Как я писал в
своем последнем посте, в результате резонансной авиакатастрофы в Казани, на голову общественности камнепадом посыпались креативные думские инициативы, которыми последнее время депутаты столь ревностно пытаются оправдать свое существование. Разбившийся Боинг-737 - марка, хоть и известная, но все-таки иностранная. Поэтому Владимир Гутенев, зампред комитета Государственной Думы по промышленности,
предложил запретить российским авиакомпаниям использовать подержанные зарубежные самолеты. Другими словами, Гутенев настаивает на том, чтобы пересадить все экипажи и, главное, пассажиров на отечественные самолеты, при этом, старые эти самолеты или новые - уже, судя по всему, и не важно. Мера, безусловно, патриотичная, но, насколько она разумна?
Авиаперевозчики и эксперты категорически против запрета. Говорят, что даже новые отечественные авиасредства хуже, чем старые импортные, а причина аварий - не возраст самолетов, но недостаточное техобслуживание и ошибки пилотов.
Не знаю, правы ли специалисты, но давайте посмотрим, насколько оправдана непримиримая убежденность депутатов в том, что отечественные воздушные судна безопасней иностранных. Сейчас в РФ российские гражданские самолеты
составляют лишь 7% общего воздушного флота, а их доля в объеме пассажирских перевозок - 4%. И тем не менее, даже при такой ничтожной доле за последние несколько лет подавляющее большинство авиакатастроф в РФ произошло именно на самолетах отечественного производства Вот только
некоторые из примеров:
- 29 декабря 2012 г., а/п Внуково, Москва. Ту-204 авиакомпании Red Wings выкатился за пределы взлетной полосы, разрушился и частично сгорел. Погибло 5 членов экипажа.
- 12 сентября 2012 г., пос. Палана, Камчатский край, при заходе потерпел катастрофу самолёт Ан-28. Погибло 10 человек.
- 7 сентября 2011 г. под Ярославлем при взлёте потерпел катастрофу Як-42 авиакомпании «Як Сервис». Из находившихся на борту 45 человек погибло 44, включая почти всю хоккейную команду «Локомотив» (Ярославль), одного из лидеров Континентальной Хоккейной Лиги.
- 9 августа 2011 г., поселок Омсукчан, Магаданская обл. Из-за пожара двигателя потерпел катастрофу самолёт Ан-12А. Погибли 11 человек.
- 11 июля 2011 г., 63 км от Нижневартовска. При вынужденной посадке потерпел катастрофу Ан-24, следовавший рейсом Томск - Сургут. Погибли 7 человек.
- 20 июня 2011 г. Карелия. При посадке потерпел крушение Ту-134А. Погибли 47 человек.
- 1 января 2011 г. Сургут. Загорелся один из двигателей Ту-154б, самолет сгорел полностью. 3 человека погибли, 39 госпитализированы.
- 4 декабря 2010 г. а/п Домодедово, Москва. Из-за отказа двигателей совершил вынужденную посадку и разрушился Ту-154М авиакомпании «Авиалинии Дагестана». 83 человека пострадали, 2 погибли.
Неутешительная статистика. «Но, может, во всем действительно виноваты нерадивые российские механики, пилоты и диспетчеры?» - воскликнет сомневающийся читатель. - «Может, сами самолеты - надежны и крепки?» Давайте посмотрим, как вели себя отечественные воздушные суда в иностранных руках.
- 13 февраля 2013 г. Ан-24 украинских «Южных авиалиний» раскололся пополам во время аварийной посадки в аэропорту Донецка. 5 человек погибли.
- 9 мая 2012 г., Индонезия. Потерпел крушение российский самолет Sukhoi Superjet 100. Погибли 45 человек.
- 19 августа 2012 г., Южный Кордофан, Судан. Потерпел крушение Ан-26-100. Погиб 31 человек.
- 10 апреля 2010 г., Смоленск. Потерпел крушение Ту-154 с президентом Польши и всем высшим военным командованием Польши на борту. Погибли 96 человек. Это была крупнейшая (по числу жертв) в истории человечества авиакатастрофа, в которой погибли первые лица государства.
- 15 июля 2009 г. На севере Ирана разбился Ту-154, иранской компании Caspian Airlines, летевший из Тегерана в Ереван. Погибли 168 человек (граждане Ирана, Армении и Грузии), в т.ч. юношеская сборная Ирана по дзюдо.
Так что нет никаких видимых оснований для энтузиазма, с которым заботливые депутаты, а с ними и Владимир Гутенев, спешат пересадить россиян и гостей нашей страны на ЯКи, АНы, ТУшки и СУшки. Поддержать умирающее отечественное авиастроение - может, и благородная идея, но делать это надо не в приказном порядке и, не ставя жизнь людей в еще бОльшую опасность, чем та, которой они и так уже подвергаются, доверившись российским авиаперевозчикам.
Видимо, это понимают даже депутаты «Единой России» Игорь Баринов и Игорь Игошин. Вместе с группой однопартийцев, они только что
подали законопроект, запрещающий полеты на всех пассажирских, грузовых и даже почтовых самолетах старше 20 лет - как иностранных, так и отечественных Казалось бы, ничего крамольного. Но при всей основательности и - будем надеяться - искренности действий депутатов, предложенная ими мера - совершенно бесполезна, ибо игнорирует причину проблемы.
А причина состоит в том, что авиакомпании закупают б/у самолеты не из-за слепого преклонения перед иностранным, не из-за недостатка патриотизма, а исключительно потому, что российские власти - те самые, которые якобы пекутся о благе и безопасности граждан - налагают на новые импортные самолеты астрономические таможенные пошлины размером до 40%, тем самым, лишая российские компании возможности приобрести новую иностранную технику. 40%, ясно дело, - это хорошие деньги, но на фоне нефтегазовых миллиардов - ничтожные (не говоря уже о том, что никакие деньги не дают властям право подвергать жизнь пассажиров опасности). Тем не менее, отказываться даже от малой доли этих сумм почему-то никто в правительстве не собирается. Так что неискоренимая жадность мешает чиновникам принять действенные меры по безопасности своих граждан. Ведь попав под запрет на лизинг/закупку подержанных самолетов, авиакомпании будут вынуждены приобретать новые самолеты - причем в основном иностранные, не отечественные - а стоимость этих расходов попросту переложат на пассажиров, увеличив цену за перелет. Так что спасение жизней пассажиров станет делом самих пассажиров. Но и это не даст им 100-процентной защиты от умников, которые изыщут способ занизить возраст авиасредства и посадить их в старое, забытое механиками корыто, подобное тому, которое рухнуло в Казани.
Запретительный режим, столь популярный в Росси на протяжении всей ее истории, в этой ситуации не эффективен. Здесь нужны разрешительные, мотивационные меры, и правильный способ обезопасить жизни российских пассажиров очень прост. Если у читающих этот текст есть доступ к думским «избранникам народа», которые, как известно, с народом общаться не любят, или к сотрудникам министерств, которые, впрочем, тоже не балуют нас своим вниманием, то передайте им мои слова: ГОСПОДА, СНИЗЬТЕ ПОШЛИНУ НА НОВЫЕ ИМПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ, А ЕЩЕ ЛУЧШЕ - ОТМЕНИТЕ ЕЕ.
Сделайте это, отвлекитесь от бумажного бедлама и личных имущественных вопросов, и тогда российские компании станут более охотно приобретать новые Боинги и АТR, перелеты станут безопаснее, и жизни многих российских пассажиров будут спасены.