Для своих поклонников, автор-режиссер высшей лиги, Кэти Митчелл, спаситель британского театра, решилась поговорить о спасении рода человеческого в новой пьесе «2071»
- Знаете ли вы, что мы все хотим спасти планету? И что вы собираетесь делать?
МИТЧЕЛЛ: Я чуток переработалась.
Большой лондонский авангардный режиссер Кэти Митчелл пошел немного дальше.
«Мы на грани катастрофического роста населения и значительных изменений окружающей среды», - говорит она мне в перерыве между репетициями одной из трех пьес, которые она в этом сезоне ставит на лондонских сценах. «Может быть, я неправильно предположила, но мы столкнулась с переменами и «очень большими». Возможно, я одна озабочена этим. Так что, вообразите, я даже перестала летать!»
Став маяком натуралистического британского театра, когда ей было 30-ть, Митчелл теперь 50, и последние десять лет она провела, дрейфуя резко влево. Практически отсутствуя в своей стране в последнее время, она ставила все более амбициозные спектакли для европейского зрителя, который упивался каждым ее концептом: очень известный ее спектакль в Берлине «Дыхание» полностью был отключен от электрической сети, и освещался силой ног бедных актеров, раскручивающих педали на велосипедах, подключенных к генератору.
Но теперь она вернулась - такая себе, Европейская звезда, конечно, - чтобы поставить не только ужасающе нео-готического Чехова «ВИШНЕВЫЙ САД» и научно-фантастическую оперу для детей младшего школьного детей «ПУТЬ ДОМОЙ» («они все, как контр-теноры!» - блестяще заметила она), и сериал «2071», который, теперь уж наверняка, спасет всю нашу планету.
Как известно, у театра плохой послужной список постановок о глобальном потеплении - на самом деле, получилось так, что все вы отстранены от жизни нации, так как признаете свой горький провал с «зеленой планетой». Но Митчелл, особенный из всех существующих гениев, уже поняла, что главная проблема эко-театра в том, что он перенаселен драматургами и актерами. «Десять миллиардов», ее блестящий спектакль 2012 года, созданный в театральной мекке - Royal Court, был по существу лишь устрашающей лекцией о перенаселении от ученого мужа Стивена Эммотта, искусно украшенный постановочным светом и вдохновением.
«Я встретила ученого», - говорит она, - «и я верила в то, что наука говорила мне, и я почувствовала долгом своей чести поделиться этим тем единственным способом, на который только была способна».
Ее новая работа «2071» - амбициозней некуда! Ставит в Royal Court, самом большом здании города, это ослепительное мультимедийное зрелище, танец света и музыки вокруг речи профессора Криса Рапли из UCL [Университетского колледжа Лондона], который объясняет на простом английском, что изменение климата есть то, что было сделано для нас, и то, что еще предстоит сделать для нас. Он не ходит вокруг да около, он просто приводит много фактов, много цифр, без всякой предвзятости, это вам не какая-нибудь чушь собачья, хрень или bullshit.
По-своему, это самая мейнстрим-пьеса всей митчелловской жизни, целый мир после ее славных бестолковых работ в Германии. Значит ли это, что она возвращается к своим корням?
«Конечно, нет»! - смеясь, она отвечает. - «Я не думаю, что я возвращаюсь куда-то, где была, я двигаюсь вперед. И я нахожу это очень трудным».
«2071» можно будет увидеть в театре Royal Court до 15 ноября. «Вишневый сад» - на сцене Young Vic до 29 ноября. «Дорога домой» на сцене Young Vic с 11 по 23 декабря.
TimeOut. Анджей Луковски, 11 ноября 2014