Накануне премьеры шекспировской "Комедии ошибок" на сцене австрийского Бургтеатра, известный немецкий режиссер и мастер комедий Герберт Фрич дал интервью редактору издания Die Presse Барбаре Петщ.
Die Presse: В чем разница между Веной и Берлином?
Герберт Фрич: Берлин дезорганизует и имеет очень суровое очарование. Вена хранит магию. Это зрелый город, есть небольшие магазинчики, а не только торговые центры. Также традиционно здесь можно просыпаться по будильнику. Что я всегда хорошо делаю. Но общим для берлинцев и венцев есть то, что все они любят театр.
- Если говорить лаконично, что вы нашли в "Комедии ошибок" Шекспира?
- Пьеса написана очень быстро, но, когда вы присмотритесь к ней поближе, вы понимаете, насколько она качественна. Ситуация не только в том, что удваивается путаница с двойниками, еще тема Амфитриона тысячу раз преобразовывается. К тому же его жена спрашивает: "Ты меня не узнаешь?" Насколько здесь обостряется психограмма отношений, есть много боли, ревность.
- Интересно, как часто люди вступают в брак снова, а затем опять добиваются развода. Особенно знаменитости. Кажется, будто все это делается ради рекламы. Однако вызывает сенсацию в Голливуде тот факт, что 100-летний Кирк Дуглас состоит в браке с 1954 года с одной и той же женщиной.
- Вероятно, Кирк Дуглас дожил до 100 лет, потому что попал в точку. Но кто знает, где этот знак? Любовь это сложная вещь, наши эмоции путают нас и вводят в заблуждение.
- Главными действующими лицами в "Комедия ошибок" стали близнецы. Знаете, отчего?
- Я не знаю, и про эпоху Шекспира не могу ничего сказать. В этом красота искусства. В документальном фильме мы будет всегда останавливаются у дверей. И не входить в них. Дальше пусть живет фантазия.
- Вы стали специалистом по театральным комедиям?
- Нет. Это невозможно просчитать. Никто не знает, над чем смеяться. Есть люди, на которых я смотрю на репетициях и чувствую, что они забавны, независимо от того, что они делают. Но в комедии вполне может что-то пойти не так, и, если вы просчитались, она не случится.
- Бываете ли Вы порой не удовлетворены своей работой?
- С понятием "Не удовлетворен" у меня большая проблема. Это звучит, как конечная точка, которая плавно ведет нас к гробу. А мы должны продолжать двигаться, и это обязательно.
- "Комедия ошибок" также об ужасе узнавания и экзистенциальном страхе. Старик встречает мать двух его сыновей, которых он считать погибшими. Репутация успешного дельца оказывается под вопросом. Два слуги постоянно путаются и получают тумаков.
- Я говорил много раз, что увлеченно занимаюсь безвкусной халтурой [quietschbunte Klamotte]. Но она заставляет людей либо смеяться, либо расстраивать их. Такая особая форма выразительности, с помощью которой можно многое сказать.
- Вы также - медиа-художник?
- Теперь уже нет. У меня проблемы с кино и телевидением, с которыми я практически не работаю. Раньше я был очень впечатлен кинопроизводством, а теперь все меньше и меньше. Остался только публичный театр. В театре есть что-то чистое. И, чтобы отличить его от телевидения я в театре и задержался. Я нахожу театр гораздо более увлекательным и более современный, чем кино. В театре я часто плачу.
- А я чаще плачу в кино. Ничего не имею против театра, но кино до сих пор есть нечто среднее. Классика существует уже несколько сотен лет. И продолжает рассказывает нам нечто и сегодня?
- Может быть, так и есть. Но корень, где все это происходит, - в театре! Фильмы сотни раз прорабатывают театральные сюжеты, подобно тому же мотиву двойников из "Комедии ошибок". Даже компьютерные игры происходят из театра.
- Иметь двойника - это угроза или отрада?
- Зависит от того, к чему ведет. Может быть чем-то большим или ужасным. Мой двойник может шалить и дискредитировать меня. Но также он может оказаться ангелом. Я верю в ангелов.
- На самом деле? С крыльями или в каких?
- Как они выглядят, я не знаю.
- Ангел охраняет вас, чтобы вы не упали вниз, с лестницы?
- Или подталкивает меня.
- Тогда это был бы дьявол.
- Дьявол изначально был ангелом.
- Вы религиозны?
- Я воспитан католиком. Но я бы не назвал себя католиком. Католики сделали много плохих вещей. Тем не менее, я верую. Считается, что мы много знаем и управляем собой. Но есть вещи, которые мы точно не знаем, но которые влияют на наши действия.
- То есть, нечто играет нашим поведением. Это как?
- Это сложная история. Вот я никогда не думал заниматься театром. Впервые в 22 года я оказался на спектакле. Это был Резиденц-театр в Мюнхене. Я смотрел "Zerrissenen" [В лохмотьях] Иоганна Нестроя с Уолтером Шмидингером в главной роли. Мне понравился спектакль, это было нечто невероятное, и меня увлекло театром сразу.
- Театр также имеет функцию высвобождать эмоции, что в нашей повседневной жизни практически не возможно, так как мы рационализируем свое поведение. Мы не кричим, и, конечно, не позволяем себе разглагольствовать, а чаще смотрим в пол.
- И это правильно. Вот поэтому я театром и занимаюсь. Люди говорят, что Фрич - безумец. Но я не сошел с ума, ведь то, как мы живем, - сумасшествие. Нас поглощает серость в кино и СМИ. Что ужасно и делает нашу жизнь скучной. Даже в сегодняшних теле-шоу люди говорят и делают самые экстремальные вещи, но мы остаемся спокойными и хладнокровными.
- А поэтому вы проводите целый день или полдня в борьбе с восторженными актерами?
- Мне нравится сильные выражения. После репетиций я опускаю вниз голову и бреду домой, мои руки болтаются, а сам я стараюсь избежать любого эмоционального взрыва. К сожалению, театр сегодня регламентируется все больше и больше, актеры подвержены страшным стрессам, у них слишком много проблем, часто они зарабатывают крайне мало. Так что у нас нет шансов сойти с ума. К сожалению, театр никто не лоббирует. Хотя так важно в качестве противовеса иметь некое свободное пространство, где возможно пережить отчуждение. Словом, я твердо верю в театр.
Из досье:
Герберт Фрич - родился в 1951 году в Аугсбурге, играл на сцене берлинского "Фольксбюне" в постановках Франка Касторфа «Бесы» и "Идиот" по Достоевскому. Фрич создал остроумные экспериментальные телефильмы ( "Гамлет-X") и зареконмедовал себя как медиа-художник. На сцене Бургтеатра он поставил "Мнимый больной" Мольера с Иоахимом Мейергофом.
25 января состоится его премьера "Комедия ошибок" по Мольеру, где заняты артисты труппы Бургтеатра Себастьян Бломберг, Саймон Йенсен, Клаус Полем, Мави Хорбигер и другие.
Источник