[Рыночная площадь-76]
Леденящий душу сюжет спектакля брюссельской труппы театрального поиска Needcompany, основанной в 1986 г. фламанским авангардистом Яном Лауэрсом и актрисой - Грейс Эллен Барки.
Место действие - «Рыночная площадь 76» в крошечной европейской деревеньке, главная достопримечательность которой - «Фонтан любви», построенный 400 лет назад в честь Венеры, и давно не работающий.
Время действия - сменяющиеся четыре времени года. Начало - день годовщины со дня трагедии - взрыва газа, унесшего жизни 24 жителей деревни, в том числе 7 детей. Зрителю предлагают наблюдать за ходом расследования происшествия.
На рыночной площади появляются английский астроном, шофер-индус, швейцарка, полицейский в коротких галифе и лакированных ботинках, жена пекаря - балерина Грейс, парализованная после аварии жена мясника Аннеке, продавцы-тосканцы и др. Они зачитывают перечень жертв, и с каждым новым монологом выясняется, что взрыв отнял детей почти у всех семей.
Виновник аварии находится скоро. Им оказывается местный водопроводчик - Альфред Синьоре, который уже больше двух месяцев удерживает в катакомбах под фонтаном пропавшую после взрыва дочь пекаря - юную Полин. На больших экранах мы видим полуголого, волосатого извращенца, ползающего на коленях по грязному подвалу и насилующего Полин. Жена Синьоре - кореянка Ким Хо, знает об этом, но ничего не делает для спасения и Полин, и своей дочери-подростка Мишель, испытывающей нездоровую привязанность к отцу.
На 76 день Полин удается бежать. Подволакивая цыплячью ногу, избитая и поцарапанная, она приходит к своей больной матери - Грейс, измученной потерей детей и постоянными головокружениями (вертиго). Полин застает Грейс в момент попытки суицида. В ходе их разговора мы узнаем, что Оскар, любимый сын и брат Полин склонял сестру к сексуальной связи и покончил с собой, не пережив ее отказа. Несчастная мать все-таки прыгает с железнодорожного моста.
Мертвая Грейс возвращается на площадь, чтобы потребовать у живых отмщения за дочь. Насильника-педофила ловят. Он признается, что выкрал Полину, чтобы не совершить прелюбодеяния с дочерью. Жители заставляют Синьоре заплатить за преступление: сначала «случайно» топят водопроводчика в фонтане, а потом вешают его над площадью. Затем они придумывают наказание и для жены водопроводчика - Ким Хо, которая «не могла не знать». Заточив ее в доме на 76 дней, в качестве мести все мужчины деревни по очереди ходят к ней, как к проститутке. Среди них и мясник, чья жена Аннеке прикована к инвалидному креслу. Когда жена разоблачает похождения мужа, он сначала оправдывается, но ближайшей ночью душит жену подушкой.
Приходит длинная и суровая зима. Сцену заваливает полиэтиленовым снегом. Все персонажи наряжаются в длинные шубы и высокие шапки. На сцену из-за аварии высаживается инопланетный корабль, откуда появляются мусорщики в оранжевом, надувные рыбки и режиссер Ян Лауэрс. Танцуют все: и инвалиды, и жертвы, и даже насильник в костюме скелета участвует в общем празднике жизни. Дочь насильника и его жертва становятся близкими подругами.
Вдруг у Ким Хо начинаются роды. С душераздирающими криками на свет появляется двухметровый надувной пупс. Новорожденного сына деревни (кто отец так и не ясно) нарекают Амуром. «Фонтан любви» начинает бить. Все артисты, выстроившись на авансцене, поют «Love is good». Некоторые зрители подпевают.
Особенности художественного почерка:
Ян Лауэрс
- один их ведущих европейских режиссеров, осуществляющий лирические, яркие и брутальные спектакли на основе сентиментальных историй, художник по образованию, скульптор, писатель, музыкант, хореограф, работает с труппой Франкфуртского балета, ставит в венском Бург-театре и берлинском Дойчес-театре, интерпретирует классику и пишет сценарии для своих спектаклей, завоевал репутацию фламандского авангардиста, автора уникального театрального метода.
