Из книги Людвика Фляшена «Гротовский и компания»

Jan 29, 2016 10:46



«В мире моего детства и молодости, чтобы „быть кем-то” и попросту обрести круг друзей, надо было быть человеком читающим <...>

Даже дети хвастались друг перед другом тем, что прочли. В доме моих родителей книга была окружена высшим пиететом. Отчасти, как я думаю, это шло от моей семейной традиции - традиции народа, называемого «народом Книги»; отчасти от польской традиции - традиции народа, идентичность которого в условиях вековой несвободы и разбросанности по миру концентрировалась вокруг великих поэтов и писателей, называемых пророками. А также от унаследованного рефлекса восточноевропейской интеллигенции. Эта интеллигенция следовала высокому призванию - ширить просвещение среди народа, возглавлять борьбу за независимость страны, нести обществу спасительные идеи.

Книга была символом высоких устремлений личности. <...> Так, по следам книги, а не театра, мы приходим к Гротовскому. Как он многократно публично заявлял, книга британского путешественника Поля Брантона «Путешествие в тайную Индию», прочитанная им в детстве, в деревне, во время немецкой оккупации, каким-то чудом купленная мамой в городе, - эта книга открыла перед ним перспективы исканий всей жизни. Кем я есть? Этот сущностный вопрос гуру Махариши, о котором идет речь в книге Брантона, известен теперь, благодаря гуру из Понтедеры, всем театроведам и специалистам по антропологии театра. Ежи Гротовский, хотя и говорил, вслед за духовными наставниками, известными ему по книгам, что природу вещей, сущность вещей нельзя ни постичь, ни передать через слова, был страстным книгочеем. <...>

Плоды творческой жизни Гротовского известны, но менее известна почва, из которой они черпали свой первичный витальный импульс. <...> Творческие проекты и практики Гротовского не рождались как некая абстракция, из чисто профессионального знания, в платоновских сферах, где, в конечном счете, витают гуманитарные идеи. <...>

Абсолют искусства, высокое призвание профессионального мастерства и та загадочная субстанция, которую Гротовский определил как «тело-сущность», рождаются в исторической конкретике, в повседневности жизни, среди событий, о которых сообщает пресса, под давлением Zeitgeist [духа времени]. После ночного чтения мистиков Гротовский лихорадочно просматривал утренние газеты. <...>

Деятельность «Гротовского and Company» была попыткой ответа на вопросы, которые появлялись перед человеческой личностью попавшей в силки тоталитаризма. Как из них выпутаться? Как остаться в ладу с самим собой? Как себя творчески осуществить? Как - в таких кафкианских обстоятельствах - провести аутентичную самооценку? <...> Упрощая, можно было бы сказать, что главной темой, осью всех спектаклей Гротовского была личность, в тисках деспотичного общества, мечущаяся в судорогах - скажем по-ученому - авторитарного синдрома».

Книга Людвика Фляшен «Гротовский и компания»(Routledge Icarus, 2015) -
это коллекция текстов главного сотрудника и соучредителя «Театр 13 рядов» Ежи Гротовского (позже Театр Лабораториум), где со6раны ключевые материла, многие из которых никогда не были опубликованы на английском языке прежде. Они включают в себя лекции, доклады по таким вопросам, как обучение актера, а также программы и пояснительные тексты на все спектакли лаборатории (в том числе «Каин» Байрона, «Сакунталу» Калидасы,  «Дзяды» Мицкевича, «Кордиан» Словацкого, «Акрополь» Выспянского, «Трагическая история доктора Фауста» Марло, «Стойкий принц» Кальдерона - Словацкого, и «Apocalypsis cum figuris» (композиция из текстов Библии, Достоевского, Словацкого, Т.С.Элиота, Симоны Вайль). Это дает представление о концепциях, лежащих в практике одного из корифеев театра ХХ века, и представляет культурные, литературные, исторические измерения его работы. Тексты откроют понимание для говорящих по-английски студентов, ученых и практиков социальных и политических ограничений, влияющих на срок службы Гротовского, а также особые сложные и контролируемых условиях, в которых действовали художники польского театра, даже в то время, когда их театр достигал вершины достижений в мире. Книга чередует показательные документы, программки, полемические произведения, интервью, а также критические отзывы. Исторически сложилось так, что основное внимание будет уделено периодам работы над спектаклями Гротовского (1956-69), но также включает и тексты из других фаз, таких как Пара-театр (1969-76), а также более поздние части. Сборник включает в себя более тридцати текстов, в том числе пять, специально написанных для издания.

Людвик Фляшен, Гротовский, Польша

Previous post Next post
Up