С 13 мая по 20 июня в Вене пройдет крупнейший театральный фестиваль Австрии под управлением худрука Маркуса Хинтерхаузера и директора театральной программы Стефана Шмидтке. Церемония открытия состоится 16 мая в парке Шёнбруна, где на открытом воздухе выступит Венский филармонический оркестр.
Обширнейшая театральная программа включает 39 работ современных режиссеров мира в театрах Германии, Австрии, России, Франции, Бразилия, Чили, Австралия, Канада, Южная Африка, Куба, Эстония и др.
Среди авторов спектаклей - такие мэтры, как Франк Касторф, Жоэль Помра, Ромео Кастеллуччи, Иво ван Хове, а также работы молодых режиссеров - Кирилла Серебренникова и Евгения Гришковца (Москва), Бобо Йелчича (Хорватия), Леонардо Морейра (Бразилия), Лора Фут (Юж.Африка) и др.
Далее много фоток и видео...
В рамках программы откроется 37-й Венский музыкальный фестиваль концертом Венского филармонического оркестра в Шенбрунне, названным поэтически «Летняя ночь». Пройдут пять вечеров, посвященных памяти советского композитора и дирижера Моисея Самуиловича Вайнберга. В отеле Метрополь состоятся презентации выставок, новинок книжной индустрии и светские вечеринки. Кроме того, три дня программы посвящены переговорам арт-коллективов с международными продюсерами.
Подробнее, театральная программа:
«21 - ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕТСТВЕ»
Метс Штауб, Германия
ВИДЕО см.в новом окнеРастянутый во времени исследовательский проект, организованный немецким документалистом Метсом Штаубом, который в течении нескольких лет берет интервью у одних и тех же людей, и просит их вспомнить события из детства. Представленная в программе 2015 года программа представляет акцию воспоминаний для 21-летний людей.
«ПРОЩАНИЕ С БУМАГОЙ»
Евгений Гришковец, Россия
ВИДЕО см.в новом окнеЗатянувшийся российский интимный дневник имитирующего комплексы эгоцентрика, продвинутого пользователя мультимедиа и гаджетов новейших технологий, решившего вызвать жалость к себе крокодиловыми слезами по бумаге, которую мы безвозвратно потеряли.
«АЯКС и МАЛЕНЬКАЯ ИЛИАДА»
Эван Уэббер / Франк Кокс-О'Коннелл, Канада
ВИДЕО см.в новом окнеИспользуя технологии скайп-связи, канадские режиссеры Фрэнк Кокс-О'Коннелл и Эванс Уэббер рассказывают историю о положении молодого человека, решившего отправиться в качестве добровольца канадской армии на войну в Афганистан. Однако его друг Эван прикладывает все силы, чтобы остановить его.
Применяя приемы мульти-медиа два канадских исполнителя рассказывают новую версию далеких троянских событий, где роль хора исполняют необычные движущиеся проекции, с которыми вступает в диалог два живых артиста.
«АНАЛОГОВЫЙ ГЛАЗ. ЕДЕМ В ТЕАТР»
Брент Мейстре, Южная Африка
ВИДЕО см.в новом окнеКороткометражный фильм, созданный специально для национального фестиваля кино 2014 года в Южной Африке, представленный тремя программами по 80 минут, соединившими работы 37 видео-арт-художников из 18 стран мира, изучающих самобытность культуры и традиций на солнечном материке.
«АНТИГОНА, ЭПИЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ»
Карлос Диаз / Рохелио Оризондо, Куба
ВИДЕО см.в новом окнеВерсия кубинского режиссера Карлоса Диаза, решившего изучить современный женский конфликт, считающийся традиционным на острове свободы. Спектакль соединяет реальность документального интервью участников репетиционного процесса, запечатленный на кинопленке вымысел и театральные фантазии, разыгранные здесь и сейчас. Исполнительницам удается изучить не только гендерные аспекты женской доли, но и отношение к полу, творческому потенциалу и перспективам самореализации в современном мире Кубы.
