Нивелирная марка корпуса военных топографов Русской императорской армии была обнаружена на водонапорной башне железнодорожной станции «Подмосковная».
Корпус военных топографов был основан в 1822 году для централизованного проведения картографических съёмок на территории Российской империи под руководством Военно-топографического депо.
Весьма интересная информация, непосредственно относящаяся к конструкции марок корпуса военных топографов, найдена в работе генерал-майора
Станислава Даниловича Рыльке «Каталог высот русской нивеллирной сети с 1871 по 1893 год».
Вот, что пишет Станислав Данилович об инструментах и порядке наблюдений.
Марки, отлитые из чугуна, состоят из диска, снабженного в центре хвостом, ось которого перпендикулярна оси диска. Хвост имеет вид четырехугольной полой пирамиды, суживающейся к диску. Этим хвостом марки укрепляются на цементе в стенах каменных сооружений так, что диск остается в вертикальном положении. На наружной стороне диска марок сделан в виде выступа кружек, в центре которого обозначена точка, изображающая центр марки. Высоты марок относятся к этим центрам. Вес марок 1,9 фунта. На них сделана надпись «Нивеллировка Главного Штаба» и изображен год производства работ. На всех прежних марках, заложенных с 1871 года по 1877 год включительно, обозначались также и номера. Марки позднейших нивелировок номеров не имеют. Расстояние между марками нивелировок 1871-1877 годов изменялось от 4 до 10-12 верст. При позднейших нивелировках, это расстояние значительно увеличено и составляет около 20-25 верст. Марки закладываются главным образом на станциях железных дорог.
«Каталог высот марок и реперов высокоточного и точного нивелирования исполненных главным геодезическим управлением и управлением военных топографов в европейской части СССР с 1875 года по 1932 год» 1934 года издания приводит чертежик конструкции марки корпуса военных топографов и называет диаметр марки - 13,6 сантиметра. А так же повторяет информацию, что диск устанавливался в вертикальном положении посредством заливки цементом хвоста марки, имеющего вид четырехгранной полой пирамиды, суживавшейся к диску, соединенному с ней под прямым углом. Инструкцией для нивелировок высокой точности, производимой КВТ, был установлен тип марки, изображенный на фигуре 1 и 2.
Фрагмент каталога марок Станислава Даниловича Рыльке установленных на Николаевской железной дороге. Как видно из нумерации, марка № 1 установлена на вокзале в Санкт-Петербурге, а марка № 150 на паровозном депо в Москве.
Ярославский вокзал.
Владимирская область. Александров. Железнодорожный вокзал.
Водоподъёмное здание железнодорожной станции Тверь. След от марки.
В «Каталоге высот марок и реперов нивелирования I и II классов» издания «Геодезиздат» 1949 года, под порядковым номером 2321 числится марка без номера КВТ. Высота марки над уровнем Крондштадского футштока 139,925 метра. Рядом, - под каталожным номером 2322 числится еще
стенной репер 1142.
Станция «Канатчиково» Московской Окружной железной дороги. Здесь весьма интересны два момента, - указан год на марке, - 1918-й, - и слово «топографовъ» написано с твердым знаком, - хотя раньше всегда встречалась марка без оного знака.
Декретом за подписью советского Народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, опубликованным 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года), «всем правительственным и государственным изданиям» предписывалось с 1 января по старому стилю 1918 года «печататься согласно новому правописанию».
На южной части МОЖД, - от станции «Угрешской» до станции «Кутузово», - прецизионное нивеллирование было произведено корпусом военных топографов в 1921 году, - тогда на вышеуказанном отрезке было установлено 6 марок. Это станции МОЖД «Угрешская», «Андроновка», «Кожухово», «Канатчиково», «Воробьёвы горы» и «Кутузовская».
Работы были проведены в рамках проектирования III очереди канализации города Москвы. После октябрьского переворота 1917 года корпус военных топографов продолжал существовать под этим же названием до 1923 года, а в 1923 году преобразован в военно-топографическую службу РККА.
На станции «Угрешская» Московской окружной железной дороги, - марка КВТ была установлена на водоёмном здание, - здание цело и на сегодняшний день включено в перечень объектов культурного наследия регионального значения, - но, - подойти к водоёмному зданию весьма проблематично, - водонапорка находится на территории городского сборного призывного пункта Военного комиссариата города Москвы. Со стороны путей марки не видно.
Станция «Воробьевы горы» Московской Окружной железной дороги. Рядом, чуть ниже марки, установлен
КВТшный репер.
Станция «Кутузово» Московской Окружной железной дороги.
Марка без номера, - установлена Военно-Топографическим Управлением (так после революции назывался Корпус Военных Топографов) в 1920-1921 годах, - на вокзале станции «Бутово» Курского направления Московской железной дороги. Высота над нулем Крандштадского футштока 183, 076 метра.
Здание железнодорожного вокзала станции Калуга-2.