«ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ» И ГЕИ

Oct 15, 2014 00:05



«ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА»
Жак Оффенбах
Берлинская комическая опера
Постановка - Барри Коски

Берлинская Комическая опера 11 октября выпустила премьеру «Прекрасной Елены» по Жаку Оффенбаху, посвятив ее 150-тилетнему юбилею произведения.

Как выразился в интервью постановщик спектакля, а заодно и Интендант Комической оперы, Барри Коски, ставить «Елену» он решил на французский манер, в жанре «античной травестии», отдав должное отцу оперетты-композитору и жанру музыкального театра-буфф.

Так повелось, если классика попадает в руки постановщику-гею, он непременно выявит в ней конфликт подлинности и мнимости. Барри Коски не стал исключением, решив в «Прекрасной Елене» отделить зерна от плевел, найдя меж строк Оффенбаха секрет триумфа истинного над ложным. По мнению постановщика, он наступает, когда женщина выявляет свое сокрытое кастрирующее начало! (?)

Еще неделю назад отрапортовав, что добился роста посещаемости публики с 64% до 82%, Барри Коски решил свой сокрушительный для юбилея концепт нарядить в яркие одежды шуток и развлечений, и переполнил действие тотальной иронией над всем.

Мне, человеку отнюдь не мнительному, в какой-то момент показалось, что от происходящего на сцене оба либреттиста (А. Мельяк и Л. Галеви) должны вертеться в гробу, покруче флюгера в ураган. Не знаю, после какой жизненной катастрофы в оффенбаховской «Елене» можно увидеть тему феминизма, однако в своей премьере Берлинская Комическая опера раскрывает именно ее в истории о том, как в несправедливой жертве Троянской войны рождается монстр. Возможно, воспринимая сюжет на каком-то глубоко личном уровне, искренний сторонник и фанат Елены, Барри Коски решил всем участникам той древней легенды отомстить грубо и жестоко, заставив их, играя насмешку над человеческими недостатками, еще балагурить, и выкидывать коленца. Вышла трудно поддающаяся определению вещица.

ВИДЕО ТРЕЙЛЕР

image Click to view



Оформление по типу мультимедиа любимого Барри Коски лондонского театра «1927» - рисованная проекция на традиционный трехстенок, типа, «классицистский зал с колоннами», «анфилада доходного дома». Цвет стен окрашиваются то дневным холодно-белым, то флуоресцентными тонами. Из трехмерного на сцене возникает длинный, во всю рампу, стеганный диван, и предмет оракульского (?) культа - настоящий фонограф, работающий с механическим скрежетом, искрами и дымом, как фотовспышка. Плюс просцениум, окаймляющий оркестровую яму, в виде выноса дугообразной дорожки в зал. При этом акцентом оформления стали десятками сменяемые костюмы из разных киноэпох. Правда, особый смысл в этом искать не следует, т.к. на сцене «царит атмосфера пародии», как предупреждает сам театр, - «любая серьезность может обернуться шуткой».

К сожалению, время шло, а шутки не происходили, хотя театр всеми силами их множил в искаженном травестией мире странного замысла о кастрации, противоречащего невинным развлечениям богов у Оффенбаха. Музы, боги, богини, цари, поэты и прочий демос оперы-буфф были заменены в спектакле жуткими, почти мультяшными карикатурами, такими однолинейными персонажами, у которых с головкой слегка ко-ко, хи-хи и бо-бо. Все гетеросексуальные персонажи режиссерской волею оказались прикованными к инвалидным коляскам. Среди них - главный инвалид, зачинщик Троянского наступления, король Спарты, «скучный, честный муж» и виновник страданий Елены - Менелай (Петр Ренц) с первого появления носил рога. Другие почитаемые Гомером и Оффенбахом мужи - Агамемнон, Ахилл и Аяксы - в спектакле Барри Коски наряжены в парадные одежды штатных тамбурмажоров, поют арии из чужих опер, играют в ладушки и пребывают далеко не в себе. Их противник, любимец богов и нимф, - Парис в исполнении немецко-турецкого тенора Танзеля Акзейбека удалой, но слишком пассивный Принц, носящий солнцезащитные очки «аля ковбой» и бренчащий на губной гармошке, типа, мачо из «Горбатой горы». Главный оракул Калхас (прекрасный бас Стефан Севених) в кислотном,  цвета фукси одеянии католического священника, беспричинно улыбался и корчил из-за четкой артикуляции физиономии в окружении андрогинов в бабочках, гольфах, накладных ресницах и разукрашенных масках вместо лиц.

ВИДЕО-сцена

image Click to view



Чем дальше, тем страшнее.

Невесть откуда явившиеся в мифе бравые гусары в шортах с оголенными ягодицами водили на роликах хороводы. Задорные шотландцы (куда ж без них грекам?!) бесстыдно играли в лапту на вынесенном в зал просцениуме. Удивили танцевальные номера для цирковых силачей в полосатых трико и тяготеющих к избыточному весу бабочек. Напугали расшалившиеся танцоры балета, готовый зубоскалить по любому поводу хор, потерявший самоконтроль кордебалет. Слишком много атрибутов школьных вечеринок - крутящихся зонтиков, клоунов, пиратов, перьев, страз, блесток и залпов из пушек серебристыми конфетти.

Единственный персонаж не из мульта, а «Дива из кино» - прекрасная Елена (Николь Шевалье), сменяя множество ярких нарядов, в конце концов, бросается к своему «псевдо-мачо» Парису на шею, чтобы через секунду оседлать его и, подчинив своей воле, выпустить наружу дремавшую ужасную сущность.