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Федор Достоевский / Франк Касторф
Специально для фестиваля великий немецкий режиссер инсценировал последний роман Федора Достоевского, ставший шестым обращением Касторфа к произведениям любимого автора, поднимающего вопросы библейского масштаба в запутанном клубке страстей и прав, взаимоотношений человека и Бога. Совместная продукция Берлинского Фольксбюне и Венского Фествохена.
«ЧАС, ПОКА МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ ДРУГ О ДРУГЕ»
Петер Хандке / Тийт Ойасоо / Эне-Лиз Семпер, Эстония
ВИДЕО см.в новом окнеЭстонская режиссерская команда ставит метафоричный опус Петера Хандке об изменившейся после открытия границ ЕС новой Европе. Завоевывающий популярность на фестивалях таллиннский театр NO99 использует театральную выразительность для изучения социально-политических вопросов современности.
«ЭДУАРД II. ЛЮБОВЬ, В КОТОРУЮ Я ПОВЕРЮ»
Кристофер Марло / Эвальд Палметхофер / Нора Шлокер, Австрия
ВИДЕО см.в новом окнеАвстрийский режиссер Нора Шлокер увидела в трагедии Марло конфликт личной свободы и государственной политики, которые в версии молодого венского драматурга Эвальда Палметхофера позволила высвободить из души увлеченного эротическими приключениями эгоиста слепую ярость, устроившую кровавую бойню.
ОТКРЫТИЕ ВЕНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ 2015
Click to view
Летняя ночь. Концерт Венского филармонического оркестра в Шенбрунне
«РЫБАКИ НАДЕЖДЫ. ТАУРТ»
Лара Фут
ВИДЕО см.в новом окнеСоединив авто-биографический театр с приемами мульти-медиа, танца контемпорери, южноафриканский драматург и режиссер Лара Фут рассказывает о бытие жителей крошечного села близ небольшого озера, вскрывая темы социальной трагедии выживания нищей общины и заботы об окружающей среде. Каждый персонаж наречен библейским именем и несет свою тяжелую долю. В невероятно лиричном спектакле редкая сшибка пафоса и народного юмора. Работа Бакстерского театра в Кейптауне уже второй раз на Венском форуме (2006, 2015), и представляет поэтическую притчу о трагической жизни населения целого континента.
«ЧАЙКА»
Антон Чехов / Бобо Йелчич, Хорватия
ВИДЕО см.в новом окнеХорватский режиссер Бобо Йелчич размешивает жизнь в провинциальной театре с чеховским сюжетом, позволяя актерам размыть грань между социальной реальностью и пространством литературного вымысла.
«СПУСКАЙСЯ, МОИСЕЙ»
Ромео Кастеллуччи / Socìetas Raffaello Sanzio, Италия
Исход израильтян из Египта в Ветхом завете описывается невероятно сложно, красиво и жестоко, так как на пророка Моисея Бог накладывает тяжелую задачу: вернувшись, возделывать землю Нила, познать Бога, осознать свое бремя и признать обольщения любимого народа. Движимый силой библейского текста Ромео Кастеллуччи инсценирует ряд ассоциативных картин, наводящих экзистенциальные сомнения в неопределенности пророков и людей. Отказываясь от травматического опыта, наносимого матерью своему ребенку при отсутствии Бога в техногенном мире из разных полюсов, между которыми спектакль «Спускайся, Моисей» может оказать свое влияние.
Кастеллуччи не пытается декодировать миф. В очередной раз в фокусе его интереса парадокс антагонизмов - Золотого агнца и самовоспламеняющего куста. Две стороны одной медали, где культ жертвоприношения оказывается обратной стороной культуры. Ценность материальная противопоставляется духовной, тленное потребление - вечной жизни духа. Исход Моисея - духовное завещание, которое требует сегодняшнего переосмысления, а запрет Бога, адресованный Моисею, как утверждает Кастеллуччи, «должен быть изгнан из нашего бытия».
