«СМЕРТЬ И ДЕВУШКА». ЕЛИНЕК - МАРЧИНЯК

Dec 17, 2015 01:54




«СМЕРТЬ И ДЕВУШКА»
Эльфрида Елинек
Театр Польский во Вроцлаве
Постановка - Эвелина Марчиняк

PR в искусстве - бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают оттенки духовного содержания ради торжества аншлага. И даже спустя время сквозь тонны вылитой грязи вместе с массой информационных поводом ростков созидания уже не рассмотреть.

Скандальная постановка во Вроцлавском Польском театре, вызвавшая нездоровый ажиотаж и заполняемость залов на три постпремьерных месяца. Билеты проданы, а городская администрация требует срочно снять спектакль с проката. Вице-премьер и заодно министр культуры Петр Глинский подкидывает дров в огонь, обнародуя факты дебиторской задолжности провинившегося руководителя коллектива на сумму 481.000 злотых (на сентябрь, а концу года - 560.000), достаточных для расторжения договора в директором до окончания срока в августе 2016 года. На что тот самый директор театра Кшиштоф Мешковский предлагает министру уйти в отставку, ибо вокруг театра уже встала коалиция из творческих авторитетов, способных бороться против цензуры в Польше, ради конституционных свобод.




А начиналось все с вопиющего для казенного учреждения факта - найма порноактеров для участия в спектакле. Причем к моменту возгорания конфликта спектакль еще не посмотрел ни один человек, ибо премьеры попросту не было. А уже строевым маршем по городу ходили слухи о том, как тратятся деньги налогоплательщиков одним отдельно взятым театром, решившим поставить новеллы австрийского нобелевского лауреата по литературе Эльфриды Елинек.

Порно на службе государственного учреждения - это, конечно, сильно. Представляю себе лицо работницы бюджетной финансовой службы, которая выявила вопиющий случай в стопке документов с цифрами, среди которых всплыл один договор с агентством XXL, обязующимся поставлять иностранных порноактеров для проката спектакля. И в голове представителей исполнительной власти стали множиться развратные секс-сцены, которые никак не могут демонстрироваться с подмостков подотчетного учреждения. Против чего и покатился асфальтоукладчик PR-службы градоуправления, множащий угрозы и разжигающий страсти в сердцах особо впечатлительных натур.



В результате на пресс-активность кроме виновников обратил внимание и праздный люд, который ранее в театр вообще не ходил. А теперь случилось чудо, и любители порно ломанулись к кассам, а представители христианской общины «Krucjata Rozancowa za Ojczyzne» [Крестовый поход святого Розария] отправили в мэрию 30.000 гневных писем, выстроили пикет перед зданием и, несмотря на холодное время года, организовали круглосуточный дежурство с блокировкой входных дверей. До дня первого показа пикетчики были интересны только журналистам, размещавшим в газетах интервью под нагнетающим напряжение заголовком "Вроцлав стал столицей порноиндустрии". Так что в день премьеры пришлось даже арестовать пару десятков протестующих, чтобы не мешали публике входить в зал.

Театр и не скрывал, что спектакль адресован публики 18+. Ожидающим красочного траходрома на сцене директор лично с экранов телевизора пообещал большое разочарование. И, действительно, среди десятка вышедших на сцену актеров вычленить порно-пару было не возможно. Да и не в этом фишка.



За вызвавшим резонанс исполнительной власти и СМИ проступке-закупке оказались скрытыми очень тонкие и нежные темы. Молодая постановщица Эвелина Марчиняк выбрала для своей работы пять новелл Елинек о патриархальном мире, в котором насилие над женщиной заложено в самом укладе семьи. Эта позиция уже пару десятилетий беспокоит активных членов европейского, так называемого «Нового феминизма», обращающего внимание на несправедливое положение девушки-женщины-матери в обществе.

Елинек заимствовала для сборника одноактовок название струнного квартета Шуберта. Пьесы «Смерть и девушка», триптих «Принцессы-Драмы» («Белоснежка», «Спящая красавица», «Розамунде») и отрывок из «Пианистки» стали почвой для инсценировки. Следуя за автором, постановщик использовал музыку Шуберта в качестве оформления спектакля, но сосредоточил внимание на требовании защиты интимной стороны жизни женщины, ее спасения от самоуничтожения и смерти.



Тело женщины стало местом для бритвы за сексуальную монополию. Все действующие социальные и моральные табу оказались на стороне подавления женской чувственности. В народных сказках, переписанных Эльфридой Елинек, главные героини лишены свободы. Их мечтам об освобождении препятствуют страшное наказание или смерть. Прогуливающейся по лесу Белоснежке попадается жестокосердный Охотник, силой и локтями движущийся к цели. Спящая красавица после пробуждения ото сна, который и был ее сказочной жизнью, обязана подчиниться воле Принца. Розамунда в ожесточенном сражении с коварным дядькой, решившим ее отравить, вынуждена исполнять тяжелый и не девичий долг возмездия. Елинек развенчает волшебный флер жанровой традиции «жили долго и счастливо», завершая свои новые сказки трагическим исходом: Белоснежку убивают из ружья, Спящая красавица оказалась давно мертва, и Розамунду-таки отравит дядькин яд.

