«ПИКНИК НА ГОЛГОФЕ»
«La Carniceria Teatro», Мадрид, Испания
Постановка - Родриго Гарсия
Эксперимент аргентинского режиссера Родриго Гарсия. Спектакль участник десятков международных фестивалей, неоднократно отменяемый из-за возмущения христиан, посчитавших постановку Гарсиа - кощунством. Показ спектакля в Тулузе и Париже привели к протестам французских католиков. Показ в Германии и Австрии вызвал сотни гневных писем и акции протеста налогоплательщиков, обеспокоенных способом использования их отчислений. Неудачно попытались отменить спектакль на Авиньонском фестивале и гамбургском Талии-театре. Отмена случилась на Немецком фестивале «Штирийская осень-2012» и польском фестивале «Мальта-2014».
Девизом своего опыта режиссер Родриго Гарсия выбрал цитату из Альбера Камю: «У меня есть чувство священного, но в бога я не верю».
Из анонса:
«Голгофа» - гора, имеющая форму человеческого черепа, расположена за пределами Иерусалима, где римляне распяли осужденного Иисуса из Назарета. Еще есть оратория композитора Фрэнка Мартина, картина Жана Бертолле, который когда-то дружил с Папой Павлом VI и пр. В традиции старого французского языка «пикником» называют общую трапезу, когда каждый платит свою долю или предоставляет адекватный обмен. «Пикник на Голгофе» - своего рода знойная, декадентская и взрывная испаноязычная пьеса, в которой группа друзей, жонглируя словами и образами, красноречиво высказываются на темы потребления, истории человечества, и связей искусства с настоящим. «Пикник на Галгофе» - смесь страстных аргументов с открытым обвинительным заключением, приговором миру, позволившему ослепить себя потреблением. Ставя под сомнение христианскую иконографию от Гойи до Рубенса, Родриго Гарсия называет свой спектакль последним ужином современности».
Ответ Церкви
На епархиальном сайте католиков Тулузы архиепископ Роберт ле Галл написал: «Г-н Родриго Гарсия вознамерился денонсировать силой всех форм фундаментализма и восстать против всемогущего Бога, которого он убоялся в детстве»… Другой высокопоставленный католический священнослужитель, епископ Доминик Рей из Фрею-Тулона осудил пьесу Гарсиа за изображение Христа, как «сумасшедшего, собаку, пиромана, мессию от СПИДа, дьявола-шлюху, ничем не лучше террориста».
В интервью французской газете «Ла Депеш» Гарсиа ответил: «Я считаю удачей увидеть, как люди занимают твердую позицию и говорят, что им не нравится, даже если мной показанное есть лишь отражение ежедневно происходящего на наших глазах, чего никто не хочет замечать».
По-Гарсия, главным девизом человечества стал гедонизм, духовные практики раздробились и оказались в вакууме, увидеть весь ужас происходящего можно лишь сквозь фокус пессимизма скучающего жителя Запад, воспринимающего мир в свете криминала и гротеска. Отчего драматург и пошел на преувеличения. В позу распятия встала полуобнаженная женщина с поддельными стигматами, в мотоциклетном шлеме, на котором нарисован терновый венец. Сцена устилается булками для гамбургеров, тонет в фарше человек, катаются в кашице хлеба и красок обнаженные тела, и на большом экране отображаются откровенные моменты действия.
Спектакль
Первым крупным планом - на пятидесятиметровом экране та самая женщина с парашютом падает на землю. Она - падший ангел, дьявол, у которого проблемы с приземлением и человечеством. Во время полета «дьяволу» удается рассказать, что она готова научить нас «уничтожать города и даже целые народы», однако «я не смогу научить вас Холокосту, так как вы уже и сами умеете это делать».
Далее в левом углу сцены собирается группа мужчин, увлеченно рассуждающих о человечестве, которое потребление превратило в одиночек, тонущих в грехах, доводящих Иисуса до сумасшествия. Все беды (тут драматург собственно и открывает свою прозрачную позицию) коренятся в религии. Растущий ежедневно градус терроризма - происходит из религиозных стремлений. Богословы и философы на протяжении столетий спорили с пеной у рта о полосатом жизненном бульоне, суть которого сводилась к способам управлять человечеством.
Режиссерский месседж
Псевдорелигиозные мысли драматурга - богословские, искусствоведческие рассуждения спутанные с публицистикой, журналистикой и даже фольклором. Так, в произведении Рубенса «Возведение креста» есть лишь одно существо, никого не предавшее, это четвероногий зритель - собака. Во фреске выдающегося мастера раннего Возрождения Джотто в базилике святого Франциска изображен замаскированный профиль дьявола. И т.п… По мнению Гарсия, следует немедленно перестать наслаждаться варварством и поучать детей творить зло. Драматург категоричен: «Никто никогда не должен иметь больше доступа к этим ужасным образам страстей, крестов и слез, открытым ранам и пальцам, указывающим на пропаганду извращений, пыток и жестокости».
За этими высокопарными изречениями Гарсиа обращает внимание на философию современного выживания. Для доходчивости несколько героев действа подходят к реальной мясорубке, включают ее, и начинают обсуждать заповеди Христа, выдавливая из машины свежий фарш. Смысл рассуждений сводится к тому, что западная христианская община слишком социализировалась, находя все новые и новые лазейки для поблажек в дисциплине и строгости учений святых отцов. То, что сейчас называет «словом божьим» к учению Иисуса отношения не имеет. В финале диалога двое мужчин и женщина затрагивают вопрос волос на теле, и покрывают голову и лобковую область мясом, якобы это полезно для организма.