«ЗАМОК СИНЕЙ БОРОДЫ» / «ПРИЗРАК-ВАРИАЦИИ»
Бела Барток / Роберт Шуман / Кент Нагано / Андреа Брет, Германия
Немецкий режиссер Андреа Брет интерпретирует символизм сновидения по Зигмунду Фрейду в созданной Бартоком поэтической мистерии и музыкальной психограммы странного мира вымысла, где настоящая тьма закоренелого женоненавистника хранится в темном замке за семью печатями, которые раскрывает объект его любви - Юдифь. Одноактная опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» исполняется вместе с «Призрак-вариациями» Роберта Шумана, завершившего свое меланхоличное произведение незадолго до смерти.
«Я НЕ ЧЕРНАЯ»
Кеттли Ноэль, Гаити
Провокационный спектакль из серии «После атомной катастрофы», когда возникает необходимость находить новую идентичность, исследовать обычные вещи в новом контексте. Гаитянский хореограф Ноэль Кэтли ставит спектакль о собственной жизни, оказавшись после эмиграции из Мали в Париже, и затем в Бенине в 1999 году, где исполнительница долго работала в конвейере танцевальной индустрии. После успешной постановка «Фанта Каба», рассказывающей о повседневной рутине малийской проститутки, Кэтли Ноэль привезла моноспектакль об одной утопии, обещающей наступление эры без политических, культурных и социальных барьеров.
«ЙЕФФАЙ»
Георг Фридрих Гендель / Янгханелль / Лидия Штейер, Германия
Описанная в Ветхом завете трагедия о жертвоприношении. Великолепная поздняя оратория Генделя с большими хорами, эмоциональными ариями и прекрасным ансамблем молодой режиссер Лидия Штирия разыгрывает за большим столом, в ученическом классе. Так обостряется вопрос выбора и его цены.
«ЙУН ГАБРИЭЛЬ БОРКМАН»
Генрик Ибсен / Симон Стоун, Австралия
Австралийский режиссер Симон Стоун на примере инсценировки ибсеновской пьесы изучает тему натурализма автора, поместив реалистичного автора в жанр экспрессионизма. Поиск смысла отставного директора банка, до сих пор считающего, что вся формирующая сила в деньгах, и ставшего невольным участником семейной битвы за сына и власть в семье. Как и положено великой классике, текст пьесы оказывается невероятно современным.
«ДЕЛО ШВЕЙКА»
Ярослав Гашек / Душан Давид Паризек, Чехия
Пражский театр «Студия Героев» представляет один из самых юмористических романа ХХ века, описавших уровень насилия и анархии военного реализма. Итак, настал судный день. В центре крупным планом - бравый солдат Швейк, заговоривший по-немецки. Сможет ли он нас удивить?
«КОРОЛИ ВОЙНЫ»
Уильям Шекспир / Иво ван Хове, Нидерланды
Неопытный монарх Генрих V женился на французской принцессе, чтобы добиться мира. Однако Англия погружается в хаос. И даже Генриху VI не удается разнять стороны конфликта, засвидетельствовав падение своей страны. Воплощению зла Ричарду III удается восстановить хрупкий мир в войне роз. Как лидер с абсолютистскими претензиями он не вызывает сочувствия, устремившись исключительно к личным целям, выгодным для себя. Томас Лануа опять совершает невероятное слияние крови и страсти, политических баталий и стратегических задач. Для голландского мэтра Иво ван Хове это повод изучить механизмы политического кризиса, ставшего дилеммой дисбаланса между национальными интересами и задачей сохранения власти.
«ФАНТАЗИИ О БУДУЩЕМ»
Ла-Ре Сентида / Марко Лайера, Чили
ВИДЕО см.в новом окнеКоллектив из Чили на родине называют «Панками чилийского театра», т.к. он соединил сразу несколько активных экстравертов, изучающих самых больные вопросы общества и страны. Политические игры, шоу-бизнес, одержимые одиночки, общество потребления, брошенные дети, оборот наркотиков, секс-индустрия и прогнившие нравственные институты. Режиссер Марко Лайера соединяет драматический театр с физическим и данс-контемпорери-направлениями, элементами кукольного театра и мульти-медиа. Вышел оригинальный разговор о сегодняшнем дне, кишащем катастрофами, утратами и тупиками.
