На территории обнаруженного в Восточном Лондоне, районе Шордич, Театра XVI века "Занавес" продолжаются раскопки, выявившие необычное расположение внутренних помещений, тайный проход под сценой и некоторые предметы быта той поры.
Как рассказала корреспонденту телеканала IBTimes ведущая специалистка лондонского Музея археологии Хизер Найт, проход под сценой можно назвать "секретным", так как он позволял незаметно для зрителей перемещаться из одной части закулисья в другую. Этот ход был обнаружен в месте дверных проемов, ведущих снаружи строения в закулисную часть. Ученые сначала решили, что этот ход позволял впускать после начала спектакля зрителей в галерею, но при дальнейшем изучении от этой гипотезы отказались.
По мнению Найт, сохранившийся на 3/4 фундамент находится в лучшем состоянии из всех имеющихся театральных построек той эпохи. Театр был открыт в 1577 году и просуществовал до 1622 года. Здесь выступала Труппа под руководством Джеймса Бербиджа, исполнявшая кроме пьес Шекспира и сочинения не менее известного Бена Джонсона.
Здание "Занавеса" не строили специально, а возвели на уже имеющемся основании, на окраине Лондона, неподалеку от монастыря Святого Иоанна Крестителя, что и определило его название. Имя "Занавес" (Curtain) театр получил от слова "Куртина", которым именовали разделительную стену между городской территорией и монастырскими землями.
Общий размер площадки - 30 на 22 метров - позволял присутствовать на представлении около тысячи человек. Размер сцены тоже оказался больше, чем у других: 14 метров рампы на 5 метров в глубину. И ее форма была не круглой, как у остальных подмостков елизаветинской эпохи, а прямоугольной. Слева от сцены обнаружено устройство подъема легких драпировок или взлетающих в воздух персонажей, для чего применялись три специальные тяги, похожие на современные механизмы колосников.
Еще удивительным открытием стало устройство закулисной части. В отличие от театра Глобус, здесь отсутствовали гримерки, называемые tiring house [артистические уборные]. То есть, здание целиком предназначалось для публичного посещения. Зонирование осуществлялось кирпичными стенами высотой около полутора метров, что позволяло возвести деревянную часть галерей, которые не сохранились. Открытая площадка для стоячей публики была традиционно усыпана гравием.
В земле были обнаружены фрагменты керамических сосудов - копилок с прорезью для опускания монет в качестве платы за вход. Причем большинство этих осколков оказалось в одной из комнат закулисной части, где, видимо, копилки разбивали, чтобы извлечь содержимое.
Тут же обнаружили детскую игрушку - глиняный свисток XVI века, с помощью которого актеры подражали пению птиц в "Ромео и Джульетте". Также выяснилось, что исполнение некоторых шекспировских пьес проходило без пролога, которые поэт сочинил значительно позже премьерных показов.
Еще обнаружили стеклянные бусы, булавки и гребень, которые, как считают археологи, пользовались актеры в спектакле. Из утвари нашли сосуды для воды и глиняные курительные трубки, привезенные из Северной Америки. Некоторые экземпляры были обнаружены в закулисье, а часть - в публичном пространстве, поэтому трудно определить, кому они принадлежали. Среди находок и разнообразные предметы быта более ранней эпохи, из XIV века, когда в Лондоне свирепствовала чума. Все экспонаты позволили ученым описать бытовую культуру лондонцев на протяжении нескольких столетий.
Несмотря на то, что обнаружили Театр "Занавес" в 2012 году, к раскопкам археологи смогли приступить лишь в апреле 2016 года и трудились до середины осени. Место было обнесено специальным текстилем, который очень прочен и пропускал свет.
Уже известно, что все найденные экспонаты можно будет увидеть в 2019 году в Центре для посещений возведенного на этом месте 37-этажного здания стоимостью 750 миллионов фунтов стерлингов. Над театром будут располагаться апартаменты класса люкс. Весь комплекс назван архитекторами "Сцена".
Источник