, - Палех.



Последняя четверть XIX века. Мстера. Икона «Вход Господень в Иерусалим» сфотографирована в экспозиции Музея русской иконы.



Вход в Иерусалим, - первая четверть XIX века, - Палех. Собрание Игоря Сысолятина. Выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV - начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».



Вход в Иерусалим, - начало XIX века, - Центральная Россия. Выставка «Лето господне».



Вход в Иерусалим, - вторая четверть XIX века, - Палех. Выставка «Лето господне».



Икона «Вход Господень в Иерусалим», - вторая половина XIX века, - Тверская областная картинная галерея.



Вход Господень в Иерусалим, - вторая половина XIX века, - Палех. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Вход Господень в Иерусалим, - 1870-е годы. Выставка «Лето господне».



Икона «Вход Господень в Иерусалим» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

праздники в честь иисуса христа, христианская символика, иконы, переходящие праздники, страсти христовы, музей, двунадесятые праздники, пасхальный цикл, страстная неделя

Previous post Next post
Up