Technics RS-B905

Mar 21, 2020 20:19



Дека Technics RS-B905 мне очень нравится внешне, есть в ней какое-то изящество. Внутри нравится чуть меньше, но все равно это очень хорошая дека. Ко мне она попала с проблемой, которую неизвестно как лечить.



В каталоге фирмы Technics за 1988/1989 год дека RS-B905 была флагманом. На ней как раз и закончились 80-е. Очень красивая дека, с трехцветным вакуумно-люминесцентным индикатором.



В ней есть полный набор, характерный для топовых дек: два ведущих вала (закрытый тракт), три головки (сквозной канал), корректор фазы в УВ, калибровка тока записи и подмагничивания, система динамического подмагничивания Dolby HX-pro, системы шумопонижения Dolby B и C, а также более редкая dbx. Но все же дека оставляет некое чувство, что после RS-B100 (флагмана 1984/1985) был сделан шаг назад. Конструкция не такая монументальная, схемотехника более примитивна, хлипкие кнопочки переключения режимов, ну и самое главное - отсутствие прямого привода ведущего вала и кварцевой стабилизации. Позже, в деке RS-B965 снова был сделан шаг вперед, но это уже было начало 90-х. Тем не менее, многие гоняются именно за RS-B905.









Проблема этого аппарата заключалась в механике. Такое довольно часто встречается в аппаратах с закрытым трактом: нет устойчивости движения ленты. Это проявляется обычно или как смещение траектории ленты (она выдавливается из-под прижимного ролика), или как отсутствие натяжения в рабочей зоне (появляется петля ленты, которая увеличивается). Парадокс, но топовые деки с двумя валами и закрытым трактам, пожалуй, «зажевали» так же много кассет, как и дешевые магнитолы с некачественным ЛПМ. Аппараты среднего уровня с одним валом в этом смысле почти беспроблемные.

Что же тогда хорошего в закрытом тракте? Коэффициент детонации и в одновальных аппаратах бывает очень низким, ниже порога заметности. Значит дело не в нем. Закрытый тракт механически изолирует участок ленты в рабочей зоне, где находятся головки, от механизма кассеты и боковых узлов. Это проявляется прежде всего в уменьшении высокочастотной детонации, которую можно увидеть на спектре в виде расширения основания пика для одночастотного сигнала.



Услышать разницу тоже несложно. Для этого надо записать на ленту одночастотный сигнал, скажем, 10 кГц. Если затем при воспроизведении отвести левый (подающий) ролик, делая тракт открытым, то будет слышно увеличение уровня шума на фоне этого сигнала. Насколько это важно при воспроизведении реальных фонограмм - не знаю. По крайней мере, лично я на реальной музыкальной фонограмме не замечаю никакой разницы между открытым и закрытым трактом.

Недостаточное натяжение в рабочей зоне приводит прежде всего к проблемам со стиранием в режиме записи. К стирающей головке лента прижимается только за счет натяжения, а к блоку головок записи/воспроизведения лента дополнительно прижимается подушкой кассеты (кроме редких дек, где эта подушка отводится).



Типичной процедурой проверки работы ЛПМ с закрытым трактом является проверка выборки петли ленты. Через одно из окон кассеты, например, сразу за подающим роликом, вытягивают немного ленты из кассеты и включают Play. При правильно работающем ЛПМ петля ленты должна постепенно уменьшаться и через некоторое время выбраться полностью. Это время и длина петли нормируются в сервис-мануале для конкретной деки. Факт выборки петли говорит о том, что скорость транспортирования ленты правым (принимающим) ведущим узлом чуть выше, чем левым (подающим). Конечно, в условиях, когда в рабочей зоне натяжение ленты отсутствует. В условиях нормальной работы скорость транспортирования ленты становится одинаковой, а это возможно лишь при появлении некоторого натяжения в рабочей зоне, которое чуть уменьшит скорость транспортирования правого узла и увеличит левого. Поэтому факт выборки петли является гарантией наличия натяжения ленты в рабочей зоне. В этой деке вместо выборки петли наблюдалось ее увеличение.

