«КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ»
Фридрих Шиллер
Ландес-театр Линца, Австрия
Постановка - Бернарда Хоррес
Шиллер поколения Зомби... в Ландес-театре австрийского города Линца. Такого Шиллера вы вряд ли видели - преувеличенно смешного и болезненно заразительного.
«Коварство и любовь» - одна из самых популярных пьес немецкоговорящей сцены. Объясняя свое решение в интервью, режиссер Бернарда Хоррес сказала: «Шиллер был чертовски зол, когда писал свою трагедию. Ему было всего 25 лет. Оттого в пьесе так много веселых насмешек. Ведь каждая сцена и персонаж - смешны». Так у режиссера возникла идея инсценировать трагедию Шиллера как клоунское представление.
На сцене вместо арены художник Аня Юнгхейтрих выстроила похожую одновременно на подиум и барьер манежа цирковую дорожку, что динамично поднимается на высоту метра от земли и опускается вниз, представляя собой четыре узкие стороны квадрата, по которым туда-сюда снуют участники представления. А внутри квадрата, в центре манежа, расположены в одну торжественную линию десять стульев из разных эпох и стилей. Именно вокруг них и будет происходить действие, навязчиво напоминая о должностях, статусе, иерархии, о том, что место красит человека, и не наоборот.
Так художник создает метафору вросшего в культуру города и забитого рутиной в угол балагана, скрежещущего жерновами механического аттракциона власти, готовой перетирать в муку любого, волею случая оказавшегося на его территории.
И каждый, попавший в его сети, обязан либо стать посмешищем, либо виртуозно исполнить умопомрачительные трюки и пируэты на потребу публики, желающей зубоскалить и надрывать животики от смеха. Оттого спектакль слишком прошит крупными стежками реприз и гэгов.
В какой-то момент нарочитая публичность этих интермедий рождает ощущение, будто на сцене и не живые люди вовсе, а какие-то существа, с выбеленными лицами и устрашающим оскалом, являющие публике то, что она больше всего желает - щекочущее нервы зрелище пожирания адом страстного человека.
И довольно скоро в этом убеждаешься, глядя на повышенную нарочитость поведения, почти механические ужимки и прыжки всех без исключения персонажей, среди которых, неожиданно выделяясь, проявляет стальную волю Папка-президент, ломающий хребет воли своему отпрыску Фердинанду, а заодно и всей цепочке связанных с ним личин. На наших глазах вырастает бурбон, монстр, чудовище, пострашнее Джокера Хита Леджера! Лутц Цайдлер играет Президента неповоротливым, как памятник, грубым, как портовый грузчик, тяжелой поступью отмеряющим шаги по узким дорожкам сцены, изредка становящийся невероятно смешным и нелепым с широкой клоунской улыбкой, умильно моргающим ресничками, глядя прямо в зал. Опять же на потребу толпы…
Рядом с ним Себастьян Хуфшмидт в роли секретаря Президента Вурма - подобие зеленой лягушки, в костюме, в позе, в прыжках, все в нем напоминает эту скользкую жительницу болот. А в моменты его любовных излияний в сторону Луизы Вурм становится еще нелепей, мокрой и безобразной жабой из сказки Г.Х.Андерсена, навязывающей женитьбу Дюймовочке. А когда в его руках внезапно появляется нож, он выпускает наружу еще одну тень ужаса этой дьявольской комнаты страха.
Отец Луизы, городской (читай: кладбищенский) музыкант Миллер (Георг Бонн) - странная, неприятная сущность, будто вышедшая из могилы, с языком черного цвета, у которого изо рта изредка вытекает мутная темная жидкость. Он выступает достойным соперником Президенту, но в его поступках сквозит столь же потусторонняя, нечеловеческая сатанинская сила, предвещающая неминуемую трагическую развязку в судьбе своей дочери.
Еще одна страшная маска этого огненного балагана - Леди Милфорд (Анна Эгер) - бесноватая черная вдова, извивающаяся в неистовом танце, будто выжигающем ее языками адского пламени изнутри.
Бьорн Бюхнер в роли Гофмаршала фон Кальба - трусливый гей, скачущий двойником за Президентом, послушный исполнитель его придворных игрищ и корыстных планов.
Президентский сынок (Аурель фон Аркс) - гиперактивный мим. Подобный тряпичной кукле, он поначалу вызывает симпатию сверх восторженностью. Как настоящий лунатик, он тянется к любви, чувствует зависимость от приливов и отливов. Но скоро разочаровывается, не в силах вынести обрушившуюся на него «правду судьбы», и, вняв аргументам злых советчиков, с лукавым прищуром реализует свой мрачный план, смешав ядовитый лимонад, отравить на тот свет и себя, и любимую.
Самый страдательный образ - Луиза. Она угловата и по-детски простодушна. Исполнительница роли Кэтрин Фёттер потрясает мощным талантом, невероятной способностью молниеносной смены полярных состояний - от бурлеска неугомонного веселья к попыткам суицида и обратно. Весь спектакль она терзается бурей эмоций. Ее героиня много кричит и плачет, волнительно сопит и тупит взор от непонимания, вызывая новые и новые волны симпатии публики. Аттракцион американских горок социального цирка кажется ей странным, невероятным, смешным. Почти весь спектакль ее непосредственные реакции на сжимающийся вокруг нее клубок трагических обстоятельств вызывает приступы смеха зрительного зала, пока успевшая всем полюбиться героиня вдруг не падает на спину мертвой, неловко выпятив босые ноги из-под свадебного платья.
Пламя нахлынувших чувств выжигает наши последние иллюзии.
ВИДЕО
Click to view
«КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ»
Ландес-театр Ленца, Германия
Текст - Фридрих Шиллер
Постановка - Бернарда Хоррес
Стадия - Аня Юнгхейтрих
Костюмы - Стефани Гейгер
Драматургия - Франц Хубер
Президент фон Вальтер - Лутц Цайдлер
Фердинанд, его сын - Аурель фон Аркс
Гофмаршал фон Кэлб - Бьорн Бюхнер
Леди Милфорд - Анна Эгер
Вурм, секретарь президента - Себастьян Хуфшмидт
Миллер, городской музыкант - Георг Бонн
Луиза, его дочь - Екатерина Фёттер
Премьера - 26 сентября 2024 года
Продолжительность - 2 часа без антракта
Официальная страница спектакля Страница театра в фейсбуке P.S.
Бернарда Хоррес
- немецкий театральный постановщик. Родилась в Любеке, получала высшее образование в Дармштадте. Первый ее театр - Франкфуртская драма, где помогала Эйнар Шлифштрасе. Затем ассистировала в Кельне Гюнтеру Кремеру, в Дармштадтском театре - Герту-Тео Умбергу. С 2001 года начала самостоятельную постановочную карьеру. В качестве внештатного режиссера работала в театрах Оберхаузена, Крефельда, Дрездена, Лейпцига, Гейдельберга, Саарбрюккена и Линца.