«ВОССОЕДИНЕНИЕ ДВУХ КОРЕЙ»
Жоэль Помра / Compagnie Louis Brouillard, Франция
ВИДЕО см.в новом окнеПарижский Одеон - Театр Европы привез в Вену премьеру известной пьесы Жоэля Помра в авторской постановке. Сюжет из двадцати крепко перепутанных любовных историй, завязывающихся и развязывающихся в резком включении софитов на сцене. Между вроде бы бытовыми нелепостями положений в определенный момент мы понимаем, что автор призывает изучить вариант соединения «по любви» двух давно разделенных Корей, которые стали символом семейной неудачи. Варьируя цитаты из Гоголя, Чехова, Бергмана на тему счастливого брака, Помра вносит изрядную порцию едкого сарказма, свойственного его редкому таланту обличителя лицемерия и пороков современного общества.
«ЛЖИВЫЙ СВЕТ МОИХ ОЧЕЙ»
Сальваторе Шарино / Эмилио Помарико / Ахим Фрейер, Австрия
В центре - песня о красоте и быстротечности. Мелодия будет повторять, прокручиваться в памяти, как прекрасный аромат, чтобы в конце полностью исчезнуть. Элегия эпохи Возрождения Клода ле Жена легла в основу оперы Сальваторе Шарино «Лживый свет моих очей». Сюжет описывает реальные события 1590-го года, когда итальянский композитор Дон Карло Джезуальдо, принц Венозы, убил свою жену и ее любовника. И теперь постановщик Ахим Фрейер инсценировал это сочинение сицилийского композитора специально для Венского фестиваля. Драма одного дня, сломавшая всю жизнь.
«ШУМ»
Себастьян Нюбринг / Молодежный театр Базеля, Германия
Вместе с энергичным немецким режиссером Себастьяном Нюбрингом молодые актеры разыгрывают будущее одного безлюдного места. Поднимается тема общественного неприятия, изгнания молодого человека, его выбора альтернативной реальности, активно развиваемой почти в каждом европейском городе сегодня. Много документального материала об упадке западной цивилизации и агрессивном сопротивлении шуму юным поколением.
«О, САД»
Леонардо Морейра / Компания Хиато [исп.-трещина], Бразилия
ВИДЕО см.в новом окнеМолодой бразильский режиссер Леонардо Морейра вместе с труппой из Сан-Паулу выращивает сад в комнате. Делясь очень личными воспоминаниями и рассказывая собственные истории, каждый персонаж формулирует свой конфликт, выражает симпатию и формирует биографию. Звучащие одновременно исповеди увлекают зрителя, заводят его глубже и глубже, пока персонажи не сталкиваются друг с другом и не пытаются изменить порядок вещей. Вводя неожиданные перемены обстоятельств возраста и эпохи, режиссер рождает зазор между иллюзией и реальностью, вскрывая механизмы памяти, забывания и его подавления.
«БЕЗ НАЗВАНИЯ № 1. ОПЕРА ГЕРБЕРТА ФРИЧА»
Герберт Фрич, Германия
ВИДЕО см.в новом окнеХэдлайнер программы Берлинских театральных встреч прошлого года теперь в программе Фествохен. Шуточная безделица, исполняющая Гимн публике от высокопрофессиональной труппы Фольксбюне, каждый участник которой летает под колосники, корчит невероятно смешные физиономии и великолепно танцует и поет хором и соло, радует уже не первый фестивальных зал невероятным позитивом и заразительной энергией. Мою короткую рецензию на спектакль
см. тут. «НЕДО-»
Вессель Преториус, Южная Африка
Южноафриканский актер Вессель Преториус играет искреннего мечтателя, чувствительного подростка и всех членов его семьи. Освободиться от быта ему позволяет рифмы, поэтические преувеличения и абсурдно-комичные безумные ситуации. Метафоричная реальность философа в одном тазу.
«ВОЗМОЖНО, ВСЕ ДРАКОНЫ. БЕЗДНА УЖАСОВ [# 3]»
БЕРЛИН (Барт Бейле и Ив Дегриз), Бельгия
ВИДЕО см.в новом окнеК круглому столу, внутри которого сидит публика, снаружи, по окружности прикреплены 30 экранов, на которых транслируется интервью с жителями тридцати уголков планеты. Оказавшись с исполнителем лицом к лицу, между зрителем и рассказчиком постепенно исчезает языковой барьер, и возникает понимание, о чем идет речь. Бельгийская группа видео-художников провели тщательный отбор больших и малых историй, чтобы доказать, что коммуникативный закон работает из трех десятков в пяти случаях.
