19 января в немецком издании Berliner Morgenpost опубликован список номинантов театральной премии Германии имени Фридриха Люфта. В списке - десять выдающихся спектаклей берлинских коллективов 2015 года.
Справка:
Премия учреждена в 1992 году изданием Morgenpost, носит имя выдающегося немецкого театрального критика Фридриха Люфта (1924-1990). Среди лауреатов - "Ножи в курицах" Томаса Остермайера (1997), "Эмилия Галотти" Микаэля Тальхаймера (2001), "Идиот" Фрэнка Касторфа (2002), "Андромаха" Люка Персеваля (2003) и др. Премия представляет денежное вознаграждение в размере 7500 евро "лучшему театральному спектаклю", который определяется жюри из шести членов: актрис Мартины Гедек и Клаудии Видмер, телеведущей Лузии Браун, учредительного директора радио Германия Эрнста Елитц, автора Люси Фрике, редактора раздела "Культура" в Morgenpost Маттиаса Вульфа.
Победители 2015 года будут названы в марте. Большинство из номинантов еще можно посмотреть.
Итак, номинанты:
"Братья Карамазовы" в Фольксбюне
Эта постановка - из серии must see! Касторф и Достоевский - очень плодотворное сотрудничество. Завершая эпоху управления Дирекцией театра Фольксбюне, Касторф поставил "Братьев Карамазовых" по роману Федора Достоевского. Постановка стала чем-то вроде квинтэссенции его режиссуры: безграничная, буйная, будоражащая зрителя, и в равной степени вызывающая за шесть с половиной часов чувство блаженства от мастерства Касторфа. С выдающимся Александром Шеер в роли Ивана, Хендриком Арнстом в роли Федора (соратником Касторфа еще со времен работы в Анкламе-ГДР) и многими другими талантливыми актерами. Еще в спектакле - уникальное сценическое пространство, сливающееся со зрительным залом, магически организованное выдающимся сценографом Бертом Нейманом, внезапно скончавшимся летом 2015.
Volksbühne - 30.01., 6.02., 26.02
"Зимнее солнцестояние" в Deutsches Theater Berlin
Click to view
Все начинается, как классический семейный конфликт: раздражительность, обвинения, противоречия, хрупкость отношений. Ситуация обостряется, когда появляется мать Коринна, которая долго жила в одиночестве, именно 23 декабря, как раз перед Рождеством. В разрыве семейных связей виновен алкоголь и ее пьянство. Конечно, отношения между матерью и дочерью давно угасли; восемь лет Беттине пришлось решать все свои недетские проблемы самой. А потом еще долгое время прятаться у одного иностранца в Южной Америке. Затягивающая история в фокусе странного, немного ироничного взгляда на жизнь. Режиссер Ян Боссе смог поставить пьесу Роланда Шиммельпфеннига "Зимнее солнцестояние" в Deutsches Theater, как бульварную комедию, элегантно обойдя ловушку пафоса. На сцене комфортабельные люди сидят за круглым столом, но отношения между ними пусты, границы нетронуты, и в борьбе с личными страхами и социальной апатией никто не хочет нести ответственность.
Deutsches Theater Berlin - 22.02.
"Нора" в Deutsches Theater Berlin
Click to view
В Берлине ставить "Нору" есть смелое предприятие. Вряд ли кто-либо из театралов забыл о многолетнем шлягере режиссера Остермайера с Анной Тисмер в легендарном Шаубюне. Постановщик Штефан Пухер все же решился в Deutsches Theater на это, и даже создал новую версию инсценировки вместе с экс-режиссером Театра М.Горького Армином Петрасом, преобразившим текст пьесы Ибсена. Действие контрастирует с трансируемым на экран видео отрывков из якобы древней, классической постановки, которая поставлены тем же Пухером. Получилась очень любопытная работа.
Deutsches Theater - 23.02., 02.03.
"Человек, который" в Фольксбюне
Click to view
Конрада Байера знают лишь немногие. Автор принадлежал к Венскому обществу вместе с Хансом Артманом и Герхардом Рюма, богемным кругам, которые считали, что в 50-х и начале 60-х именно они представляли авангард литературы. За что были обвинены, в частности, в "злобном голосе раскола". Режиссер Герберт Фрич нашел интересный сценический эквивалент сочинению Байера "Человек, который". Фрич замешал действие в жанре фарса, давно ставшем неотъемлемой частью его работ, и, несмотря на большую долю музыки, тексту Байера отвел довольно много места. Режиссер смиренно склоняет голову перед писателем и создает удивительную пластико-музыкальную партитуру.
Мою рецензию на спектакль см.тут.Volksbühne am Rosa-Luxemburg-Platz - 24.01.