Как и вымышленные героини сказок, центральная героиня спектакля - пианистка (Маргарет Гороле), оказывается картой в чужой игре. Реализация ее садо-мазохистских наклонностей, появившихся в детстве в момент долгих экзерсисов на муз.инструменте, становится центральной сюжетной линией всего действа. Перед нами ее постоянно оживающие воспоминания, когда еще в детстве (Кэтрин Штражек) она мечтала стать профессиональной пианисткой и была готова терпеть унижение и боль от матери (Ева Шкибинска), практикующей жесткие меры воспитания, когда, чтобы соседи не слышали криков ребенка, просто увеличивала громкость телевизора. Картину насилия и подчинения девушки дополняют и Отец-Гном (Пол Домагала), и Критик (Петр Нерлевски), и Учитель - Охотник (Михаль Опалински), добивающийся муштры и дисциплины от вышедших на сцену соревноваться в мастерстве трех пианистов - 9, 19 и 29 лет. Их виртуозная техника была попросту не замечена садистом-учителем.



Глядя на вереницу актов насилия невольно хочется освободиться, что героиня позволяет себе лишь в фантазии. В качестве реализации своего тайного желания она неожиданно становится участницей картины, когда два мужчины в масках и латексных комбинезонах связывают ее и жестко наказывают за провинности. Никакого порно и театра жестокости, в синем фильтре происходящее походит на явление волшебного чуда, трансцендентного и завораживающего.

О порно вспоминаешь по случаю разрастающейся темы социального детерминизма. Порно-актеры Тим и Росси появляются на сцене дважды. В прологе под мигание стробоскопа из ряда полуголых людей они выделяются и буквально несколько секунд имитируют совокупление, демонстрируя несколько поз под резко опускающийся занавес и динамичный ритм агрессивного хард-кора.



Следующий раз пара появится в момент, когда главная героиня, оставшись одна, увлечена просмотром фильма для взрослых и попадает в иную реальность, которая вырывается из телевизора. Сексуальное напряжение героини выплескивается в страстную прелюдию Тима и Росси у рояля. Тут даже самые рьяные защитники морали растеряют протестный пыл, ибо сцены скромны и в них густо малюют других чертят, олицетворяющих механистичность гендерных табу.

Так легко и главного не заметить. Насколько текст спектакля сложен, полон глубоко проработанных актерских работ, великолепного оформления, любопытных сценических решений и острых тем для размышлений. Редкий акт терапии превращения палачей в жертв.

ВИДЕО

image Click to view



«СМЕРТЬ И ДЕВУШКА»
Польский театр во Вроцлаве

Текст - Эльфрида Елинек
Постановка - Эвелина Марчиняк
Автор исследования текста и драмы - Луки Войтыско
Декорации, костюмы и свет - Катажина Борковска
Музыка - Петр Кубяк
Хореография - Доминика Кнапик

Действующие лица и исполнители:
Мать - мачеха - Ева Скибинска
Отец - Гном - Пол Домагала
Дочь /Учитель / Белоснежка - Малгожата Гороле
Учитель - Охотник - Майкл Опалински
Ученик - Смерть - Анджей Клак
Школьница - Спящая красавица - Кэтрин Стражек
Критик - Петр Нерлевски
Пианист I - Кшиштоф Дудек (Агентство Студия ABM)
Пианист II - Николай Ференц (гость)
Пианист III - Григорий Рджак (гость)
Дискант - Роззи (гость)
Баритон - Тим (гость)

Премьера - 21 ноября 2015
Продолжительность - 140 минут без антракта

Страница спектакля

P.S.

1.
Эвелина Марчиняк - родилась в 1984 году. Окончила факультет режиссуры в Театральном училище Кракова. Дебютировала в 2010 году спектаклем по сочинению Виткевича «Новое освобождение» в Польском театре Бельско-Бялы. Ее громкие проекты до сих пор в репертуаре - «Любители» по Эльфрида Елинек в Театре побережья  (2012) и «Морфий» Стивен Твардоха в Силезском театре в Катовице (2014). Награждена Гран-при фестиваля 55-е Калишские Театральные Встречи.

2.
Текст трех одноактовок Эльфриды Елинек "Принцесса-Драмы" можно прочесть тут.

Вроцлав, Польша, премьера, рецензия, сезон 15/16, Смерть и девушка, Шуберт, театр, Эльфрида Елинек

Previous post Next post
Up
[]