История началась два года назад, в августе 2014 года, когда 89 беженцев северной Африки после нескольких месяцев, проведенных на французских улицах, решили скинуться и арендовать на пару лет заброшенное здание правительственного агентства занятости Pôle Emploi, что располагается в доме 81, на Авеню Виктора Гюго, в северном пригороде Парижа - коммуне Обервилье. В этом доме ютятся сеть мелких экспортно-импортных магазинов, продающих одежду из Азии, и китайский торговый центр.
89 африканских мигрантов тут сидели буквально на корточках, ожидая своей дальнейшей участи. Через несколько месяцев бдения среди них выделилась группа активистов из восьми человек, которые построили здесь же сцену, привлекли трех местных профессионалов и сочинили спектакль о своей нелегкой доле скитальцев в поисках европейского счастья. В качестве французских профи им помогали режиссер Оливье Кулон-Яблонка, драматург Барбара Мете-Шастенье и кинорежиссер Камилла Планье.
Адам, Мустафа, Ибрагим, Мамаду, Инга, Сулейман, Мейте и Мухаммед стали самодеятельными артистами, сыгравшими в мае 2015 года премьеру своей документальной истории. Спектакль назвали по адресу их обитания: "81, Авеню Виктор Гюго". Выходя друг за другом на сцену, каждый с хорошей долей юмора делился своими переживаниями ежедневных мучений, лишений, надежд и разочарований. В результате спектакль имел успех у публики, вызвав интерес и у городских служб.
Ради утверждения европейской модели демократии, делегат префекта Дидье Леши предложил рассмотреть вопрос о переводе истории из "нелегальной" в "легальную", что означало изучение каждого отдельного случая и поиск решения. Но тут вскрылся первый большой камень, о которого лодка гуманитарной миссии могла разбиться и пойти на дно: необходимо оформить рабочую визу.
Дидье Леши комментировал ситуацию так: "Они работают, но их хозяева не хотят предоставить им официальные гарантии рабочих мест из-за страха контроля. Они работают под псевдонимами, и, следовательно, испытывают трудности, подтверждающие их трудоустройство здесь. [...] Процесс, инициированный нами вдохновлен реальным знанием ситуации. Но только документ контролирующей инстанции применения норм в области трудового права DIRECCTE, разрешит предоставлять гарантии рабочих мест и станет фундаментом решения в этой реальной ситуации". Несмотря на витиеватость формулировок, у начавшегося процесса были удивительные результаты. 29 человек отправить в разные инстанции запросы для пакета документов на рабочую визу, а 64 беженца такую гарантию успешно получили.
Но возник второй камень преткновения - вопрос жилья. Оплаченная мигрантами аренда здания на Авеню Виктора Гюго в доме 81 подходила к концу в июне 2016 года. А за пол года до этого делегат префекта Дидлье Леши покинул пост, и в его кресло сел другой человек, Фадела Бенрабиа. Увы, ситуацию начала пятиться вспять. 21 мигрант получили отказ, четыре человека после встречи с новым чиновником сами отказались от продолжения тяжбы. Еще для двух десятков беженцев стали все время переносить сроки ответа по предоставлению места для проживания. Среди них были и шесть из восьми актеров самодеятельной труппы документального спектакля.
И тогда к решению вопроса подключились местные театры. Первым солидарность оказали Директор городского театра Обервилье Мари-Хосе Малис и его заместитель Фредерик Сакард, которые взяли и приютили труппу. "Мы работали с ними в течение года, но, к сожалению, позволить себе рабочие визы мы не смогли, так как у нас самих форма участия регулировалась квотой на ассоциированное членство. Однако мы обратились за помощью к коллегам из других учреждений, которые нам оказали поддержку и переселили часть людей в другие места", - рассказала Малис.
Реакция была оперативной и беспрецедентной. Впервые сеть государственных театров мобилизовалась на решение подобного вопроса. Национальный центр хореографии Пантин взяли шестерых в течении недели. Затем Одеон-Театр Европы пригласил шестерых к себе в дом, оформив документы до 25 ноября. Четыре человека были поселены в квартире прилегающего дома к Театру Жерара Филиппа в Сен-Дени. Троих приютил Театр де ла Коллин. Другие шесть отправились в Театр Нантер-Амандье. Еще одну группы из шести человек разместили в парижском Парке-де-ла-Виллет.
"Театральная Коммуна не должна была решать все в одиночку, когда мы могли помочь и поступить нормально", - говорит директор Одеон-Театра Европы Пьер-Ив Ленуар.
Этот удивительный акт профессиональной солидарности просто не может остаться незамеченным. Низкий поклон этим французским театральным героям, оказавшим помощь нуждающимся в час беды.
Источник