Один из самых загадочных хореографов Франции Жозеф Надж отметил 30-летия творческой деятельности в Национальном центре хореографии в Орлеане и неожиданно для всех покинул родной коллектив.
Центр хореографии в Орлеане в 2017 перешел под управление постановщика Мода Ле Пладека. По поводу причин ухода Надж в декабрьском интервью 2016 года сказал изданию "Центр Республики" всего несколько слов: "Я предпочитаю вытирать из памяти отрицательные вещи, сохраняя только хорошие воспоминания".
Жозеф Надж родился в венгерской семье на территории бывшей Югославии, окончил Академию изящных искусств Будапештского университета. Подходил к искусству с разных сторон, увлекался боевыми единоборствами и актерским мастерством. Был под большим впечатлением от творчества Кафки, Бюхнера, Арто. Показалось, что на родине тесно, отчего решился ее покинуть. Его стремительная жизнь набрала еще большие обороты после переезда в Париж, где изучал буто, тай-чи и танец модерн. Страсть к знаниям толкнула к изучению живописи и урокам рисования. В прославленной школе пантомимы Марселя Марсо, в классе Этьена Декру и Жака Лекока Надж обрел много новых друзей. В студии Марка Томкинса овладел техникой контактной импровизации. С 1985 года стал принимать активное участие в разных танцевальных проектах Парижа. А в 1986 году учредил собственную данс-компанию Джел, что по венгерски означало "знак", где поставил два десятка спектаклей. С 1995 года стал руководителем национального центра хореографии в Орлеане, где поставил несколько десятков триумфально успешных балетов, прославивших труппу и закрепивших за постановщиком репутацию "самого загадочного хореографа планеты".
И вот, спустя три десятилетия, он неожиданно покинул коллектив и перебрался в Париж, где продолжает практику сразу в нескольких труппах, правда, габаритом поменьше.
По случаю круглой даты, стоит напомнить его несколько знаковых спектакля, заслуженно вошедших в историю танца:
1. 1988 - "Семь шкур носорога", хрестоматийная работа
История в Орлеане для Жозефа Наджа началась в 1988 году во время работы над вторым спектаклем "Семь шкур носорога" по роману Карре Сент-Винсента. В Орлеанский центр хореографии он вернулся и стал резидентом в 1995 году, где позже поставил успешный балет "Пляска смерти". Танец стал метафорой страха смерти, который испытывает каждый человек в своей жизни. Для постановки хореограф использует личные воспоминания о дедушке. "Он заставил меня оттанцевать его путь вплоть до загробной жизни. Конечно, этим танцем он сделал мою смерть более легкой. Но для меня это стало процессом обучения, передачей высшего знания."
2. 1994 - "Войцек, или Проект головокружения"
Жозеф Надж решается создать беззвучный концентрат "Войцека", что привело к неожиданной версии классического сюжета об опытах над солдатом, у которого не складывается ни профессиональная, ни личная жизнь. Неоконченная пьеса Бюхнера стала для него "загадкой, нарисованной на моем пути", головоломкой, о которой не переставал думать в течении долгого времени.
Click to view
3. 1990 - "Comedia Tempio" [Храм комедии] новый цикл
Лихорадочная, полная галлюцинаций работа Comedia Tempio стала ключевой в карьере Жозефа Наджа, поскольку он открывает новый цикл: творения, посвященные миру писателя или художника. Именно эту работу он посвящает современным теоретиком психоанализа венгру Йозефу Бреннеру (1887-1919), пишущему под псевдонимом Гезы Чат, автору дневников, рассказов и научных исследований, связанных с практикой психиатрии.
Click to view
4. 2006 - "Asobu". Причастие к общине Авиньона
С самого начала эстетика аниме была близка Жозефу Наджу. Инсценируя темы Кафки ("Ночной дозор"), Борхеса, Бюхнера ("Войцек"), хореограф признается в сильном влиянии текстов этих авторов, найденныхв библиотеке. "Для меня с ними было легче не попасть под влияние других хореографов", - признавался он в одном из интервью. Работы Анри Мишо также очаровали хореографа по двум основным причинам: поэт заимствует способы рисования пятнами и ритмом, рождающие чувство языка. Он прибегает к приему путешествия, чтобы изобрести воображаемых людей, эти необычные маленькие племена, которые возникают в визуальных картинах, созданные в 2006 году. "Asobu" по японски означает "игра". Здесь Надж делает новую ставку на энергичный акт самопостижения творчества на сцене. "Мы пытаемся показать, что мы можем все смешать и что основа нашего воображения есть явление распространенное, - признался Надж. - Стиль, пришедший на восток из Японии, а затем перебравшийся и во Францию, где очень хорошо прижился".
Click to view
5. 2007 - "Пасодобль с Микель Барсело", встреча искусств
Танцор Йозеф Надж очень пластичен. Его партия воплощает акт художника в момент написания музыки. В 2007 году хореограф и каталонский художник Микель Барсело создали эфемерную скульптуру из глины. Часовая импровизация на полу у стены из глины, которую они месили, создавая разные формы, и в которую погружались в буквальном смысле. Спектакль назван одним из экспертов "удивительным путешествием в примитивную магму".
Click to view
6. 2012 - "Journal d'un inconnu" [Журнал неизвестного], первый моноспектакль
Прошло пятнадцать лет и Жозеф Надж впервые обратился к сольной форме. "Журнал Неизвестного" стал его самым эгоистичным, самосозерцательным спектаклем, так как был очевидно автобиографичным. Возвращаясь в воспоминании о своих первых работах, он рассказывал о родном городе Канице, используя стихи талантливого венгерского лирика Отто Толнаи.
7. 2014 - "Неизвестный пейзаж" [Paysage inconnu]. Возвращение домой
В "неизвестном пейзаже" Жозеф Надж исследовал свои глубокие корни, затерянные в бывшей Югославии. На сцене мужской квартет (два танцора и два музыканта) создают реальный пейзаж, будто бы населенного пункта Паннонии, где и родился хореографа в Центральной Европе. Под грохот ударных и пронзительные звуки струнных, танцевальный дуэт материализует мир, где слова не имеют ни смысла, ни логического обоснования, да и жизнь здесь кажется только-только возникает или собирается пробиться на свет. Внутренний ландшафт спрятан, захоронен, но в нем до сих пор бьется жизнь.
Click to view
8. 2015 - "Долорес" его предпоследняя работа в Центре национальной хореографии (CNN)
В "Долорес" захватывающий дуэт вновь создает футурстические миры, извлекает невероятные звуки, при этом оба персонажа постепенно превращаются в марионеток. Их судорожные движения иллюстрируют 24 короткие музыкальные этюды. Спектакль "Долорес" родился в результате случайной встречи. Во время посещения блошиного рынка хореограф обнаружил древнюю маску из окрашенного картона. Он станет отправной точкой для нового вдохновения.
Click to view
С нетерпением ждем его новых и неординарных работ.
Официальный сайт Жозефа Наджа