«МЕТАМОРФОЗЫ»
Адольф Вельчек / Театр Гротеска
Click to view
Спектакль Адольфа Вельчека и Маргарет Цволинской относится к лучшим представителям традиции дэнс-театра. В семнадцати сценах рассказывается о людях, которые несмотря на невзгоды неустанно стремятся к гармонии и счастью. Простые жесты и повседневные ритуалы собраны в картину архетипичных гендерных отношений добытчика-мужчины и охранницы очага. Сотрудничестве британского хореографа Каролин Финн с девятью польскими танцорами вылилось в слияние разных средств выразительности, костюмов, сценографии, мультимедийных проекций, танца, музыки и света. Родился оригинальный сценический мир, вызывающий ассоциации с мифом об Орфее и Эвридике и театральными опытами Тадеуша Кантора, Йозефа Шайна и Лешека Мадзика.
Продолжительность 80 мин.
Театр Гротеска
10 декабря, 16:00
11 декабря, 20:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 6»
Встреча с создателями спектакля «МЕТАМОРФОЗЫ»
Адольф Вельчек и труппа Театра Гротеска
Театр Гротеска
10 декабря, 17:20
«ТОВЯНЧИКИ, КОРОЛИ ОБЛАКОВ»
Иоланта Яничек - Виктор Рубин / Национальный Старый театр им. Елены Моджеевской в Кракове
Click to view
Время действия спектакля драматурга Иоланты Яничак и режиссера Виктора Рубина - 30 июля 1841 года. Место действия - дом Адама Мицкевича в Париже, куда прибывают почетные гости. Легендарный национальный бард здесь показан, с одной стороны, мощным манипулятором, а с другой - увлекательным характером, полным сочувствия и сострадания. В действии вовлечены также целая плеяда исторических личностей - Анджей Товяньский, Северин Гощинский, Целина Мицкевич и Каролина Товинска - ключевые фигуры бурного роста польской эмиграции. Яничак и Рубин вовсе не намерены развенчивать мифы, столь укрепившиеся в романтической традиции польского национального самосознания. Предлагая публике взрывоопасную смесь, состоящую из громких призывов к свободе, мистических пророчеств и фрагментов сочинений Адама Мицкевича и той же Каролины Товински, режиссер сталкивает их с современной поп-культурой, ища ответ на вопрос, как оказавшиеся в одном месте персонажи повели бы себя в нынешних социальных и моральных обстоятельствах.
Художник Мирек Качмарек создает на сцене клаустрофобную атмосферу, в которой все символы стали заключенными кукольного домика. Вонзенное в стены десятки арсенала холодного оружия, неудачно застрявшая в стене лошадь и появляющиеся прямо из холста известного живописца Подковинского герои будто организуют интеллектуальную игру в национальные символы, которых в «Товянчики, короли облаков» гораздо больше, чем живых персонажей. Вышло насыщенной метафорами экспрессивное театральное действо, в котором нет места реализму и психологической достоверности. Исторические темы, благонравные мотивы и благородные идеи тут на равных с высокой авторской литературной мыслью, пропущенный сквозь ироничный взгляд на историю польского романтизма.
Продолжительность - 120 мин.
Старый Национальный театр - Камерная сцена #Kolonia
10 декабря, 18:00
«ЖЕСТОКИЙ КОМАР, МЕРТВЫЙ МИР»
Ева Рысова/ Театр им. Стефана Жеромского в Кельце
Click to view
Постановка Евы Рисовой является прекрасным примером извращенной, «намеренно плохой» драматургии. Автор озорно и порой вызывающе эксплуатирует традицию шутливых и легкомысленных литературных манифестов, которые незаметно уводят публику из комфортного психологического пространства в путешествие по парадоксальному миру языка и фонетики. Обильно сдобренный музыкальными номерами, театр «зауми» сначала в некоем условном месте пост-коммунистической эпохи устраивает любопытный поединок добра со злом, предвещающий катастрофу, сенсацию, ужас в наполненной цитатами постмодернистской игре, а затем театр неожиданно обескураживает, становясь вдруг лиричным, искренне обеспокоенным за судьбу человечества и мира.
