Рецензия опубликована в №5 (28) "Невского театрала", вышедшего 5 мая 2016.
Мы уже привыкли, что в середине весеннего сезона гостеприимный фестивальный центр "Балтийский дом" проводит "Встречи в России", куда коллективы из СНГ и Балтии привозят свои лучшие премьеры. Сквозная идея съезда из года в год не меняется: театры, носящие звание "русские", продолжают после распада СССР сохранять русскую культуру. В эпоху глобального человеческого разобщения талантливой команде "Балтийского дома" удалось снова объединить людей разговором о заветном: об интимных и вселенских мечтах. Недаром XVIII "Встречи в России" приурочены к 55 годовщине полета Юрия Гагарина в космос.
Открыла форум известная драма Александра Володина "Пять вечеров" в исполнении Русского театра Эстонии. Режиссер Александр Кладько, усадив зрителей в кресла двух смотрящих друг на друга амфитеатров, рассказал о поиске счастья. Эта тема, став лейтмотивом фестиваля, объединила героев буквально всех привезенных на "Встречи в России" работ. В "Пяти вечерах" воссоздали обстановку послевоенной бедности, когда о налаженном быте, конечно, мечтали, но больше заботились об "устройстве" души, опустошенной войной и утратами. В диалоге с успешной киноверсией того же сюжета Никиты Михалкова команда из Таллина меняет финал. Вопреки жестокому закону того времени, когда люди тянулись друг к другу, сближались и удалялись, словно небесные планеты, готовые навсегда отказаться от личных благ ради счастья ближнего и страны, театр играет happy end и герои остаются вместе.
Следующий спектакль - "Баллада о Манкурте" Национального русского театра драмы из Бишкека по мотивам популярного романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день..." Режиссер Барзу Абдураззаков переложил прозу на язык сложного, почти шаманского ритуала, где каждый герой, рассказывая историю растворения судьбы человека в глобальных планах СССР, буквально заговаривал и гипнотизировал зал. Глубокая и метафоричная притча о планомерном лишении людей памяти пропагандой в СМИ вызвала у публики мощный резонанс. За что работа заслужила от фестивального комитета почетную Премию народного артиста СССР Кирилла Лаврова.
В афишу форума попала еще одна постановка режиссера Абдураззакова, но уже в молодом коллективе из Казахстана. Алма-атинский театр Байтена Омарова "Жас Сахна" привез в Петербург драму поляка Тадеуша Слободзяника "Одноклассники. Уроки жизни". Написанная по мотивам книги американца Яна Томаша Гросса "Соседи. Уничтожение еврейской общины в Едвабне, Польша", пьеса повествует о фактах ужасающего геноцида евреев накануне и во время Второй мировой войны. В спектакле поражает все - открытая, студийная форма общения со зрительным залом, молниеносность погружения в обстоятельства тектонической смены эпох и высочайший градус горечи и сочувствия, с которыми красивые молодые актеры рассказывают о необратимости последствий нагнетания ненависти, поиска врагов и мести.
Еще одним размышлением на тему сегодняшнего дня стала комедия Николая Гоголя "Ревизор" в постановке худрука Тбилисского академического театра им. Грибоедова Автандила Варсимашвили. Затянутые тканью подмостки заставлены вздыбленными вверх трубами, выкрашенными под славянские березки. Глядя на них, невольно вспоминаешь о потемкинских деревнях, где за полную чашу жизни выдавали имитации на холсте, скрывающие украденные ворами-чиновниками субсидии на ремонт, строения, дороги. Именно тут, откуда ни возьмись, появился Некто, очень похожий на строгого столичного проверяльщика. Но одного взгляда на парочку - Хлестаков и его слуга Осип - достаточно, чтобы понять, что перед нами - потусторонняя сила, искушающая и вводящая в грех. И вот уже вся чиновничья братия готова подчиняться соблазну, давать взятки, сплетничать, осуждать и прислуживать. А незваный гость из преисподней хоть и был готов ко всему, но в финале признался, что такого греха даже он не ожидал увидеть в современном мире. Оригинальная трактовка в исполнении слаженного актерского ансамбля была воспринята публикой с восторгом.
Азербайджанский русский драматический театр порадовал юношеской, ироничной версией комедии интриги испанца Кальдерона де ла Барки "С любовью не шутят" в постановке Анны Потаповой. Две внезапно подросшие дочери доставляют отцу немало хлопот. Ритмичные американские шлягеры, призывающие к страсти и приключениям, оттеняют ожидания большого личного счастья, которое настигает героинь, но не там, где они его ждали. Яркие костюмы, хитросплетение интриги, беготня по залу и рассыпанным по сцене мандаринам, шутливая манера игры и заразительный темперамент - вот несомненные достоинства работы молодой труппы из Баку.
Хозяин фестиваля - "Балтийский дом" - приготовил зрителю подарок - пьесу Евгения Унгарда "День космонавтики" в постановке режиссера труппы Леонида Алимова. По случаю былых побед при запуске в космос собрались в сельском клубе три грации, разоткровенничались и раскрыли заветную тайну: они тоже страждут любви. Объекты их грёз разнообразны (хоть и сыграны одним актером) - музыкант, генерал, космонавт и даже супермэн-Ихтиандр из советского кино. Вышла рассказанная с любовью трогательная комедия о том, из какого сора произрастает женское счастье.
И завершились "Встречи" комедией Николая Гоголя "Женитьба" в Могилевском областном драматическом театре. Режиссер Саулюс Варнас решил пьесу, как фантасмагорическую шутку о русской лени, надежде на авось и тоске по нереализованным мечтам, в которых человек прячется от неустроенной жизни. Долговязый увалень даже в паутине умело организованного сватовства к засидевшейся невесте вдруг переживает восторг от самой мысли, что все вот так запросто решится, и через мгновение он окажется по самое горло в семейном досуге, о котором мог раньше только мечтать. Но не тут-то было. Молниеносная скорбь расставания с иллюзиями сковывает тело, и инфантильный мужичок вдруг оказывается столь предприимчив, что поспешно ретируется со свадьбы, воспарив над многоярусными полками торгового склада, подле которых и разыгрывалось все действо. Чем же тут торгуют? Большими мечтами, неравноценно меняемыми на груз ответственности. Пора взрослеть!