Следом краской красного и синего цвета обливаются три тела, чтобы приложить их к белому полотну, повторив ритуал Туринской плащаницы. И другие обсуждения религиозных основ. Выглядит это довольно любительски, вызывая ощущение, что вы следите за группой отдыхающих людей, скоропостижно решивших проявить маргинальность. Через полтора часа действа на сцену выходит итальянский пианист Мартин Фроменти и 50 минут исполняет каноническое сочинение Гайдна «Семь последних слов Христа на кресте», сидя за черным роялем совершенно голым. Каким Бог создал его...
При этом пять актеров в углу натурально отдыхают на пикнике, отдаленно напоминая произошедшее в Гефсиманском саду, когда уединившийся для молитвы Иисус был предан и арестован.
Контекст
Гарсия не оригинален. Продолжатель дела Фауста, обрушившего на церковь море критики, богатой образами драматическими, ужасными и ироничными. При этом все слышащий Гарсия в СМИ отвечает лишь на конструктивную критику, коей много. Часть восприняла его, как католика-моралиста с благим намерением изгнать торговцев из храма и осудить нечестный мир. Вторая группа критиков разглядела в его посыле - позицию радикального скептика, исследующего процесс происхождения зла «в Боге». Чему множество оснований, учитывая сегодняшние процессы, когда церковь все чаще открывает неприглядную экономическую сторону своего дела, ставшую поводом для осуждения со всех сторон. Так или иначе, Гарсия выносит приговор обществу потребления, рассказывающему о спасении, на которое не способно. При этом богохульство используется драматургом, как «повод для пробуждения».
На фоне 50-минутной заключительной части с захватывающей дух красотой музыки Гайдна, легко увидеть, что главной целью Гарсия была вовсе не критика религии, ставшая лишь топливом для запуска ракеты своего месседжа. Боль автора - искусство, которое, как и атрибуты христианства, оказались лишь украшением потерявшего духовные ориентиры общества.
Еще чуть-чуть и мы все, как падший ангел, начнем недоумевать, что же дальше делать с людьми, украшающими очевидное зло имитациями «всеобщего блага».
ВИДЕО-тизер 1
Click to view
Рекламный тизер 2
Click to view
Сцены из спектакля
Click to view
Телерепортаж о скандале на "МАЛЬТА-фестивале" в Познане. О цензуре и границах терпения в театре
Click to view
Click to view
Премьера - 16 ноября 2011 года
Продолжительность - 2 час 20 минут без антракта.
Продукция - «Театр ла Сарницериа».
Официальный сайт Родриго Гарсиа P.S.
Родриго Гарсиа - испано-аргентинский драматург, сценограф и театральный режиссер.
(* не путать с колумбийским режиссером телевидения Родриго Гарсия Барча (13.08.1959), мексиканским профессиональным боксером Родриго Гарсиа (31.01.1989), и бразильским политиком Родриго Гарсиа.
Родился в столице Аргентины - Буэнос-Айресе в 1964 году в семье испанских иммигрантов. В семь лет Родриго увидел на сцене пьесу Гарсиа Лорки "Йерма", поставленную Виктором Гарсиа, которая произвела на парня сильное впечатление, предрешив его профессиональный выбор. Как и многие друзья учился информатике в Национальном университете Ломас-де-Самора, провинции Буэнос-Айреса. 1980-86 активно занимался театром, даже записался на курсы, однако, "не сумев вынести системы Станиславского", временно с театром порвал. Как понял позднее, Станиславскому все-таки было за что говорить спасибо, т.к. именно он спас ребенка от уличного бандитизма, распространенного в городских трущебах Буэнос-Айреса. Неожиданно вспыхнувшая любовь к Беккету, Ионеско и Пинтеру вернула Родриго в театр. Откровением назвал увиденный спектакль 1980-го года Тадеуша Кантора «Велёполе, Велёполе». В 1986 переехал в Испанию, надеясь развить карьеру режиссера и драматурга. Однако поначалу ничего не выходило, и Гарсия пришлось поработать в рекламном бизнесе. В 1989 году основал собственную компанию "Ла Карнисериа Театро" (театр мясной лавки). Признается в сильном влиянии творчества Луиса Бунюэля и Хайнера Мюллера. Стремится к соединению различных искусств, особенно массовых - видео-арта и поп-музыки. Успешными проектами стали постановки собственных пьес - "Три поросенка" (1993), "Деньги (1996) "После солнца" (2002), "История клоуна Рональда Макдональда" (2002) и др. Кроме своих пьес, ставил Бодлера, Томаса Бернхарда, Брюса Наумана, Одена, Мюллера и др. Его пьесы проповедают глубокую меланхолию, порой недомогание, и беспокойство о судьбе человечества. Как он признался, его лирика вдохновлена повседневностью улиц, в среде которых он вырос в рабочем квартале Буэнос-Айреса. Острые темы - одиночество, лицемерие и человеческая жестокость. Обязательные человеческие качествами считает чувство юмора и иронии. Обладатель престижной Премии театров Европы в номинации "Новая театральная реальность" (2009). Несмотря на значимость Премии, остается незамеченным общественностью Испании. И, проживая в Мадриде, работать ездит во Францию или Польшу.