14 сентября с.г. прошла пресс-конференция сенатора культуры и избранного неделю назад мэра Берлина Микаэля Мюллера, на которой он рассказал о положении дел в самом известном театре страны - Берлинер-Ансамбле.
Описывающие это событие журналисты отмечали, что в напряженном выступлении Мюллера чувствовался особый нерв. Будто он боится любой дискуссии по поводу неудачных кадровых решений своего кабинета, уже вызвавших акции протеста. Весь прошедший год бастовала труппа Берлинского государственного балета из-за кабальных коллективных договоров. В начале лета труппа театра Фольксбюне выступила против увольнения худрука и одного из талантливейших режиссеров страны Франка Касторфа. А неделю назад труппа Берлинского балета восстала против назначения вместо Начо Дуато сразу двух директоров - Сашу Вальц и Йоханнеса Охмана.
В июле 2017 года подходит к концу срок 17-летнего контракта с Клаусом Пейманом, руководителем Берлинер-Ансамбля. И на его смену уже назначен директор Франкфуртской драмы и бывший ведущий драматург берлинского Deutsches Theater - Оливер Риз. Смена руководства начала проходить на фоне завершения договоров с 35 актерами прославленной труппы.
Так вот именно ради успокоения будущего недовольства Мюллер и затеял встречу с журналистами, чтобы рассказать о предстоящих планах. С приходом нового руководителя никаких сокращений штата не состоится. Наоборот, Риз откроет новые рабочие места: в отделах видео, продаж и педагогической группе. Во всех технических департаментах контракты будут продлены все без исключения. Как заявил Мюллер, костюмерам, гримерам, реквизиторам, администраторам и капельдинерам "можно перестать беспокоиться". Из 190 сотрудников только 15 человек уйдут в отставку. Часть не желающих трудиться дальше уже заключили контракты с другими домами. С целым рядом актеров уже проведены переговоры и достигнута договоренность, в том числе, и в области свободных творческих единиц. Лишь 30 работникам не предложено контрактов. Среди них - режиссеры и сам Клаус Пейман, который к тому же не входит в состав профсоюзной Ассоциации немецкой сцены. О планах команды Оливера Риза мы узнаем весной 2017. "Стоит набраться терпения" - заключил Мюллер. И на этом короткая встреча с ним подошла к концу.
Но на следующий день в Берлинер-Ансамбль журналистов пригласил лично Клаус Пейман, который сдернул завесу тайны с ладно приукрашенной смены власти.
Пейман призвал финансовую службу Берлинского Сената обратить внимание на социальную сторону контрактов уходящих из коллектива специалистов. Их увольнение обойдется театру в один миллион евро выходных пособий, не считая ожидаемых судов и их решения не пользу организации. В списке сейчас не 35 сотрудников, а 70. И ни один актер из списка конкретных предложений пока не получил.
Пейман также отметил, что с точки зрения истории театра складывающаяся ситуация просто немыслима. Берлинер-ансамбль уничтожается как Дворец Республики, в котором будет уничтожен Ансамбль, огромный архив театра. А за этим последует еще более ужасающие "пропажи", так как кабинет бургомистра не собирается перезаключать целый ряд договоров со пожилыми сотрудниками коллектива. И это решение Пейман назвал "циничным", так как многие престарелые актеры оказываются без перспектив на улице.
Далее Пейман не скупился на эпитеты. "Культурная политика - дилетантская". "Майкл Мюллер и Тим Реннер устроили бойню". Ими предприняты действия, "недостойные художников". "О приукрашивании несолидных процессов секретарем по культуре Тимом Реннером даже говорить не стоит". "А мэр Микаэль Мюллер, с точки зрения профессии сенатора по культуре, не только неприятен, но и "совершенно не знает" культуру. Пейман удивлен, что складывается ощущение, будто есть заказ отправлять мастеровые коллективы целиком в мусорную корзину.
У Оливера Риза есть свой взгляд на кадровый план Берлинер-Ансамбля. Из 190 только 120 позиций будут сохранены. А в зависшем состоянии окажутся 78 должностей, причем из творческой части театра. Сюда входят не только режиссеры, но и помрежи, суфлеры, переводчики.
Отдельным вопросом Пейман выделил юридическую модель Берлинер-Ансамбль-GmbH, являющуюся частным акционерным предприятием. Его акции с 1992 принадлежат единолично Клаусу Пейману. Как новый интендант поступит с этими акциями для управления партнерскими и инвестиционными отношениями, пока не ясно. Но передарить акции Пейман точно не намерен. Подробнее о сложной финансовой структуре можно прочесть
на официальном сайте театра тут.
Отмечу только, что болезненность этого вопроса в том, что частная организация BERLINER ENSEMBLE GmbH регулирует не только творческие вопросы, но и управление недвижимостью холдинга, продажу билетов, проведение благотворительных лотерей по сбору средств и целый ряд важных финансовых вопросов. Но при этом BERLINER ENSEMBLE GmbH имеет статус некоммерческой компании. А будущий руководитель Оливер Риз уже объявил о намерении заменить частную BERLINER ENSEMBLE GmbH на казенную организацию, бразды правления которой ведут прямиком в кабинет бургомистра. Главная опасность такого перехода, по мнению Пеймана, - в смене ориентира "некоммерческой единицы" на компанию с обязательно растущим доходом. Что теперь беспокоит не одного только Пеймана в Германии.
Источник На фото - художественный руководитель-директор Берлинер-Ансамбль Клаус Пейман.