«ОРХИДЕИ»
Театр Эмилиа Романьи, Италия
Идея, фото и постановка - Пиппо Дельбоно
Еще один конфликт истинного и мнимого.
В рамках XXIV международного театрального фестиваля «Балтийский дом»
Пиппо Дельбоно - итальянский театральный сочинитель, ежегодно выпускающий новые перформансы-размышления о жизни и о себе. Пересказать линию его нарратива - нелегко, да и вопрос - стоит ли. Если вы не попали на показ, всегда к концу тура выходит книга с тем же названием, появляется видеозапись в интернете. Словом, такое лучше видеть, чем об этом говорить. По жанру - это всегда монолог. У повествования есть свой стиль, шарм, глубина мысли и попытка передать тонкие грани искренних переживаний. Но на всех его спектаклях возникает ощущение утилитарности. Дельбоно использует все, что его окружает.
Пиппо - любитель эклектики, получивший международное признание попыткой соединить в одном представление разное - homevideo, выступление родственников и друзей семьи, маленькие шалости с обнимашками и эксгибиционизмом, банальные затеи в стиле аниматоров трехзвездочных отелей, и танцы из разряда милых теплых посиделок «своих».
«Орхидеи» - его последняя работа, представленная в мае 2013 года в Миланском театре Стрелера. Затем в римском зале Аргентина, а через пару месяцев на Осеннем парижском фестивале. За это время он успел похоронить маму, закончить свой новый фильм «Кровь», рассказывающий о встрече с активистом бывших красных бригад Джованни Сензани. В феврале 2014 года выпустил в издательстве ActSud свою книгу «Кровь». Показал «Орхидеи» на множестве международных фестивалей.
И в каждый город Пиппо опять возит за собой эту странную и неразлучную команду. Вызволенного из психушки дядю Бобо, простодушного и улыбчивого Джанлука, похожего на скелет задницу-Нельсона, многолетнего соратника Пепе Робледо, танцовщиц Долли и Юлю, музыкантов Александра Баланеску и Лори Андерсон и других. Пиппо заставляет их раздеваться, бегать друг за другом по сцене и залу, показывать пародийные сценки из истории итальянского театра, диско-вечеринки, аукциона и т.п. А они, улыбаясь, исполняют его волю, заполняя пространство сцены между показом его видео, фотографий, картин или чтения его эссе или его стихов.
А все потому, что он их «всю жизнь собирал», как любит сам Пиппо говорить о своей труппе. Да, некоторые постоянные ее участники по состоянию своего слабого здоровья транслируют историю болезни и тему близящейся смерти, без которых не обходится ни один монолог Пиппо.
Дельбоно в каждом спектакле провожает кого-то в последний путь. Пину Бауш, Пьеро Паоло Пазолини, Тильду Суинтон, Мориса Беренсона, маму, жену друга - красного бригадира Джованни Сензани и много еще кого.
Сам он уверяет, что уж таков у него возраст. На что циники отвечают: «Враки! Пиппо из всего делает шоу».
Конфликт мнимости и подлинности, звучащий почти в каждом заявлении открытых гомосексуалистов, и тут нашел отражение - в образе живого цветка Орхидеи, трудно отличимого от искусственного. Однако, как ни странно, на этот раз тема оказалась как нельзя кстати. Пытаясь распознать истинные его намерения среди ярко приукрашенных и отвлекающих от главного, я с удивлением обнаружил, что гуманистические размышления Дельбоно вынуждает и меня быть искренним. Что и делаю.
Фестивальной публике «Балтийского дома» было показано насквозь самодеятельное представление от некого клуба уставших от жизни и стареющих любителей, собранных Пиппо в уличную труппу по типу цирка и колесящих ради заработка по планете.
Как свидетельствуют итальянские рецензии, одним из самых острых моментов «Орхидей» было признание Пиппо, которое он делал под конец спектакля: пока была жива мама, он не смог публично признаваться в своей гомосексуальности, диагнозе ВИЧ-инфекции и буддизме. Он боялся, что мама, убежденный католик, будет страдать и эти новости станут для нее слишком болезненными. Пиппо рассказывал об этом безжалостно по отношению к самому себе. Казалось, что так и себя прежнего он провожал в последний путь.
Для показа «Орхидей» в России эту часть своей исповеди Пиппо из спектакля изъял. Наверное, на то были особые причины.
«ОРХИДЕИ»
Текст, фото и постановка - Пиппо Дельбоно
Музыка - Энцо Авитабиле
Свет - Роберт Джон Рестеджини
Звук - Коррадо Маццоне
Инженер свето и видео-аппаратуры - Орландо Болонези
Технический директор - Фабио Сайиц
Исполнители:
Долли Альбертин, Джанлука Балларе, Пиппо Дельбоно, Илариа Дистанте, Симона Годжиано, Марио Интружлио, Нельсон Ларичиа, Юлия Моравец, Джианни Паренти, Пепе Робледа, Грейс Спинелла и Бобо Дельбоно
Продукция - Театр Эмилиа Романьи, Италия