«МУРМЕЛ-МУРМЕЛ». РОТ - ФРИЧ

Dec 14, 2015 22:48




«МУРМЕЛ-МУРМЕЛ»
Дитер Рот
Фольксбюне, Берлин
Постановка и сценография - Герберт Фрич

Заключительный спектакль триптиха на сцене берлинского театра Фольксбюне, в котором большой озорник и выдумщик Герберт Фрич играет на одном из самых сложных инструментах - игровой природе своих коллег артистов. В основе нового спектакля - емкий и метафоричный текст Дитера Рота.




В 1974 году немецкий художник-абсурдист Дитер Рот (1930-1998) выпустил 232 экземпляра своей самиздатовской книги "Мурмел" в небольшом формате и коричневой обложке, внутри которой на 178 страницах повторялось единственное слово "Murmel". После переиздания в 1980-х годах эта книжка попала в руки кудеснику актерских импровизаций - Герберту Фричу. И тот пообещал, что непременно поставит эту занятную вещицу на сцене. Вот уже и писателя нет в живых, а режиссер свое обещание выполнил, выпустив на сцене берлинского Фольксбюне заводной спектакль с группой деловых колбас в серых костюмах а'ля 1970-е, устроивших убойный расколбас практически на пустом месте.



Действующих лиц 11.
- А почему 11?
- Ну, как, почему, - отвечает Фрич, - это же самое смешное число!

Под звуки исполняемой в живую электронной музыки (композитор Инго Гюнтер) разыгрывается заводное шутейное действо, где к "Мурмелу" взывают, этим чудом восхищаются, поют хоралы, пугаются и расстраиваются из-за его исчезновения, устраивают коллективную терапию, и, что особенно неожиданно, выздоравливают к финалу почти от всех недугов.




Знатоки комических жанров тут смогут обнаружить почти все: речевую декламацию, акробатические и цирковые номера, сольное и хоровое пение, клоунские репризы, комические куплеты, минималистскую оперу, большое ревю из Лас-Вегаса и даже пантомиму с танцами.




Зал хохочет без остановки, хотя на сцене ничего особенного не происходит. Если не учитывать уморительную игру, тонкие взаимоотношения между персонажами, полоумных-полунемых счетоводов "Мурмела", которые всю свою не дюжую деловую нахрапистость и пыл тратят на поиск этой загадочной штуки (мрамора, шарика, меха, ворчуна, брюзги и иных значений этого волшебного слова). И, к удивлению людей без чувства юмора, которые в зале тоже встречаются, герои находят толк в своем занятии. Хотя бы ради того, чтобы животики у публики от смеха после спектакля болели.

Чистый театр! А сколько от него радости?! И не сосчитать.




ВИДЕО

https://vimeo.com/63726438

«МУРМЕЛ-МУРМЕЛ»
Фольксбюне, Берлин
Текст - Дитрих Рот
Постановка и сценография - Герберт Фрич
Костюмы - Виктория Бир
Музыка - Инго Гюнтер
Световой дизайн - Торстен Кёниг
Драматургия - Сабрина Цвах

Исполнители:
Флориан Андерер, Матиас Бусс, Вернер Инг, Инго Гюнтер, Йонас Хин, Симон Йенсен, Вольфрам Кох, Анника Мейер, Анна Патти-Полле, Бастиан Райбер, Стефан Штаудингер, Аксель Вандтке

Премьера - 28 марта 2012 года
Продолжительность - 80 минут

Официальная страница спектакля

P.S.

Дитер Рот -
- немецкий художник, поэт, график, скульптор, кинорежиссер и композитор, радикально обращающийся с творческим наследием и традициями. Все реализованные его проекты вызывали нешуточные споры у знатоков и обычной публики. Эксперты возмущались по поводу "неэстетичности" его работ, а обыватель - хмурил бровь на счет разрыва шаблонов. Больше всего раздражало странный набор его хобби. Он отливал зайцев и свои бюсты из шоколада, которые годами стояли на щкафу, пока шоколад не портился. Еще он собирал плоский мусор, который складировал в канцелярских папках и бережно хранил. Каждая вещь - след человека, а о следах Рот мог говорить часами. Еще художник-абсурдист потратил немало лет на прославление колбасы. Так ради одной инстралляции, названной "Гегель, собрание сочинений в 20 томах", он размельчил издание философа, смешал его с мясом и салом, переработал в фарш и по традиционной технологии соорудил несколько настоящих колбас. При ближайшем рассмотрении сквозь колбасную шкурку виднелись буквы и обрывки текста. Так знание в буквальном смысле стало потребляемым.

Несмотря на семью с двумя детьми, зарабатывать Роту не удавалось. жил на финансовые субсидии друзей, галеристов и меценатов, и очень редко продавал свои работы. Под свои творения занимал большое количество недвижимости в разных городах Европы, но из-за неспособности следить за деловой частью этих "мастерских" часто терял их вместе с творениями. Рот имел массу слабостей. Часто оказывался жертвой не только алкогольной зависимости, но и многих фобий и маний. Все имеющие деньги, когда таковые водились, носил с собой, предчувствуя, что скоро придется опять бежать. В работе же был неистов, увлекаясь очередной своей идеей и не тратя силы на внешний мир и социализацию. После смерти творца в 1998 году его самиздатовское 48-томное собрание сочинений считается очень ценным раритетом.

Дитер Рот, Фольксбюне, Герберт Фрич, премьера, Мрамор, рецензия, Берлин

Previous post Next post
Up