Как новый сенатор по культуре решает проблемы Берлина

Mar 01, 2017 15:49



Оргкомитет Berliner Festspiele организовал 23 февраля дискуссию на злободневные темы современной арт-среды Берлина. Обсуждались концепции жилой и коммерческой недвижимости, которую можно использовать в культурных целях.

Причина встречи - изобилие культурных инициатив от берлинских художников, которым не хватает места для реализации своих идей. Среди участников - недавно избранный сенатор по культуре столичной администрации Клаус Ледерер.

Как отмечают все собравшиеся, почти у всех арт-проектов есть проблемы. Но они не мешают появляться новым идеям, причем потенциально успешным.

Уже 13 лет домом для арт-студии "Postost" является отделение Почтампта на Палисаденштрассе-89, в одном из лучших мест Фридрихсхайна. Здесь прекрасно работали около 50 фотографов, дизайнеров, художников и музыкантов. Но дом был продан, и у нового владельца сменились планы. А художникам надлежит либо покинуть родное место, либо мимикрировать под продвигаемый хозяином тренд "университетский городок для старт-апов".

Следующий пример - клич "Художники против Креатива?" ["Künstlerinnen vs. Creatives?"] прозвучал на одном из семинаров по развитию урбанистической среды. Творческий люд встретился в Доме Berliner Festspiele, в центральном районе Шенеберга, в здании с прекрасной архитектурой, где много лет трудится интересная команда, родившая не мало удивительных проектов с привлечением федеральных средств, и теперь она обеспокоена конфликтом художников и креатива городских инвесторов.

Новый сенатор Клаус Ледерер рассказал, что в некоторые ситуации уже удалось вмешаться. Так удалось спасти музей Шоколада, уже пять лет являющейся успешным берлинским трендом, привлекающим внимание туристов. Достигнута договоренность об альтернативном варианте развития.

Еще оказывается содействие арт-проекту "Ex-Rotaprint", созданному на базе бывшего заводу по производству полиграфического оборудования, где, несмотря на арендный договор с 2007 на 99 лет, у смешанного состава арендаторов возникают конфликты между мастерскими и творческими группами. Но здесь инициатива сегодня находится в руках художника Даниэла Брама, который выстраивает оптимальную комбинацию интересов производственников, социальных групп и культуры.

Все эти случаи становится острыми по одной причине - из-за частой спекуляции объектами недвижимости. Так, например, художник Флориан Шмидт, многие годы не имеющий студии в Берлине, получил от города место в Кройцберге-Фридрихсхайн, где и создал мастерскую [Grünen Baustadtrat]. Но в этом районе инвесторы и владельцы прав на недвижимость много разглагольствуют о псевдо-культурных целях, прикрывающих их меркантильный интерес. Но о социальных и гуманитарных -задачах они быстро забывают после заключения контракта с арендатором, норовя при любой возможности повысить арендные ставки, неприемлемые для арт-объединений. Так вот художнику Флориану Шмидту удалось привлечь администрацию района, которая готова сдерживать рост цен и даже пообещала утвердить "концепцию безопасности коммерческого пространства".

Со своей стороны Клаус Ледерер видит одно средство юридически обезопасить культурные проекты - методом долгосрочности или бессрочности пользования. К сожалению, ежегодный рост государственной поддержки культуры пока не рождает новые арт-объединения и их продукции. Но есть к чему стремиться.

И по поводу Почтампта на Palisadenstraße-89. Совсем недалеко от этого места, как отметил чиновник, на Александерплац есть 40.000 жилой площади, где будет организован новый центр для социальных и культурных программ. Кроме того, как сказал Ледерер, в Берлине еще достаточно подобных мест. Так что перспективы у культуры - ясные.

Одно грустное заявление прозвучало от Клауса Ледерера: контракт с Крисом Дерконом, возглавившим театр Фольксбюне после несправедливого увольнения Франца Касторфа, будет действовать до конца 2017 года.

Источник

новости, 2017, Германия, Берлин, Клаус Ледерер

Previous post Next post
Up