Кристоф Марталер, Анна Тереза де Кеерсмакер, Жорж Апергис
30 марта в Оргкомитете Венецианской биеннале были объявлены победители. Высшая награда «Золотой лев» в номинации «За жизненные достижения» в этом году достается швейцарскому постановщику Кристофу Марталеру (театр), бельгийскому балетмейстеру Анне Терезе де Кеерсмакер (танец) и франко-греческому композитору Жоржу Апергису (музыка). Лауреатов премии представляли руководители секций: «Театр» - Алекс Ригола, «Танец» - Вирджилио Сиени и «Музыка» - Иван Феделе под патронажем председателя совета директоров Венецианского биеннале Паоло Баратта.
По мнению руководителя секции «Музыка» Ивана Феделе, «отправной точкой жанра музыкального театра стало содействие восстановления влияния на многие молодые таланты, и композитор Жорж Апергис произвел революцию в музыкальной практике с его интеграцией всех компонентов - вокала, инструментов, пластических и живописных средств выразительности, используемых одновременно и создающих переход от одного контекста к другому. В театральном представлении декламация и механическое звучание вновь стали яркой иллюстрацией, основанной на комбинации языков и фонем в виртуозном беглом письме, развиваемом способами повторов и аккумуляции. Получающиеся стихи раскрывали глубокое понимание того, что Апергис выделяет социальную функцию искусства, его места у публики, позволяя определить эффективность восстановления поэтических форм и приемов в механизмах памяти. Его работы призывают к творческому со-участию исполнителей, придумывающих мнимый язык, неоднозначный и часто забавный, вызывающий сотворение языка в неистовой декларации, предшествующей «смыслу». Музыка биеннале бесспорно демонстрирует путь этого уникального композитора, начиная с 1972 года, когда он представил свое сочинение «Слушатель устал» (Ascoltare stanca), символ его поэзии».
«Точкой соединения между придумыванием и воплощением творческих потоков» назвал руководитель секции «Танца» Вирджил Сиени лауреата в своей дисциплине. «Ее поэтический жест, выраженный через тело, сделал возможным акцентировать в западной культуры внимание на восприятии тела, как способа изучения лингвистики театральной среды. Танцевальная компания Кеерсмакер показала спектакль «Дождь» в 2001 году, где танцевали под нитями серебристых канатов, свисающих на плоскость крутящейся сцены под аккомпанемент 18 музыкантов Стива Рейха».
О лауреате Золотого льва «За жизненные достижения» швейцарском режиссере Кристофе Марталере руководитель секции «Театр» Алекс Ригола говорил в превосходной степени: «Эксцентричная фигура на европейской сцене, смешавшая музыку и театр», «талант, нашедший свой индивидуальный язык. За его работы в музыкальном театре, где музыка может и не появиться. За его чувство юмора, всегда умное, позволяющее объединить трагедию, драму и комедию в одном месте. За то, что заставляет нас предаваться мечтаньям наяву. За фантастически созданные уникальные живописные пространства, придуманные вместе с Анной Фиброк, одним из лучших сценографов в истории театра. За его умение поставить зеркало перед европейским обществом и позволить увидеть страдания и убогость человечества, характеризующие нас и позволяющие нам прекрасно о них рассуждать».
Статуэтки львов будут торжественно вручены во время проведения мастер-классов биеннале. Секция «Танец» будет работать с 25 по 28 июня, секция «Театр» - с 31 июля по 9 августа, и секция «Музыка» - с 2 по 11 октября.
На прошлых церемониях Золотого льва «За жизненные достижения» получили:
в секции «Музыка» - Гоффредо Петрасси (1994), Лучано Берио (1995), Фридрих Церх (2006), Джакомо Мандзони (2007), Гельмут Лахенман (2008), Дьёрдь Куртаг (2009), Вольфганг Рим (2010), Петер Этвеш (2011), Пьер Булез (2012), София Губайдулина (2013), Стив Райх (2014);
в секции «Танец» - Мерс Каннингем (1995), Каролин Карлсон (2006), Пина Бауш (2007), Иржи Килиан (2008), Уильям Форсайт (2010), Сильви Гиллем (2012), Стив Пакстон (2014);
в секции «Театр» - Ферруччо Солери (2006), Ариана Мнушкина (2007), Роджер Ассаф (2008), Ирен Папас (2009), Томас Остермайер (2011), Лука Ронкони (2012), Ромео Кастеллучи ( 2013), Ян Лоуренс (2014).
Официальный сайт биеннале P.S.
Жорж Апергис (Афины, 1945) - франко-греческий композитор.