Театр Лазня Нова - Малая сцена
10 декабря, 19:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 7»
Встреча с создателями спектакля «ТОВЯНЧИЦИ, КОРОЛИ ОБЛАКОВ»
Виктор Рубин / Национальный Старый театр им. Елены Моджеевской в Кракове
Старый Национальный театр - Камерная сцена #Kolonia
10 декабря, 20:00
«ПАПА»
Маргарет Богаевская / Театр Багатела им. Тадеуш Бой Желенского
Маргарет Богаевская инсценирует эпическую драму Артура Палыги, открывшую тему, до сего времени табуированную в Польше, а именно - отцовство. Драматург задает ряд неприятных вопросов о моральной и социальной детерминанте отцов в диалоге с сыном, и при этом описывает трогательную историю созревания. Время действия - коммунистический август. Среди демонов прошлого, бросающих тень на жизнь многих польских семей, режиссер раскрывает целых ряд неразрешенных конфликтов, обид, обвинения и травм. Отдельным элементом спектакля стала живая музыка в исполнении актеров, которые иллюстрируют и гендерную перформативность, и границы свободы в социалистической Польше, спустя всего пару десятилейтий изменившей гендерный контекст.
Продолжительность - 110 минут
Театр Багатела - Сарего 7
10 декабря, 20:45
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 8»
Встреча с создателями спектакля «ПАПА»
Маргарет Богаевская и Театр им.Тадеуш Бой Желенского
Театр Багатела - Сарего 7
10 декабря, 22:35
«УБЕЖИЩЕ»
Павел Пассини / нет-Театр - Люблинский культурный центр
Click to view
Павел Пассини основывает свой спектакль на личном и семейном анамнезе, рассказанном его тетей, Аполлонией Стажец. Когда она была девочкой, ее спасли из еврейского гетто известная до второй мировой войны актриса Ирен Сольска. Автор пьесы - Патриция Долови, использует разные театральные приемы, чтобы передать ужасы Холокоста, пронзив историю болезненной личной перспективой. Фрагменты документалистики тут сталкиваются с вымышленными сценами, и объединяется в триединую структуру: военный опыт, рассказанный на театре и усиленный эмоционально музыкальным оформлением. Так Пассини и Долови устраивают театральную лабораторию памяти, в которой самый сильный дискомфорт переживает зритель, вынужденный лично пережить ощущения жертвы фашизма.
Продолжительность - 90 мин.
Старый Национальный театр - Большая сцена #Helena
11 декабря, 16:00
11 декабря, 20:00
«НЕГРЫ»
Пол Святек / Государственная высшая школа театрального училища. Л. Сольского в Кракове
Дипломный спектакль студентов актерского факультета - адаптация известной пьесы Жана Жене в постановке Пола Святека (кураторский надзор - Адама Навочика). Сравнительно редко инсценируемый текст раскрывает механизмы расового угнетения. Святек увлеченно воспроизводит расистские стереотипы о неграх на радость любителей комедий белых. Однако вызывающий поначалу улыбку фарс вскрывает тревожные мотивы, подрывающие социальную стабильность и порядок. В конце концов, негры сами ставят вопрос ребром о границах между природой и культурой, свободой и рабством, и, наконец, между белыми и черными.
Продолжительность - 90 мин.
Академия драматического искусства театра - Экспериментальная сцена
11 декабря, 18:00
12 декабря, 17:00
«ЛЕСОПОВАЛ»
Кристиан Люпа / Польский театр в Вроцлаве
Click to view
Одна из самых ожидаемых премьер сезона - адаптация Кристиана Люпы романа "инфант террибле" австрийской литературы - Томаса Бернхарда. На памятном ужине собирается группы старых друзей после смерти одного из членов коллектива. Вместо традиционного воспоминания о погибшем вырываются взаимные упреки и претензии, и речь пойдет о страхах и навязчивых идеях, чтобы, пройдя дорогу жалоб, наконец, выяснить, насколько свобода есть всего лишь иллюзорный миф.
Продолжительность - 270 мин.
Театр Лазня Нова - Главная сцена
11 декабря, 18:30
«ЧЛАПОВКИ-ЗАКОПАНЕ»
Анджей Дзюк / Театр им. Станислав Игнаций Виткевич в Закопане
Click to view
Анджей Дзюк адаптировал роман Анджея Струга под названием «Большой день». Приподнято игривое настроение и масса шуток вызывают ощущение предвоенного кабаре. События, происходящие на сцене, комментируются песнями живого оркестра на стихи Яна Бжехви и Марианы Хемары. Жанровые сцены и остроумные пародии способны развлечь публику и довести до слез поставленным режиссером неутешительным диагнозом самых наисовременнейших пороков, страхов и болезней общества: закулисных игр власти, смеси романтики, сплетен, коррупции и комплексов Западной Европы на фоне туристического бума, снующего туда-сюда по улицам Члаповки (читай, Круповки).
Продолжительность - 110 мин.
