В мире политики и искусства не утихает скандал с картиной
Ильмы Гор (Illma Gore). Эта австралийская уличная художница и бывшая татуировщица, живущая в Лос Анджелесе, неожиданно стала знаменитостью. Славу ей принес рисунок пастелью, где она лихо и очень натуралистично изобразила Дональда Трампа в обнаженном виде, приделав ему при этом пенис микроскопического размера. Назвала она свою работу Make America Great Again, ернически цитируя Трампа. Естественно, сомнения в его мужских достоинствах оскорбило будущего финалиста президентских выборов (в том, что именно он будет противостоять Клинтон в ноябре, нет никаких сомнений). Искусство Ильмы Гор - довольно трэшовое, как, собственно, и ее имидж. Но рисунок с успехом демонстрируется в Лондоне, за него уже даже предложили $140 000 долларов, но художница отказалась: ждет, когда цена дойдет до $1 миллиона. Что ж, может и дойдет.
Адвокаты Трампа уже
пригрозили Ильме мощным судебным иском, если она посмеет продать работу. Иск, кстати, очень хорошая идея. Пусть дурость и юридическое невежество будут задокументированы судебно. Пусть судья напомнит Трампу, что такое Первая поправка к Конституции и как она защищает свободу слова. Но это еще не все. Возмущенные патриоты, ревнители «возрождения Америки» устроили оголтелую травлю художницы. Ей постоянно угрожают расправой, возмездием, обещают убить, изнасиловать. А как же: на великого человека, будущего отца нации замахнулась, а точнее - на святая святых, его пенис! Что ж, у каждой толпы свои скрепы. В Фейсбуке «Обнаженный Трамп» получил 264 000 перепостов (!), после чего МарЦук временно
забанил aккаунт Ильмы.
Что важно в этой истории? Кампания травли Ильмы - это превью трамповского правления. Призывы возродить Америку - это красиво и благородно. Но обернутся они торжеством жлобства, навязыванием «правильных» вкусов и идей, и линчеванием несогласных. Почему? Да потому что ударная сила электорат Трампа - это мужчины-представители низшего класса, чье образование ограничено средним или незаконченным средним, т.е., грубо говоря, мужланы, агрессивный охлос. Им обидно, что они живут в мобильных домах и ездят на фордах 20-летней давности, а всякие японцы, арабы, индусы, бразильцы и прочие, которые «понаехали тут» живут в виллах с бассейнами и ездят на новых лексусах. У охлоса свои представления о духовных ценностях. В соответствии с этими представлениями, они охотились за головой Салмана Рушди; осуждали «тунеядца»-Бродского; в едином порыве возмущались «антинародной личиной» Ахматовой, Пастернака, Солженицына, Войновича; под крики «зиг хайль» жгли вредные книги и картины экспрессионистов; взрывали древние статуи Будды в талибском Афганистане и античные арки в ИГИЛе. Теперь мы рискуем увидеть «триумф национальной воли» в Америке. Травля Ильмы показала, чем обернется этот триумф. До власти Трамп и охлос еще не добрались, но угрозы засудить, изнасиловать, убить уже появились. Непонятно, что в стане трампистов делают тысячи интеллигентных русских эмигрантов, причем в основном еврейского происхождения. Забыли, к чему приводит борьба за «возрождение национального величия»? Достаточно взглянуть на Россию с ее одержимостью скрепами, чтобы вспомнить.
Искусство выше любых скреп и уязвленных чувств «народных избранников». Взобравшись на верхушку политической структуру, политики становятся по умолчанию объектами критических атак, пародий и карикатур. Их пенисы, кстати, тоже. Когда-то Джон Леннон разместил на обложке своего альбома фотомонтаж, где голенький Никсон танцевал твист с голеньким Мао Цзэдуном. Мораль? «There may be not much difference between Chairmаn Mao and Richard Nixon if we strip them naked» («Если раздеть председателя Мао и Ричарда Никсона, различий между ними останется немного»). To есть, мы все - вода, мы все равны. Еще раз подчеркну: я не слишком высокого мнения о таланте Ильмы Гор и художественных достоинствах «Обнаженного Трампа». Но и в ее картине есть своя пусть грубоватая и не столь гуманистическая, но все равно мораль: «Даже с крошечными дудями можно быть колоссальным дудаком».