Из истории танца "Тарантелла"

Mar 08, 2016 13:46



По одной из легенд итальянский народный танец "тарантелла" родился из ритуала очищения души и тела от недуга безумия, вызванного укусом ядовитого паука тарантула. Паук был настолько распространен в теплых краях итальянского юга, что часто расширял ареал обитания и селился в жилых зонах городов и сёл, кусая и нападая на людей. Паука назвали "апулийским тарантулом" в честь итальянского города Таранто. А болезнь - тарантизмом.

Несмотря на то, что истерические эпидемии тарантизма встречались и в других странах Европы, особенно в Голландии и Западной Германии, способу избавления от недуга научили именно итальянцы, назвав ритуал в честь городка Саленто - "салентинским экзорцизмом", где зародилась традиция.

Известно, что уже в эпоху раннего ренессанса появились бродячие группы музыкантов, которые разъезжали по городам и селам и помогали одержимым тарантизмом освободиться от злых чар. Обязательный набор инструментов: гитара, флейта, бубен, кастаньеты или другие ударные инструменты. Ведь местные жители были уверены, что единственным способом подавить симптомы и изгнать злого духа "таранты" из тела можно только силой шумной, быстрой, ритмичной музыки.

Действие ритуала могло продолжаться несколько часов. Учащающийся ритм барабана приводил больного в состояние естественного транса. Гипнотическое действие вызывало мерное и постепенное погружение в многократно повторяемую музыкальную тему. Один и тот же мотив или ритмическая фигура в двудольном метре игралась по кругу, лишь слегка изменяясь при нарастающем темпе. Основная часть ритуала - ускоряющееся кружение вокруг своей оси, в результате которого одержимый "тарантизмом" доводился до изнеможения и падал без сил.



Известный итальянский документалист Джанфранко Мингоцци в 1962 году запечатлел ритуал в своей короткой ленте "Ла таранта". И сегодня мы можем стать свидетелями архаичной традиции эзотерической практики юга Европы, смешавшей в себе элементы языческого ритуала, народного праздника и католической литургии. Предлагаю познакомиться с ритуалом, посмотрев этот доментальный фильм.

Документальный фильм Джанфранко Мингоцци

Видео. Часть 1

image Click to view



Видео. Часть 2

image Click to view



Р. Рильке в одном из писем 1907 года описывал чарующее явление так: "Что за танец: будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями; коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды". Тему тарантеллы популяризировали композиторы XIX века в операх, балетах и даже инструментальных пьесах. Сочинители музыки ХХ века эту тенденцию продолжили искусными стилизациями мелодии набирающего популярность народного танца.

В 2015 году польская исследовательница Катаржина Винярска-Щислович опубликовала в журнале "Маска" интересное исследование, раскрывающее связи ритуала, легшего в основу танца тарантелла, квази-театральных религиозных праздников, приемов социальной депривации с тенденциями в современном акционизме, перформансах и акциях нового театра. См. текст на польском языке тут (формат *.pdf)

Италия, история, тарантелла, Джанфранко Мингоцци, Катаржина Винярска-Щислович

Previous post Next post
Up