Старый Национальный театр - Камерная сцена #Kolonia
11 декабря, 19:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 9»
Встреча с создателями спектакля «НЕГРЫ»
Павел Пассини и Нет-Театр - Люблинский культурный центр
Старый Национальный театр - Большая сцена #Helena
11 декабря, 21:30
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 10»
Встреча с Кристианом Люпой. Вечер ведет Бартош Шидловский.
Фестиваль-центр - Галерея современного искусства «Бункер-Штуки»
12 декабря, 12:00
«РАЙ»
Михаль Бортух / Театр Лазня Нова, Центр сельской жизни резиденции для взрослых аутистов
Click to view
Главным мотивом создания «Рая» стало ощущение, что театр, рай и аутизм дополняют друг друга и создают новый, удивительный и достоверный мир. Пьеса основана на коллективной импровизации профессиональных актеров и аутистов. Граница двух миров - аутистов, не распознающих метафор, и актеров, вдохновленных поэзией Данте и создающих мета-язык. Камил - стажёр в одном из отелей Кракова, поэтому его личная история превратила место действия в гостиничные номера. Григорий - харизматичный оратор, ставший директором Камила. Майкл в течение трех десятков лет играл на фортепиано. Аутисты также имеют явные различия. Их воображение тому виной. Многие нормальные люди не имеют воображения вовсе. А тут рождаются настоящие дадаистские фонетические коллажи, увлекающие публику в путешествие из комнаты в комнату, из одного мира в другой. Ритм управляем вспышками воспоминаний, которые олицетворяют встречу двух совершенно непохожих друг на друга миров.
Продолжительность - 110 мин.
Театр Лазня Нова- Главная сцена
12 декабря, 16:00
«СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ»
Яцек Понидзялик / Театр им. Яна Кохановского в Ополе
Click to view
Актер Яцек Понидзялик, постоянный участник проектов Варликовского, инсценировал произведение одного из культовых американских драматургов Теннесси Уильямса. Постановщик не решился на путешествие из эпохи великой депрессии в реальность 1944 года, когда была написана пьеса. Его заинтересовала история современной семьи, полной внутренних конфликтов, токсичных отношений и актов преодоления личных барьеров. В результате центральной фигурой стал Том, задыхающийся в крошечной квартирке, которую он вынужден делить с матерью и сестрой. Пожилая женщина, преумножающая скорбь своим безнадежным взглядом на будущее, рождает в душе Тома искру, из которого разгорается пламя восстания, позволяющее герою вырваться из домашнего ада.
Продолжительность - 120 мин.
Старый Национальный театр - Камерная сцена #Kolonia
12 декабря, 19:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 11»
Встреча с создателями спектакля «РАЙ»
Майкл Борчук и Театр Лазня Нова
Театр Лазня Нова - Главная сцена
12 декабря, 19:30
«ДОРОГА СКОЛЬЗСКАЯ ОТ ТРАВЫ, КОГДА ДЬЯВОЛ В ДЕРЕВНЮ ПРИЕХАЛ»
Павел Волак, Катаржина Дворак-Волак / Театр им. Елены Моджевской в Легнице
Click to view
Накануне Рождества из тюрьмы на свободу выходит Богдан, отбывший наказания за семейное насилие. В деревне, куда Богдан направляется, его встречает Ясик, который вместо гостеприимства решил героя замучить пытками, дабы защитить мир и покой своих земляков. Деревня вдруг превращается в мета-пространство, сталкивающее архаичные ценности и фольклорные символы. Сюда же наведывается и дьявол, после чего действие плавно превращается в кино-триллер. Словом, публика станет свидетелем поучительного сказа о природе зла.
Балансируя на грани нереальности и были, театр рассказывает балладу о носителях зла и их жертвах. Мрачный, плотный, эмоциональный рассказ о жителях страны, где у каждого по два лица. Старое наследие переплетается с новыми веяниями, любовь сталкивается с ненавистью, прощения с преступлением, страх с эйфорией. Никому не удастся уйти невредимым.