Ниша: сочинительский театр для молодой аудитории, в котором режиссер совместно с актерами создает текст на остросоциальную тему, а затем ставит его в музыкально-пластическом жанре.
Основные темы творчества: насилие, любовь, эротика и смерть.
Основа сюжета: всегда реальные события, способные брать "на живца", воздействовать на мозг и чувства и вызывать в зрителе искренний отклик.
«Игра» с моральными табу в остро закрученном сюжете.
Сюжетные линии - не менее 3-5 из «джентельменского» набора: несчастные случаи, самоубийства, убийства, изнасилования, инцест, секвестр, страдания, линчевания, горе, проституция, трупы и рождение.
Остроумные диалоги, интеркультурные диалекты, провокационные шутки и афоризмы.
Принцип развития повествования: по Хансу-Тису Леману - сюжет разорван, повествование фрагментарное и многолинейное. Вспышки сознания. Граница между реальным и потусторонним миром отсутствует. Живые и призраки оказываются рядом.
Почти все персонажи носят имена актеров.
Древнегреческий хор. Перед началом всегда появляется рассказчик/конферанс/комментатор, который раскрывает правила игры, представляет персонажей, вводит зрителя в курс дела. "Представьте себе ..." и т.д. Часто таким рассказчиком, «Мастером церемонии» выступает сам Ян Лауэрс.
Особые слуги сцены и сюжета: в «Marketplace 76» это дворники в оранжевом. Выполняют не только сюжетные, но и технические функции, например, декорационных перемен.
Цветовое решение разных миров: в оранжевых одеждах появляются дворники, умершие дети (планшетные куклы) и все погибшие по сюжету. Переодевшись в оранжевые комбинезоны, мертвые продолжают оставаться на сцене, выступая с комментариями происходящего.
Сценические средства: микс разных жанров и видов искусств, названный Лауэрсом «музыкальной трагикомедией» или «чем-то большим, чем мюзикл».
Непременные атрибуты: живая музыка и вокал, физический театр (модерн + контактная импровизация), кукольный театр, видео, пантомима, акробатика, клоунада, пародии на теле- и кино-индустрию (латиноамериканские сериалы, фильмы с фрейдистским поиском сексуальных травм, порножанр, истории про инопланетян и ужастики).
Музыкальное оформление: соединяются три стиля - классический, поп и экспериментальный авангард.
Обязательны: сквозная гуманистическая мысль (социальные проблемы - это плохо, нас окружают трагедии, но жизнь идет своим чередом) и hapy end.
Вывод: Придуманный красочно, местами остроумно, визуальный театр с полетом произвольных ассоциаций и рефлексией постановщика. Местами социальный китч, местами театр "наивный", смотрящий на жестокий мир альтруистично, без нравоучения и осуждения.
Почитаем программными директорами фестивалей за опыт настоящего уличного балагана и ориентир "нравиться всем".
Спектакли Яна Лауэрса дважды привозили в Москву на фестиваль "Сезон Станиславского" - "Комнату Изабеллы" и "Искусство развлечения". Российский зритель, утомленный сложным хитросплетением надуманного сюжета, балансирующего на грани социодрамы и пародии, не нашел повода для сочувствия героям.
Ольга Егошина: "Все используемые жанры Лауерс обычно пародийно заостряет, опасно скользя над пропастью пошлой клоунады и периодически в нее соскальзывая".
Юлия Ласник: "Ничего трогательного". Пример "аутичного восприятия мира".
Роман Должанский: «Вся суть заключена во фрагментарности и недооформленности сценического высказывания, в особом отношении театра Яна Лауэрса к жизни: в спектакле чувствуется не страх, не предубеждение, не восторг и не высокомерие (как, например, у Яна Фабра), а демократическое любопытство. Ян Лауэрс не разоблачает реальность, но и не мифологизирует ее».