Вся работа закрытого тракта представляется несколько мистической. Объяснения теории его работы, которые гуляют в Интернете, в основном ошибочны. В книгах по аппаратуре магнитной записи описание есть, но там рассматриваются ЛПМ катушечных магнитофонов. В кассетных ситуация количественно существенно иная, что меняет ее даже качественно. Величины, с которыми приходится здесь оперировать, имеют порядок десятых процента. Примерно на такую величину отличается окружная скорость ведущих валов. Дополнительно запутывает ситуацию использование валов разных диаметров, которые вращаются с существенно разной скоростью. Сама по себе разница окружной скорости валов ничего не объясняет, существуют ЛПМ с закрытым трактом и одинаковой окружной скоростью валов и даже вообще с одним валом, к которому лента прижимается с двух сторон. Про механику работы закрытого тракта можно говорить долго, но сегодня это вряд ли кому-то интересно.

Устойчивость движения ленты в закрытом тракте может нарушить что угодно: деградация резинового прижимного ролика или межвального пассика, неправильная установка момента подмотки и подтормаживания, неправильная регулировка по высоте или по наклону головок и направляющих. Износ ЛПМ может вызвать дополнительную погрешность. Поэтому чаще всего проблемы возникают именно в старых аппаратах, которые долго работали. Хотя я встречался с подобными проблемами и на новеньких аппаратах практически только с завода, это было еще в 90-х. В общем, закрытый тракт - вещь довольно капризная.

Из собственного опыта чаще всего причиной плохой работы закрытого тракта является плохое состояние прижимных роликов, чаще ролика на принимающей стороне. Но заменить ролик не всегда возможно - его просто негде взять. Часто помогает уменьшение момента подмотки. Это было рекомендовано даже в дополнениях к сервис-мануалам некоторых дек. Иногда в плохой работе закрытого тракта обвиняют межвальный пассик, но в моей практике не было пока ни одного случая, чтобы замена пассика помогла. Вот на коэффициент детонации пассик действительно может сильно влиять.



В условиях полного отсутствия запчастей приходится, что называется, «шаманить». Ролики внешне были в хорошем состоянии, пассик - тоже. Пассик пробовал менять на подходящий новый - никакого результата. Изменение момента подмотки ни к чему не привело. Последняя возможная мера - изменение силы прижима роликов. Поскольку в данном случае наблюдается избыточная скорость подающего узла, требуется уменьшить силу прижима подающего ролика. Сделать это можно деформацией пружины ролика. Эта мера помогла, ЛПМ начал работать нормально. Но это не значит, что причина была найдена. Усилие прижима ролика пришлось установить явно меньше номинального.



На вторичном рынке довольно часто можно встретить двухвальные деки, где левый ролик вообще отсутствует. Вероятно, столкнувшись с ситуацией нестабильного движения ленты, этот ролик просто выбросили, зная, что в открытом тракте подобных проблем быть не может почти никогда.

Проверку момента подмотки и подтормаживания делал динамометрической кассетой, правильность установки элементов ЛПМ контролировал шаблоном и зеркальной кассетой. На фото виден провод с крокодилом, прицепленный к шасси ЛПМ. Это всегда у меня вызывало вопрос - почему шасси ЛПМ не соединяют проводом со схемной землей? Стоит открутить ЛПМ, как земля на его шасси пропадает и работать становится невозможно из-за жуткого фона. Приходится цеплять дополнительный провод.

Одно из подозрений пало на неправильное положение пассика. В деке RS-B905 на ведомом маховике есть выступ, который по идее должен находиться по центру пассика и центрировать его. С этой же целью шкивы для пассиков делают бочкообразными с увеличенным диаметром в центре. Но я еще не видел ни одной RS-B905, чтобы пассик лежал на этом выступе. Обычно он сползает в сторону и только краем попадает на выступ. Это могло несколько поменять передаточное отношение между маховиками. Но в то же время я встречал аппараты с точно так же сползшим пассиком, но без проблем с закрытым трактом. В общем, эта неисправность из тех, когда можно только пожать плечами.

electronics, ремонт, кассета, cassette deck, магнитофон

Previous post Next post
Up