Оркестр под управлением Генрика Нанаси хоть и мал, но удал, в смысле, хорош, однако его скромных достоинств было недостаточно, чтобы скрасить явные несовершенства спектакля.

1. Немыслимый для оперного театра бульварный прием - множество не-академических цитат. В партитуре спектакля гениальный Оффенбах перемешан с хитами Азнавура, Бреля, Эдит Пиаф, Пятой симфонией Бетховена, Шестой Маллера, «Тристаном» Вагнера, «Электрой» Штрауса, «Хавой Нагилой» и других фольклорных мотивов.

2. В таком миксте полярных музыкальных вкусов отдельной партией звучит тяжелая астматическая одышка - у всех, кто танцует и кто поет. Особенно в полуметре от публики, на просцениуме.

3. Очевиден гигантский крен, несовместимый с движением мифологического судна, в сторону гей-суб-культуры, который смог позволить себе только конченный пи ее убежденный адепт. Смотреть три часа на собравшихся в одном пространстве, беспричинно возбужденных, пребывающих на грани истерики геев - трудно, если не сказать жестче.

4. За травестией на сцену тянется вовсе не декларируемые авторами веселость и театральность, а целый шлейф исключительной пошлости и дурновкусия. Назовем их эстетической особенностью этого продукта.

Но, самое главное, что, несмотря на прекрасные женские роли (особенно Елена - Николь Шевалье), просчитанный эпатаж, маркетинг и промоушен, публика от такого продукта бежит, оставляя зал косяками.

P.S.

Чтобы оставить о сегодняшнем случае мало-мальски хорошее впечатление, поделюсь одной старой историей о триумфе «Прекрасной Елены» на российской сцене. После оглушительного успеха оперетты в Петербурге, в 1866 году один провинциальный антрепренер прислал в Дирекцию императорских театров запрос о ее стоимости. Один из редакторов направил ему ответ: «Оркестровка и партитура стоят 300 рублей, а либретто 50 копеек», после чего от антрепренера пришла телеграмма: «Высылайте либретто, музыку подберем сами».

Страшно подумать, спустя столько лет в Комической опере Берлина случилось нечто подобное.

Постановщик приглашает на спектакль

image Click to view



Барри Коски поймал в Берлине свою удачу за хвост. По условиям контракта срок окончания его руководства Комической оперой истечет аж в 2022 году. Его постановка «Прекрасной Елены» - третья успешная премьера театра в этом году (после «Бала в Савоях» и «Кливии»).

«ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ»
Жак Оффенбах
Берлинская комическая опера

Музыкальное руководство - Генрик Нанаси, Кристина Поска
Постановка - Барри Коски
Хореография - Отто Пихлер
Сценография - Руфус Дидвижус
Костюмы - Буки Шифф
Драматургия - Йоханна Уолл
Хор -  Дэвид Кавельус
Свет - Диего Литц

В ролях:
Елена - Николь Шевалье, Корнелия цинка
Парис - Танзель Акзейбек
Менелай - Питер Ренц, Кристоф Спат
Орест - Тереза Кронталер, Каролина Гумос
Калхас - Стефан СевенихSevenich
Агамемнон - Доминик Кёнингер, Н. Н.
Аякс I - Том Эрик Ли
Аякс II - Филипп Мейерхефер
Ахиллес - Уве Шенбек

Премьера - 11 октября 2014 года
Продолжительность - 3 часа с антрактом

Официальная страница спектакля

Рекламный ролик Берлинской Комической оперы премьер сезона 2014/2015

image Click to view



P.S.

Барри Коско - постановщик оперетт и опер, австралийский иудей, открыто заявляющий о своей нетрадиционной ориентации. С 1996 - художественный руководитель театрального фестиваля австралийской Аделаиды, ставил в Австралийской опере, Сиднейской и Мельбурнской театральных компаниях, оперные постановки которых стали призерами международных фестивалей в Сиднее и Мельбурне.
С 2001 по 2005 Барри Коски служил директором Венской драмы. С 2006 года ставил на разных сценах - Баварской государственной опере в Мюнхене, Берлинской государственной опере Унтер ден Линден, Нидерландской опере в Амстердаме, Франкфурт-Опере, Лос-Анджелес-Опере, Английской Национальной Опере в Лондоне, Венской Государственной Оперы, Грац-Оперы, Государственной опере Ганновера, "Театре Алто" в Эссене, Дойчез-театре" в Берлине и Франкфуртской драме.
Главным режиссером Берлинской Комической оперы Барри Коско стал в 2012 году, где успел поставить спектакли - "Трилогия-Монтеверди", "Волшебная флейта", "Русалка", "Ифигении в Тавриде", "Поцелуй меня, Кейт", "Риголетто", "Женитьба Фигаро", "Семь песен / Семь смертных грехов", "Великий навиатор", "Вестсайдская история" и "Бал в Савойе".
В его ближайших планах премьеры в Комик-Опера Берлина - "Моисей и Арон", "Женщина, которая знает, чего хочет!", "Одиссей", "Орфей", "Кастор и Поллукс", "Сказки Гофмана" и "Евгений Онегин".
Постановщик активно сотрудничает и с другими сценами. Им уже подписаны контракты на постановки в Королевском оперном театре Ковент-Гардена в Лондоне, с Глайндборнским фестивалем, Театром Реал-Мадрид, Баварской государственной оперой в Мюнхене, Цюрихским оперным театром, Франкфуртской оперой, Финской национальной оперой и Лос-Анджелес-Опера.

Комическая, Барри Коски, Оффенбах, рецензия, опера, Берлин, Прекрасная Елена

Previous post Next post
Up