«КОРОЛЕВА ЛИР»
Том Лануа
Франкфуртская драма, Германия
Постановка - Кей Фогес
Фламандский писатель Том Лануа уже много лет очень вольно и умело переписывает драматическую классику. Среди павших перед его пером - такие авторы, как Шекспир, Чехов, Еврипид. Четыре-пять классических пьес плотно и лихо укладывались Лануа в прокрустово ложе одного вечера и шли с успехом в постановках мастеров режиссуры Иво ван Хове и Люка Персеваля. Нельзя отметить, что тексты Лануа, конечно, обладают целым рядом достоинств. И за исчезновением нафталиновых оборотов речи всегда приходит современное слово, а вместе с ним и сленг, диалекты, афоризмы и даже стихи.
История о Лире во Франкфуртской драме играется не пять-шесть часов, как обычно, а всего лишь за 105 минут без антракта. Лануа сдвинул время действия хрестоматийной драмы на несколько десятков поколений вперед с гендерным перевертышем ролей.
Тут проверку крепости семейных связей заказывает не Лир, а его пра-пра-пра-внучка Елизавета. Очень богатая вдова, управляюшая глобальной финансовой империей, выросшей в процессе распоряжения наследством отца и мужа. Имя Лир носит глава "торгово-логистической компании с банковскими инвестициями и страховыми накоплениями, вступившая в противоборство с наследниками, устроившими бизнес-триллер из некогда процветающей фирмы. Особая острота ситуации объясняется тем, что все богатства семьи накоплены благодаря знакомой россиянам энергетике, ставшей в эпоху смены технологий явлением исключительным и рискованным.
Адепт современного видеоарта, сценограф Даниэль Роскамп разрезает сценической пространство нитями люминисцентных светильников, оттеняющими пятью мрачными плоскостями, похожими на вертикали крутых небоскребов с проекцией на них динамичных изображений в черно-белой гамме.
Плоскость задника то выдвигается вперед, то резко удаляется назад, будто пол лифтовой кабины. Все герои оказываются заложниками этой стремительной смены ритмов, когда нет ничего стабильного, а все вокруг готово смести препятствие по пути и даже раздавить.
Для госпожи Лир в исполнении Жозефины Платт эти наезды и откаты - утомительное развлечение. Но выбора нет. Жидкокристаллические проекции - единственная ее связь с миром, канал коммуникации, приносящий хорошие и плохие вести. Этот Лир - персонаж высокомерный, находчивый, стильно одетый, готовый для празднеств и похорон. Ее белые, вытравленные волосы по-деловому зачесаны назад. Лицо скрывают большие прозрачные очки на пол-лица. Застывая, она напоминает сломанную и поблекшую куклу клоуна, оставленного за бортом детства. Но окружение не дает расслабиться.
Потому что она в самом эпицентре мафии. Старший сын Грегори (Виктор Треммель), избалованный гедонист, контролирующий жену Конни (Франциска Янг). Средний сын - добивающийся эффективности и уже поднаторевший в бизнесе Хендрик (Лукас Руппель), готовый к поиску второй половинки и продолжению потомства.
И, наконец, сентиментальный всезнайка Корнальд (Карина Цихнер), любимый сын королевы Лир.Конечно, он не как все, увлекае искусством и только под давлением родни задумал зарабатывать на микрокредитах в Индии. Он, как и у Шекспира, не один оказывается на стороне Лира. Рядом с госпожой ее ближайший советник - Кент (Питер Шредер), само воплощение порядочности.
Как и у Шекспира, королева Лир без памяти влюблена в младшенького, выросшего сильным и единственным из всей семьи свободным человеком, способным на невероятный шаг. Он отказался от конкуренции ради любви к матери. За что, родимый, и погибает в войне презренного металла, сводя одинокую королеву с ума.
Бабушку, конечно, жалко. Но вместо нее после спектакля почему-то вспоминаешь Джульетту Мазину, на которую актриса так похожа.
ВИДЕО
Click to view
«КОРОЛЕВА ЛИР»
Франкфуртская драма, Германия
Текст - Том Лануа
Перевод с голландского - Райнер Керстен
Постановка - Кей Фогес
Сценография - Даниэль Роскамп
Костюмы - Мона Ульрих
Музыка - Поль Волфиш
Видео - Роби Фойгт
Драматургия - Майкл Билленкамп
Действующие лица и исполнители:
Элизабета Лир - Жозефина Платт
Роберт Кент, правая рука Лир - Питер Шродер
Грегори, старший сын Лир - Виктор Треммель
Хендрик, средний сын - Лука Руппель
Корнальд, младший сын - Карина Цихнер
Конни, Жена Грегори - Франциска Янг
Алма, женщина Хендрикса - Верена Букал
Олег, слуга Лир - Оуэн Питер Рид (актер студии)
Премьера - 10 сентября 2016
Продолжительность - 1 час 45 минут без антракта
Официальная страница спектакля