«Гарринча». Роберт Уилсон

Apr 22, 2016 16:53



ОПЕРА УЛИЦ «ГАРРИНЧА»
Сеск-Пинхейрос, Бразилия
Идея - Данило Сантос де Миранда
Постановка, сценография и свет - Роберт Уилсон

В преддверии мировой премьеры (23.04) на сцене Театра Sesc Pinheiros в бразильском Сан-Паулу нового проекта американского режиссера Роберта Уилсона - несколько слов о теме и ожиданиях.

В основу спектакля легла биография известного бразильского футболиста, описанная в книге Руи Кастро "Одинокая звезда". Автор книги кстати стал консультантом постановки. И он же признался, что "спектакль не имеет ничего общего с книгой", т.к. "режиссер не стремился к линейному повествованию, он решил облечь образы в поэзию".

На сцене - разрозненные картины памяти, соединенные эстетическими рамками узнаваемой арт-среды, сквозь которую Уилсон и намеревается просветить легенду антигероя Бразилии. В интервью режиссер настаивал на том, что Гарринча - именно антигерой, инфантильный, отважный, смешной. Сложная и запутанная судьба делает Гарринчу парадоксальной игрушкой памяти, скрывающей боль, кровь и пот в растянутом на многие годы неустроенном быте и веренице неудач, навязывающих повествованию то ноты фарса, то трагедии.

Но Роберт Уилсон и этот реальный сюжет превращает в сказку. Музыкальный квинтет и 16 бразильских актеров исполняют гипнотично-ритмичную оду обывательщине, рождающую то скуку, то радость, то слезу, то чудо.




Намерение американского режиссера состоит в том, чтобы создать шоу о футболе, чей герой будет Мане Гарринча (1933-1983). Интерес к бразильской культуре Уилсон проявил еще в спектакле 2013 года "Женщина моря", созданного по мотивам пьесы Генрика Ибсена с бразильскими исполнителями и наполненного реминисценциями и традиционными фольклорными мотивами этой латиноамериканской страны.

Трудно было представить, что родившийся в нищей многодетной бразильской семьей мальчик с целым сонмом врожденных заболеваний - косоглазием, деформацией позвоночника, смещением костей таза - станет футбольной легендой для целого континента. Звали героя Мануэл Франсиско дос Сантос. Гарринча - прозвище, которое ему дала родная сестра за любовь к ловле одноименных крошечных редких птиц, обитающих недалеко от дома. Манэ великолепно мог имитировать их радостное воркование. А кличка приклеилась к нему вместо настоящего имени на всю жизнь.



Гарринча считается вторым игроком национального футбола Бразилии после Пеле, несмотря на то, что по многим показателям обходил коллегу, и легло бы стал первым, если бы не быстро сгорающий на ветру фитиль судьбы. Заработал эпитеты "народная радость", "Чаплин футбола", "великий хромой", "гений". С 1953 по 1965 футболист играл за клуб Ботафого, где принял участие в 579 играх и забил 249 голов. А за сборную в сыгранных 60 матчах забил 17 мячей. Два раза Гарринча принимал участие в чемпионате мира в составе национальной сборной, которая выигрывала Кубок в 1958, превратив Манэ в мировую звезду футбола, а в чемпионате 1962 года бразильцы вновь одержали победу, а Гарринча был признан лучшим бомбардиром соревнования. Правда, в том же 1962 он получил серьезную травму колена и перед играми постоянно принимал обезбаливающие препараты, притупляющие невыносимые боли. Из-за конфликта с тренером на целых два года был дисквалифицирован. Быстро набрал вес, и все чаще проводил вместо тренировок время в барах, где отдавал всего себя другой своей страсти - любви к кашасе, крепкой бразильской тросниковой водке.

После очередной травмы и обострения остеоартроза коленного сустава в 1965 клуб организовал публикацию резких критических статей в прессе против Гарранчи и вынудил игрока перейти в другой клуб. Сменив несколько команд, Манэ нигде долго не задерживался.



Около пятнадцати лет футболист выступал за разные мелкие и средние клубы, чтобы заработать себе на жизнь. Очередная жена даже решилась увезти его в Италию, затем на Мальорку и Францию, чтобы прервать связь супруга с пагубными привычками и разгульной средой. Но Гарринча продолжал злоупотреблять спиртным, азартными играми, попадать в передряги и автомобильные аварии, набирать вес и терять квалификацию. Несмотря на упорство супруги, карьера Манэ катилась по наклонной, и после очередной ссоры с рукоприкладством жена подает на развод и остается одна с маленьким сыном на руках, который накануне своего десятого дня рождения трагически погибнет.



Из спортивных событий следующего этапа жизни в 1973 году на крупнейшем стадионе Бразилии Маракана состоится матч-прощания, который будет назван официальной точкой в спортивной карьере Гарринчи. Средства, собранные за игру, позволили Манэ погасить часть своих долгов и исполнить супружеский долг перед женами, заплатив за учебу детей, аренду за дом для проживания и погасив траты за мелкий бизнес, позволяющий экс-супругам сводить концы с концами. Оставшиеся у самого Манэ от раздачи слонов деньги быстро закончились. И после очередного сердечного приступа он попал в больницу, где знакомится с новой женой, родившей ему дочь, ставшей четырнадцатым ребенком Гарринчи от разных женщин. При этом приступы болезней в новом браке только участились. Футболист оказывался в больнице все чаще. Во время одного из обследований у него обнаружили цирроз печени, который и стал причиной скоропостижной кончины в возрасте 49 лет, за девять месяцев до юбилея. Неоднократные попытки бросить пить ни к чему не привели. Количество поклонников и активность братьев последней супруги увлекали футболиста в новые кутежи и запои. И 20 января 1983 года Гарринча был найден мертвым в своей палате.



Для бразильцев, помешанных на футболе, проводы игрока превратились в общенациональное траурное мероприятие. За гробом, обернутом флагами страны и клуба Ботофаго, шествовало свыше трех сотен тысяч человек, которая сопровождала процессию до самого кладбище в родной деревушке Пау-Гранди. На могильном камне высечена надпись: "Здесь лежит тот, кто был радость для народа - Манэ Гарринча" и всегда свежие цветы.



Телерепортаж о премьере

image Click to view



«ГАРРИНЧА»
Опера улиц

Идея - Данило Сантос де Миранда
Постановка, сценография и свет - Роберт Уилсон
Текст - Дэррил Пинкни
Музыка - Хол Виллнер
Ассистент постановщика - Чарльз Хемин
Костюмы - Карлос Сото
Ассистент сценографа - Анник Лавалле-Бенни
Дизайн света - Джон Торрес
Визажист - Мануэла Халлигэн
Осветитель - Марчелло Люмака

Исполнители:
Кэрол Безерра, Клаудиа Ноэми, Клодин Брандао, Клебер Д'Нунций, Дандара Мариана, Даниэль Инфантини, Фернанда Фаран, Зе Оливейра, Лукас Викхаус, Наруна Коста, Наталья МанСинелли, Роберта Эстрела д'Альва, Робсон Каталония

Приглашенные Бете Коэльо, Лигия Кортез, Луиз Дамаскено

Музыканты - Александр Рибейро, Фабрисио Росил, Джон Полето, Роберта Валенте, Самба Сэм, Джо Барбер

Премьера - 23 апреля 2016 (по 29 мая)
Продолжительность - 4 часа 15 минут с антрактом

Официальная страница спектакля 1

Официальная страница спектакля 2

Сан Паоло, Бразилия, Роберт Уилсон, премьера, Гарринча, сезон 15/16

Previous post Next post
Up