Математический коллапс и анти-реформа образования

Jul 16, 2015 22:11

16 июля в предгорном Чиангмае, вторым по величине городе Королевства Таиланд, завершилась 56-я Международная математическая олимпиада (ММО) среди школьников, ознаменовавшаяся беспрецедентном фиаско российской команды.

В этом престижном событии принимали участие старшеклассники из 104 стран мира, от одного до шести человек в каждой команде. Программа соревнований состояла из шести задач, за решение каждой из которых участники получали баллы. Набравшие наибольшее количество баллов награждались медалями. По итогам решения каждой из шести задач, предложенного каждым участником, проводился общий командный зачет. Вот как выглядели результаты первой десятки:



Как и полагается статистическим материалам, эта таблица отражает важнейшие тенденции, происходящее в российском обществе, которые становятся особенно очевидны, если взглянуть на них в исторической и системной перспективе.

До распада Советского Союза советские школьники были неизменными лидерами матолимпиад и побеждали в общекомандном зачете 14(!) раз. Среди этих победителей были нынешние ведущие авторитеты математики Григорий Маргулис, Станислав Смирнов и легендарный Григорий Перельман. Суверенная Россия показывала более скромные результаты, но все равно, как правило, оставалась каждый год в ведущей пятерке или даже тройке.  Последние годы тон в олимпиадах задавали команды США, Китая и Южной Кореи, которым основную конкуренцию создавали россияне и северные корейцы.

В 2007 г. команда РФ стала первой в общем зачете, но с этого момента ее результативность начала свой поэтапный путь вниз, за 8 лет приведший ее на 8-е место. В Таиланде россияне не только впервые с трудом удержались в первой десятке, уступив КНДР, Вьетнаму и Ирану, но и впервые остались вообще без золотых медалей.

Историческую последовательность деградации российской команды иллюстрирует вот эта таблица:


Можно сколько угодно говорить о том, что в СССР на развитие молодежной шахматной и математической школы тратились неоправданно большие расходы в политических целях; о том, что сейчас с такими же целями это делается в коммунистическом Китае и КНДР; о том, что из России разъехались евреи (многие небезосновательно считают их особенно способными к математике); можно даже приплести сюда санкции, но все это лишь затушует основную причину фиаско на олимпиаде. Состоит же она в том, что уровень математических знаний российских школьников снижается.  Происходит это из-за спада общего уровня образования в стране, а он, в свою очередь, совпадает с началом федеральной программы «Развитие образование» на 2013-2020 и запуском т.н. «Дорожной карты» образования.

В 2010 года в России насчитывалось 1,36 млн. учителей и 13,36 млн. учащихся средних школ. Предполагается, что к 2019 количество школьников в РФ увеличится на 2,5 млн. Дабы ответить на вопрос, что делать в такой ситуации, не нужно важно размахивать корочками кандидатской в области педагогики, как это делают чиновники Минобразования. «Конечно, увеличить число учителей», - скажет любой разумный человек. Но, очевидно, разум не в почете среди чиновников. В соответствии с их великим замыслом, достойным Кафки и Ионеско, количество учителей планируется не увеличить, а сократить - на 87 000 человек к 2018.  Формально причина - в инициированной еще в 90-е «оптимизации» школьной системы, но есть основания подозревать, что речь идет о банальной экономии. Параллельно с сокращениями преподавательского штата трансформируется сама природа образовательного процесса, и из передачи знаний он все больше превращается в предоставление услуг по прейскуранту.

А вот как повлияла «оптимизация» на количество школ:

-За период 1995-2009 в РФ стало на 17 700 школ меньше (т.е., на 25%).
     -За период 1995-2009 количество школ в РФ уменьшалось в среднем на 2519 ежегодно.
     -При президенте Медведеве было закрыто 7200 школ, в том числе 5700 сельских.
     -С 1994 по 2014 в РФ было закрыто 23 000 школ.

В дополнение к сказанному приведу интересный график, демонстрирующий образовательные приоритеты кремлевского правительства.



источник
Пояснения тут не требуются. Только не нужно говорить, что храмы Кремлем не финансируются, а церковь отделена от государства.  Баптистская и католическая церковь, может и отделена, а вот православная с ним срастается с каждым годом все крепче. Лишь в 2014 РПЦ получила из федерального бюджета 2 мрд. руб. на свои, никому не подотчетные "богоугодные" дела.

Приведенные данные говорят об одном: в России происходит не реформа, а анти-реформа, не оптимизация, а саботаж среднего образования.

Между тем, буквально на днях общаясь с молодежью на одном технологическом форуме, президент Путин порадовал всех наблюдением, что именно математическая школа - сильная сторона российской системы образования. Наверное, о провале в Таиланде и затянувшемся регрессе в преподавании математики ему еще не доложили. А если доложат, то можно догадаться, что будет дальше. Примут бутафорские меры в стиле министра спорта Мутко: «США и обе Кореи опередили в математике Россию? Подобрать американца и корейцев и выдать им по российскому паспорту. Так победим». Напомню, что именно американский сноубордист и южнокорейский конькобежец привели РФ к первому месту в командном зачете в Сочи.

Но даже если это и произойдет, то проблема все равно останется. Потому что останутся люди, которые ее создают.
Конечно, под руководством властей страна последние годы решает эпохальные задачи: надо было проводить сочинскую Олимпиаду (а она важнее, чем какие-то математические), надо было организовывать «освобождение» Крыма и Новороссии, сейчас надо тащить на себе и Крым, и разрушенный Донбасс - причем неизвестно куда тащить. Кроме того, не за горами и чемпионат мира по футболу 2018, а его проведение благодаря смекалке чиновников дорожает с каждым месяцем. Тут еще и кризис, и инфляция, и падение цен на нефть, и укрепление доллара, и Запад с его санкциями. В общем, извините дети, не до вас сейчас. И не до ваших школ. И не до разумного, доброго, вечного. И уж тем более - не до математики.

путинизм, российское образование

Previous post Next post
Up