"Право прохода" Machina eX
Click to view
Если пограничник закричит на вас снова, 100% гарантия, что вы скоро привыкните. Его волосы и тело жирные, и вообще-то крайне не хорошо запрещать кому-либо возвращаться домой. «Право прохода» - драматический квест, исполняемый труппой Maхинa-эКС в берлинском театральном зале Хау-3. Конечно, идея интерактивного театра может вызвать скептицизм, однако в данном случае речь идет не об этом. Три часа позволяют одному беженцу научиться видеть необъяснимый мир бюрократии глазами чужестранцев. Оказавшись в лагере беженцев, зрители сначала не понимают правил, а позже интуитивно их распознают. Зритель пытается получить разрешение на работу, потратит выданные в самом начале деньги - 500 прадт, и окажется картой в чужой азартной игре, где все наблюдают за вами, учась устраиваться "по жизни" и даже наниматься на работу. А вдруг самый короткий способ к цели - дать взятку пограничнику?!
Хау 3 - дата неизвестна
"Ричард III" в Шаубюне
Click to view
Не найдя любви, он решил стать монстром и мстит за свое одиночество! В спектакле по шекспировскому "Ричарду III" в Шаубюне режиссер Томас Остермайер оживляет чудовищного театрального злодея. Одиночка с горбом и брекетами, скрюченный и косолапо подволакивающий ногу, играет ведущую роль в Королевском дворце, ставшем похожим на восстановленный театр Глобус, где звучит новая версия перевода Мариуса фон Майенбурга, слегка модернизировавшего текст. Ричард Ларса Айдингера - обиженный на мир, виртуозный обольститель и хитрец. В банальной мести горбуна обнаруживается универсальная психограмма зла.
Рецензию на спектакль читайте тут. Шаубюне - 26, 27 и 28.02.
"Семья" в Театре Курфюрстендамм
Мать знает лучше и бесстыдно пользуется этим. "Вы знаете, что я знаю все," - как-то сказала своей дочери Вайолет. В семье Вестoн случалось всякое: запретная любовь, кровосмесительные связи, болезнь, зависимость. Легко узнаваемые психологические битвы в спектакле "Семья", поставленном израильским режиссером Илан Роннен по Бродвейскому хиту Трейси Леттса (в оригинале: «Август: Графство Осейдж") и впервые привезенном в Берлин. Режиссер собрал независимую труппу в театре Курфюрстендамма. Горькие комиксы из жизни одной очень закрытой от чужих глаз семьи сгенерированы в одноэтажной сценической конструкции с невероятной точностью разработанных персонажей, каждый из которых с ломанной судьбой, многослоен и очень человечен. Блестящие актерские работы.
Театр Курфюрстендамм - даты неизвестны
"Комната Офелии" Шаубюне
Click to view
В берлинском Шаубюне режиссер Кэти Митчелл в спектакле "Комната Офелии" рассказывает о несчастной жизни подруги Гамлета. В полупустой комнате подземелья влачит угрюмые деньки несчастный человечек, который появляется в трагедии Шекспира только в пяти сценах в виде жертвы - Офелия. Основываясь на тексте молодого английского драматурга Алисы Бёч, Митчелл устраивает на сцене бесконечный цикл рутины, вышивания, сна и жизни в нужде. В комнате, удаленной от реального мира, где появляются персонажи известной трагедии, Офелия готовится к аду, впадает в безумие и тонет в воде, заполнившей ее пристанище. В ритме чеканного стаккато рассказывается трагичная история интимной катастрофы юной женщины на фоне демистификации хрестоматийного сюжета.
Шаубюне - 19 и 20.02.
"А потом пришла Мирна" в Театре Максима Горького
Они снова вместе. Сердитые девушки Сибиллы Берг вернулись. Беспомощные, разочарованые и отчаянные, хотя ничего подобного они не хотели. "А потом пришла Мирна" - продолжение успешной постановки "Если нечего мне сказать, так иди отсюда". Опять Себастьян Нюблинг ставит в Театре Максима Горького. В интерьерах прошлого ХХ века четыре дамы упорно борются из-за неудач материнства с четырьмя своими озлобленными и хитрыми дочками. Восемь персонажей на грани нервного срыва. Найдут ли они когда-нибудь счастье? Выходит безнадежное, душераздирающее, но порой очень смешное действо.
Театр Максима Горького - 19.01, 18.02.
"Женщина, которая знает, чего хочет" Komische Oper Berlin
Click to view
Два исполнителя играют более двух десятков различных ролей, забавно сменяя костюмы и хлопая каждую минуту единственной дверью на сцене. Интендант КомишеОпер - Барри Коски поставил музыкальную комедию Оскара Штрауса "Женщину, которая знает, чего хочет," в жанре иллюзиона преображения. История Дивы, вступившей в конкуренцию с дочерью, из тривиальной стала сенсационной. Дагмар Манцель и Макс Хопп исполняют партии оперетты только на узкой полоске авансцены перед ямой с оркестром под управлением Адама Бенцви. Солисты меняют внешний вид, возраст и пол в таком головокружительном темпе, что уже ради этого стоит купить билет на спектакль.
Комическая Опера - 7 и 12.02.