«СУББОТНЯЯ РЕЛАКСАЦИЯ»
Доротея Мунианеза, Франция-Руанда
ВИДЕО см.в новом окнеРежиссеру Доротее Мунианезе было двенадцать лет, когда ее родная Руанда в 1994 году утонула в крови, отчего ее семья была вынуждена бежать в Европу. Теперь, спустя 20 лет она оценивает тот опыт, как возвращающиеся демоны прошлого. «Субботняя релаксация» - радио-шоу, в рамках которого актриса вживую исполняет популярные зарубежные музыкальные хиты. В Руанде под эту передачу все население когда-то пело и плясало, пытаясь отвлечься от горя и смертей. Теперь воспроизводя ту передачу, две актрисы и режиссер предлагает участвовать в настоящем спиритическом сеансе.
Ты улыбаешься, оглядываешься назад, в детство, провоцируя воспоминания. Песни и танцы воссоздают физическое присутствие, оголяя инстинкт выживания, проявляющийся самые тихие моменты счастья. настоящим кажется и ее голос, поэтический, мощный, соединяющий истории Европы и Африки, от вчера к сегодняшнему дню.
«МАЛЕНЬКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ»
Back to Back Theatre, Австралия
ВИДЕО см.в новом окнеАвстралийский коллектив «Back to Back» привез экспериментальную работу, представляемую в торговом центре на Мариахильферштрассе. Каждый зритель слушает звучание реплик спектакля в наушниках, транслирующих вырванные из шума с увеличенной громкостью беседы разных групп людей в броуновском движении посетителей универмага. Так из обычного бытового потока выделяется документальная драма, повествующая об отношениях обычных прохожих и людей с синдромом Дауна.
«ПЬЕСЫ СЕМЕЙСТВА APPLE»
Ричард Нельсон, США
Работа включает в себя тетралогию драматических миниатюр - «В надежде изменения вещей», «Сладкий и грустный», «Простите», «Регулярное пение». Ее герои - жители небольшого нью-йоркского пригорода Ринебека - семья индивидуалистов с либеральными взглядами, увлеченно развивающими спор на политические темы. Никто не одерживает победу, но каждый старается привести в качестве аргумента одну из гуманистических ценностей. При этом продолжают решать практические задачи, стоящие перед каждой семьей. И то, что эта семья позволяет себе сомневаться, договариваться и надеяться, вызывает большую симпатию. Вокруг американского писателя и режиссера Ричарда Нельсона собрался ансамбль актеров с твердыми политическими убеждениями, позволяющими и в театре отражать понимание острой современной социальной жизни.
«ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ»
Мило Рау / Международный институт политического убийства, Германия
Вереница семейных биографий становится фоном для разговора о гражданских войнах. Отчеты о жизни ячеек общества с туристическими поездками, семейными торжествами составляют живую картину европейской истории. Мило Рау сопоставляет эти сюжеты с видением молодого бойца, оставившего своих родителей дома. Спектакль является первой частью «Европейской трилогии» Мило Рау, создаваемой совместно с Международным институтом политических убийств, с которыми режиссер создал успешные проекты «Радио ненависти» и «Заявления Брейвика».
«ПРОСТЫЕ ЛЮДИ. СОСТАВ ПЕРВЫЙ...»
Ян Мартенс, Германия
В современном обществе связь между людьми ускорилась, оставаясь столь же поверхностной, анонимной и хрупкой. Личные встречи перекрываются многими предвзятыми впечатлениями, все сложнее и сложнее. Хореограф Ян Мартенс посвятил проект «Простые люди» именно такому явлению: как люди встречаются в нашем мире сегодня, как ищут реальных знакомств. В серии живописных дуэтов играют обычные жители Вены, участники семинара, предшествующего премьере. Простые люди знакомятся «вслепую» вполне реально и прямо на сцене. Я.Мертенс в течении нескольких лет увлекается жанром динамичного, чувственного и поэтичного кабаре «Фурор».