С 1963 года живет и работает в Париже. Первые же его опыты сочинения для камерного музыкального театра - «Трагическая история некроманта Хиеромино и его зеркала» (1971), «Пандемониум Дидро» (1973), «История волков по Фрейду» (1976), привлекли внимание зрителей и критиков к его творчеству. В 1976 году основал в Баньоле Ателье Театра и Музыки (АТЕМ), в котором сотрудничал с музыкантами Жан-Пьер Друэ и актерами Майклом Лонсдейлом.
С тех пор его работы можно поделить на три основных типа:
1. Для музыкального театра, где все элементы (вокал, инструменты, пластика, живопись) рассматриваются на одном уровне и разрабатывают самостоятельную драматургию. С 76-го («Бутылка в море») по 97-м годы активно занимается деятельностью АТЕМ, создав более 20 шоу («Беседа», 1985; «Перечисления», 1988, Н 1992; «Секс-тур», 1993 и т.д.). Направление продолжало развитие и после 97 в еще большем универсализме («Наблюдение за пейзажем», 2002, на текст Хайнера Мюллера).
2. Второе направление сводит декламационные и голосовые линии с инструментальными аранжировками, часто подразумевая театральность, иногда простые жесты, вписанные в партитуру произведения, но не являющиеся обязательными для исполнения на сцене. Это область, почти полностью забытая в 80-е годы, снова входит в моду в следующем десятилетии, в большой оратории по «Гамлет-машине» Хайнера Мюллера (2001).
3. Третье направление является резюме двух первых, так как соединяет звуковые элементы вокруг вокальной партии, ставшей важным и основным средством выразительности. Среди работ: «Жак фаталист» (1974, Дидро), «А я говорю вам, что уже мертв» (1978, по Эдгару По), «Тристез-тропики» (1996, по Леви-Строссу), «Штормовое предупреждение» по мотивам книги и П.Сценди, премьеру которой сыграли в оперном театре Лилля в 2004 году.
В 2010 году он написал музыку и поставил «Оливье Кадьо» в театре Ронд-Пойнт. Записи его вокальных произведений (декламационный цикл) и инструментальных сочинений хранятся на диске в Монтене.
Анна Тереза де Кеерсмакер (Мехелен, Бельгия, 1960) - бельгийский балетмейстер.
после обучения в брюссельской школе Мориса Бежара и в нью-йоркской Тиш-школе искусств, завоевала международное признание в 1982 спектаклем «Фаза, четыре движения» на музыку Стива Райха. В 1983 году основала в Брюсселе компанию «Розы», которая дебютировала спектаклем «Розы танцуют Розы», а затем в 1984 году «Ария Елены» на вокальные арии в исполнении Карузо, где она впервые заговорила о тексте и кино-повествовании. Затем в 1986 году на музыку Б.Барток поставила балет «Аннотации». В 1987 выходит премьера «Побережье разврата» по мотивам текстов Хайнера Мюллера. Затем появился балет «Год за годом», и многие другие сочинения, в том числе «Барабанная дробь» (1998), и «Я говорю. Квартет» (1999), «В реальном времени» (2000), «Дождь» (2001, представленная на биеннале в разделе «Танец»), «Репертуар. Вечер II» на музыку Бартока - Бетховена - Шенберга (2006), «Все еще храним» (2007), «Песни» (2009) и «Матч 2», где принял участие и Борис Шарматц. В 1992 «Розы» превратились в брюссельскую театральную компанию «La Monnaie» [Монетный двор], где хореограф проработала до 2007 года.
Тогда же Кеерсмакер занялась репертуаром и основанием новой школы современного танца - P.A.R.T.S. (Performing Arts Research & Training Studios - Исследования перформативных искусств и передвижные студии), которая начала работу в 1995 году и в 2010 году получила на Венецианском биеннале награду «Серебряный лев». В 1992 году был снят короткометражный фильм «Черно-белая Роза» с хореографией Кеерсмакер на музыку Бартока режиссером Питером Гринуэем. Фильм вошел в конкурсную программу 49-го Международного венецианского кинофестиваля.
За время своей карьеры, Кеерсмакер также ставила на сцене трех королевских театров: «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (1998), «Два Фоскари» Джузеппе Верди (2003), «Ханьо» Тошио Хосокава (2004).
Кристоф Марталер (Эрленбах, Швейцария, 1951) - швейцарский режиссер,
родился в 1951 году в Эрленбахе, в кантоне Цюрих, изучал музыку, класс гобоя и флейты. Сделал свои первые шаги в мире театра в Париже, после мая 68, посещая театральное училище Лекока.
См. подробнее