Продолжительность - 110 минут
Театр Лазня Нова - Малая сцена
12 декабря, 19:30
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 12»
Встреча с создателями спектакля «ДОРОГА, СКОЛЬЗКАЯ ОТ ТРАВЫ»
Павел Волак, Екатерина Дворак-Волак и Театр им. Елены Моджевской в Легнице
Театр Лазня Нова - Малая сцена
12 декабря, 21:20
«САКРАЛЬНОЕ КАРАОКЕ. РЕКВИЕМ МОЦАРТА»
Цезари Томашевский / Краковская капелла
Click to view
Цезарь Томашевский ставит вопросы о смысле и пределах оригинальности, заключенных в современной одержимости деятелей культуры. Структура шоу, начинающееся с теракта и символических похорон художников, участвующих в нем, о чем сообщает еще в фойе в объективы присутствующих телекамер Кинга Русин. Следуя популярной идее караоке, Томашевский решает дать голос протесту, учитывая, что у активистов может полностью отсутствовать талант. Фрики и неудачники расстроены тем, что им приходится петь хором, мечтая о зведном часе спеть соло. Меж тем парад двойников Кейт Буш, Элвиса Пресли и Уитни Хьюстон наровит выйти из-под контроля, явив темную личину шоу-бизнеса, с исполнением хитов сердыми бездарями, ищущими славы и признания. Спектакль «Священное караоке. Реквием Моцарта» рассказывает об окаменевшем буржуазном мире с его глыбами ценностей, продиктованных бинарной оппозицией между низким и высоким искусством, отсутствием дара, художественной посредственностью и мастерством. Томашевский и ответственная за драматургию Агнешка Якимяк вызывают духов прошлого, в виде Эми Уайнхаус и Дженис Джоплин, надеясь с их участием ситуацию разрешить. Однако ориентиры окончательно теряются, так как все смешалось в этом доме рок-, поп-музыка и академическая опера. Ирония топит различия, устраивая карусель из артефактов - концертных платьев, юбок, и пары носков Бориса Годунова, сатирически разоблачая прижившийся в шоу-бизнесе процесс создания легенд и мифов.
Продолжительность - 90 мин.
Краковская филармония
12 декабря, 22:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 13»
Встреча с создателями спектакля «САКРАЛЬНОЕ КАРАОКЕ. РЕКВИЕМ МОЦАРТА»
Цезари Томашевский и музыкантами Краковской капеллы
Краковская филармония
12 декабря, 23:30
«ПАРА БЕДНЫХ РУМЫН, ГОВОРЯЩИХ ПО ПОЛЬСКИ»
Агнешка Глинская / Театр-студия им. Станислава Игнация Виткевича
Click to view
Агнешка Глинская ставит дебютную пьесу Дороти Масловской, самого популярного молодого драматурга Польши, в которой ведется ироничный рассказ о паре брошенных на обочину маргиналах. Парша и Джинн - актер, играющий ребенка в мыльной опере, и мать-одиночка, при помощи психотропных препаратов рождающая великую идею. Они будут прикидываться румынскими мигрантами и изображать бедность, путешествуя по Польше и встречая еще более разочарованных персонажей. Постепенно за разыгрываемыми забавными ситуациями и острыми шутками вдруг приходит разочарование в мечтах и утрата надежд, наносящие вред и приносящие страдание. Сквозь польские культурные стереотипы и парадоксы повседневности мы различим тяготы жизни на прожиточный минимум, ожидание лучшего, позволившее маргиналам, наконец, найти выход из ниоткуда в свет.
Продолжительность - 85 мин.
Старый Национальный театр - Большая сцена #Helena
13 декабря, 17:30
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 14»
Встреча с создателями спектакля «ПАРА БЕДНЫХ РУМЫН, ГОВОРЯЩИХ ПО ПОЛЬСКИ»
Агнешка Глинская и Театр-студия им. Станислава Игнация Виткевича
Старый Национальный театр - Большая сцена #Helena
13 декабря, 19:00
«ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА»
Гжегож Яржина / TR Варшава
Click to view
Гжегож Яржина остановился на киносценарии, чтобы обрушить едкую критику на современное общество. Материал взят у создателя культового американского кино - Джона Кассаветиса в его сценарии 1977 года «Премьера». Кинопроцесс, который Кассаветис проходил со своей женой, Геной Роуленд, повествует историю стареющей актрисы Миртл Гордон (в спектакле эту роль играет Данута Стенка), которая не может согласиться с приметами увядания - утеканием времени и властью бренности. Актриса тщетно противостоит приближающемуся личному фиаско и капитуляции перед старением. А опытный режиссер, призывающий молодую аудиторию в зал, еще вскрывает и пустоты культовых стереотипов, на воссоздание которых столько сил тратит новое поколение.
Продолжительность - 120 мин.
ICE Краков - Театральный зал
13 декабря, 20:00
«СЦЕНЫ ИЗ ДАНТЕ # 15»
Встреча с создателями спектакля «ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА»
Гжегож Яржина и труппа «TR Варшава»
ICE Краков - Театральный зал
13 декабря, 22:00
Программа.
Часть № 1. см. тут Официальный сайт фестиваля