VIDEO 1:
Click to view
VIDEO 2
Спектакль Needcompany совместно с РурТриеннале (Бохум), Бургтеатром (Вена) и Голландским фестивалем (Амстердам), при поддержке правительства Фландрии.
Официальный сайт театра: Текст, режиссура, сценография - Ян Лауэрс
Исполнители - Эллен Грейс Барки, Аннеке Боннема, Ханс Петер Даль, Жюльен Фор, Юмико Фуная, Бенуа Гоб, Сюнг-Им И, Роми Луиза Лауэрс, Маартен Зегерс, Эммануэль Шварц, Екатерина Травеллетти, Ян Лауэрс, Эльке Янссенс
Композиторы - Ханс Петер Даль и Маартен Сегерс, Ромбут Вильемс
Драматургия и субтитры - Эльке Янссенс
Ассистент по хореографии - Миша Дауни
Костюмы - Лот Лемм
Помощник режиссера - Люк Галле
Продолжительность - 2 часа 15 минут.
Мировая премьера - 7 сентября 2012, Рур-Триеннале, зал Столетия Бохум.
На пресс-конференции кто-то спросил у Лауэрса, почему мертвые носят оранжевое, тот преспокойно ответил, что оранжевый - цвет секьюрити и цвет тибетских монахов. Признался, что вдохновлялся католическим пессимизмом фон Триера и скопировал деревню с его «Догвилля».
Дополнительные фотоматериалы спектакля P.S.
Информация для особо доверчивых театральных зрителей:
- Из рекламной брошюры «Marketplace 76»: «В мире глобализма, понятия, которые когда-то объединяли общество - традиции, религии, этническая принадлежность, национальности и пр. - потеряли свою очевидную обязательную силу. Возможности (или невозможности) сосуществования - важнейшие вопросы спектаклей Яна Лауэрса последнего десятилетия: «Комната Изабеллы» (2004), «Магазин Лобстера» (2006), «Олений Дом» (2008), и даже трилогия «Грустное лицо | Счастливое лицо» - все истории о силах, которые объединяет общество или разъединяет его на части».
- Образы педофила Синьоре и его жены Ким Хо - печально известный серийный убийца и растлитель Марк Дютру и его подруга Мишель Мартин. Дочь пекаря Полин и ее мать Грейс - из реальной истории похищения австрийской школьницы Наташи Марии Кампуш, которую насильник держал в заточении восемь лет. Был прототип и у истории с взрывом газа, но уточнять ее Ян Лауэрс на пресс-конференции отказался.
- В финале "ребенок символизирует новое общество, в котором становление личности происходит не по принципу родства, принадлежности или происхождения, а основано на силе любви и секса, который связывает нас всех, и который позволяет деревне Marketplace 76 начать жить снова».
- Ян Лауэрс выявил театральный парадокс между «прозрачным, осмысленным действием» и «представлением».
- Считая себя продолжателем эпического театра Брехта, Лауэрс утверждает, что актеры Needcompany способны передать юмористическое отстранение в исполнении страдания.
- Изабелла, одна из героинь трилогии «Грустное/Счастливое лицо» Лауэрса, назвала феномен духовных терзаний - "Буддантоний", слияние Будды и Марка Антония - созерцания и владения собой.
- «Необходимы коллективные ритуалы для лечения коллективных травм. Общие переживания усиливают эффект вдвое».
- Групповые песни - утерянный горожанами ритуал, генерирующий особые энергии, способный вызвать дух праздника, торжества и единения.
- К финалу незримые потоки радости сойдут со сцены и «ощущение счастья должно незаметно для вас разлиться в вашем сознании».
- Из Театрального Манифеста Яна Лауэрса: цель искусства - "отпраздновать и прославить воображение тела и уязвимость красоты".