«Тристан и Изольда». Вагнер - Трелинский

Sep 30, 2016 14:35



«ТРИСТАН и ИЗОЛЬДА»
Рихард Вагнер
Метрополитен-опера, Нью-Йорк
Постановка - Мариуш Трелинский

В понедельник посетители нью-йорского Таймс-сквер могли наблюдать на гигантских экранах трансляцию Метрополитен-опера великой оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" в постановке интернациональной команды - польского режиссера Мариуша Трелинского, дирижера Берлинской филармонии Саймона Рэттля и сценографа Бориса Кудлички. Так в крупнейшем оперном театре США открылся новый сезон. А с 8 октября в формате HD спектакль можно будет увидеть в кинотеатрах 70 стран, по всему миру.

"Музыканты считают, что история оперы делится на время "ДО" и "ПОСЛЕ" "Тристана", написанной в 1865 году. Вагнер так много изменил в жанре и так высоко поднял его планку", - говорит режиссер Мариуш Трелинский.

Кельтская легенда о трагической любви рыцаря Тристана и принцессы Изольды вдохновляла многих музыкантов, начиная с народных песен средневековья. Вагнер решился пересказать сюжет в либретто после знакомства с текстом XIII века поэта Готфрида фон Страсбурга. При этом сам композитор не называл свое сочинение "оперой", он именовал ее драмой, акцией, действием. Он увидел в ней историю любви на фоне насилия, рождающую глубокие философские соображения и замечательную музыку.



Трелинский, увлеченный оперой уже не в первый раз, видит в сочиненных композитором песнях, - "течение времени, которое, как и в произведениях Шекспира, интересна любому возрасту, ибо всегда вызывает новый взгляд, новый контекст и новый смысл."

"Ведь это необычная история любви, - продолжает в интервью постановщик. - Тристан и Изольда есть пара влюбленных, желающих умереть вместе. Вагнер ясно пишет в своем письме, что он хотел поставить памятник этой самой красивой человеческой мечте и истинному счастью в любви. Но сам композитор никогда не испытывал подобного чувства. Поэтому решился в романтическом конфликте "Любви-смерти" именно любви дать выход за пределы этого мира. Отобразив в опере еще бунт и несогласие с окружающей нас реальностью".

Сценическое оформление Бориса Кудлички переносит действие на борт судна, бредущего по Ирландскому морю, из Корнуолла, на юго-западе Англии, в Бретани, на северо-запад Франции. Воспроизводя картину грядущей катастрофы на воде, художник перерабатывает кельское, мистическое, дохристианское представление о путешествии война по мистическим дорогам загробной жизни.



Кудличка мастерски складывает каюты в несколько рядов, позволяя заглянуть, как в карточном домике, в удаленные уголки военного броненосца. И все это исчезает в третьем акте, где Тристан оказывается на больничной койке, окруженный стеклянными стенами, сквозь которые мы замечаем вспыхивающие где-то в неведомой дали огни уплывшего кораблика и проявляющееся видение Изольды, разлученной со своим любимым. И снова накатывают на нас и вызывают тревогу метущиеся волны. Каждый акт открывается мерцанием метафоры бесконечного цикла странствий - образ компаса корабля. И вновь на сцене появляется маленький мальчик - то среди непогоды, то в мрачном лесу, то в больничной палате, сидя на корточках у постели больного, крепко обняв руками колени.



Традиционно конфликт разворачивается между двух тем оперы. С одной стороны - любовь, и, с другой, - насилие и грязные политики. Сначала герои следует отведенному им социумом долгу, исполняя разные роли и пытаясь выжить. А затем они погружаются в чистый вымысел, реализуя, наконец, свои потайные мечты.

И если в первых двух актах постановщик сохраняет реалистичность происходящего на нескольких палубах военного судна, то в последнем акте творятся сны. Нам позволяют насладиться крупными планами героев, выхваченным светом из космической темноты крошечного островка жизни. Мы увлекаемся тем, как ценно уединение и внутренний покой, тем, сколь бессмертна декаданская концепция потусторонней жизни для людей, не находящих в реальности ничего привлекательного. Изольда тоскует по отцу. Тристан отвозит заложницу дяде.



Посреди океана даже солнце становится черным.Гнетет тоска и меланхолия. Никакой любви. Даже лирические дуэты влюбленные поют, находясь на расстоянии. Везущий пленницу в одном из трюмов своего корабля и не могущий вынести давления судьбы, Тристан закалывает себя в конце II акта. Изольда же режет запястья сразу после арии "Любовь мертва". Но в последнем акте им удается соприкоснуться, сидя на скамейке, спинами друг к другу. Тревожные всплески волн становятся завершающим актом путешествия жизни. Гаснет свет. И, подобно волнам бурлящего океана, раздаются бурные аплодисменты.



В спектакле занята интернациональный состав вокалистов. Шведке Нине Стемме удалось создать образ томимой пленом и страстью сексуальной Изольды. Опытный и выносливый тенор из Австралии Стюарт Скелтон в роли беспокойного Тристана. Мощно звучал бас Рене Папе - строгий и скорбный король Марк. Хороши оба исполнителя из России - сопрано Екатерина Губанова в партии Брангены и дебютант на американской сцене Евгений Никитин в роли Курвенала. Оркестр Берлинской филармонии сэра Саймона потрасал эмоциоальными переходами от еле слышного звучания до резкого взрыва и постепенного взлета и всплесков мощной силы чувств. Общее впечатление - сумрачного театра военных действий, в котором бьется страстный лирический фонтан, заставляющий трепетать зал ценой смерти невинных.

Интервью

image Click to view



ВИДЕО 1

image Click to view



ВИДЕО 2

image Click to view



«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»
Метрополитен-опера, Нью-Йорк

Постановка - Мариуш Трелиньский
Дирижер - Саймон Рэттл
Сценограф - Борис Кудличка
Художник по костюмам - Марек Адамски
Художник по свету - Марк Хайнц
Видеопроекции - Бартек Мациас
Хореограф - Томаш Выгода
Драматург - Адам Радецкий

Действующие лица и исполнители:

Изольда - Нина Стемме
Брангена - Екатерина Губанова
Тристан - Стюарт Скелтон
Курвенал - Евгений Никитин
Король Марк - Рене Папе

Премьера - 16 марта 2015 года
Продолжительность - 4 часа 47 минут с двумя антрактами

Совместная постановка - Метраполитен-опера, Фестиваль Баден-Баден, Театр Вильки-Польская национальная опера, Китайский национальный центр исполнительных искусств (NCPA) в Бейджинге.

Официальная страница спектакля

А также рекламный тизер предстоящих показов в кинотеатров HD-версий опер Мет-опера

image Click to view


Рихард Вагнер, Тристан и Изольда, Нью-Йорк, рецензия, опера, Мариуш Трелинский

Previous post Next post
Up