«В ПАМЯТЬ О ЮСТИЦИИ»
Марсель Офюльс, Германия
Монументальный рассказ о Нюрнбергском процессе и его последствиях. Вопросы, звучащие с киноэкрана, просты и сложны: как возможно оценивать деяния нации или личности? Как одерживаемая победа над пораженной нацией становится обязательно лицемерной? А жестокость Америки во Вьетнаме разве не наносит вред нравственным достижениям Нюрнбергского процесса? Один из самых известных режиссеров-документалистов Марсель Офюльс добивается конкретизации понятий и перспектив. Его работа «В память о юстиции» была представлена в 1978 году на Берлинале и долгое время считалась утерянной. Академия кино-архивов тщательно восстановила картину при содействии Paramount Pictures и Фонда кино.
«МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Николай Гоголь / Кирилл Серебренников, Россия
ВИДЕО см.в новом окнеКирил Серебренников рассказал историю современных бизнес-моделей мошенников, чиновников и воротил финансового жонгляжа XXI века. Мужской актерский ансамбль проходит сквозь лабиринт иллюзий, постоянных комических преображений всех игроков, цепь нелепых обстоятельств, исполняя роли старых женщин, трогательных пьяниц, лошадей и стаи собак... В этом мире маскировки Чичиков и сам становится маленьким мошенником, вышедшим на охоту в среду более хитрых дельцов, чем он сам. Специально для гоголевского спектакля композитор Александр Маноцков сочинил песни - «лирические отступления». Каждый звучащий философский текст позволяет заглянуть, как в замочную скважину, в души середняков, помещиков и провинциалов, с любовью показанных в сатирических миниатюрах о банальности зла.
«У / ТРОПИЯ»
Выставочный зал и U/Tropia. Льеж-кино
Брент Мейстре / VIS [Vienna Independent Shorts], Южная Африка
«Тропия» - медицинский термин для определения различных положений двух глаз по отношению к зафиксированному объекту. «Зое-троп» - известен, как волшебный барабан, оптический прибор и пионер кинематографа. Его действие основано на взаимодействии технических возможностей и человеческого восприятия. Дистопия - вымысел, игра с будущим истории, часто с отрицательным результатом. У/Тропия - перформанс и акт визуального искусства, чем общий эффект проявляется из комбинации двух разных точек зрения: просмотра движения при ходьбе и из положения лежа. Брент Мейстре, художник из южноафриканского университета Родса, устраивает перформанс из медицинских, технократических опытов, арт-инсталляции и просмотра кино на диване. Вы увидите ряд короткометражных фильмов, арт-отражения перспектив восприятия в прошлом, настоящем и будущем.
«UNDER DE SI»
Диего Бьянки / Луис Гарай, Колумбия
ВИДЕО см.в новом окнеКаким способом идеальный вымышленный мир может превратиться в реальность? «Under de si» - выставка, перформанс и театральное действо одновременно. Посетители окажутся в лабиринте арт-объектов, погружающих в хитрое переплетение вещей, предметов, явлений автономной вселенной. Играя жанровыми сшибками комедии и трагедии, реальности и вымысла, возвышенного и низменного, общими законами нашего восприятия и ее пределами, создатели проекта не рассказывают «историю», а отправляют нас в путешествие по открытому полю, в котором мы заново сможем открыть свой личный мир и полностью его реорганизовать. Вы встретитесь с Паноптикумом навязчивых, знакомых и странных духов. Колумбийские перфекционисты Луис Гарай и Диего Бьянки представляют в рамках венского форума собрание особых талантов.
«МЫ НЕ БОЛТАЕМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫМИ»
Питер Aмпе / Бенджамин Фердонк, Бельгия-Швейцария
ВИДЕО см.в новом окнеШвейцарский танцовщик и хореограф Питер Ампе и бельгийский художник Бенджамин Фердонк знают друг друга давно, их объединяет одинаковая страсть к фарсу. Впервые выступают дуэтом, хотя рядом с ними легко заметить и черта.
Официальная страница фестиваля