«ПЕНТЕСИЛЕЯ»
Генрих фон Кляйст
Франкфуртская драма, Германия
Постановка - Микаэль Тальхаймер
После премьерного просмотра спектакля на сцене Франкфуртской драмы на секунду показалось, что это одна из самых «традиционных» постановок Тальхаймера. Настолько форма лаконична и строга. Перед нами сильно купированный текст, всего три действующих лица, два из которых вымазаны в крови и обнажены. Подмостки - в виде наклоненной черной плоскости конуса, расширяющегося к рампе. Обычно светлый сценический мир погружен в густой мрак, где ничего не мешает развиваться трагедии, навевающей страх и ужас.
Режиссер за сто минут разыгрывает громоздкую пьесу 1806 года классика немецкого романтизма Генрика фон Клейста о дочери Ареса и Отреры - царице амазонок Пентесилее, нарушившей в разгар троянской войне закон. В ее сердце вспыхнула запретная любовь к бесстрашному герою ахейцев Ахиллу. Не вынеся осуждения соратниц и оков общественных правил, она впадает в безумие, лишая жизни своего возлюбленного и себя.
Из анонса театра:
«Мы уничтожаем то, что мы любим», - так писательница Криста Вольф выразила главную тему «Пентесилеи» Клейста. Это война - основа мира насилия, где царица амазонок и греческий военачальник Ахилл, как два небесных тела сталкиваются и сгорают в своей фатальной, почти не имеющей границ любви друг к другу. На поле боя амазонки должны найти своих мужей и убить - так требует закон. Герой войны Ахилл никогда не проигрывал битву. Он вызывает Пентесилею на дуэль, однако сам приходит без оружия, рассчитывая, что она признает поражение. Ошибочно восприняв признание в любви, Амазонка убивает его, в смертоносном экстазе ослепнув от страсти. Микаэль Тальхаймер ставит литературный шедевр Клейста, сконцентрировав текст для трех персон».
Традиционность Тальхаймера - в немодном театре текста, виртуозном актерском мастерстве и гуманистической позиции постановщика, которая давно трещит по швам под натиском ужасающей реальности, дробящейся мириадами катаклизмов, приумножающих жертвы и мировую скорбь.
Действие проистекает из точки финала. Внутри сценического мрака слабый прожектор высвечивает сидящую фигуру героини, изо рта которой струится алая кровь, а на ее коленях, раскинув в сторону руки, лежит нагой и только что убитый герой. Чудовищная аллюзия то ли на Пьетту, то ли на традицию изображения Мадонны с младенцем...
После звенящей паузы умирающая Пентесилея медленно наклонит голову вправо - влево, потом неоднократно, с трудом откроет и закроет рот, будто после сильного удара, после чего резко оттолкнет Ахилла, и тот скатится по наклонной, застыв в неестественной позе где-то посередине помоста. Луч света выхватит из мрака брошенные в стороне солдатские, с высоким голенищем ботинки. Она поднимется, сделает несколько шагов к ним и начнет медленно поправлять на себе канареечного цвета платье. Тут ее тело вдруг задрожит то ли от холода, то ли от растущего негодования. Таков пролог.
Даже после смерти они продолжают бой. Паутина подозрений опутывает отношения героев, тревожных, испуганных, готовых слепнуть и обманываться. Тут все не то, чем кажется. Даже прелюдия оборачивается борцовской схваткой, а поцелуи - укусами. Тут даже в сексе вырывается наружу стремление обладать, ломать, подавлять. И неожиданно выводящее из борьбы то его, то ее тело слабость оказывается очередной манипуляцией в достижении к некоей скрываемой и преступной цели.
Атмосфера тревоги нагнетается техническим треском и звуками «белого шума». Три героя резко появляются из мрака и так же неожиданно тонут в нем. Никаких истерик. Четко артикулируемое бурление фонетики. Несколько вихрей анималистических выкриков, издаваемых актерами в мгновения закипания эмоций. И никакой мистики. Тальхаймер намеренно снимает флер романтической дьяволиады с болезненных примеров гиперчувствительности и безумия. Обстоятельство - война. И в центре сюжета - два растерзанных, но не сдающихся гладиатора - Она и Он.
Рядом с возлюбленными есть еще персонаж, легко заменивший целую армию амазонок, античных героев и богов. Актриса Жозефина Платт в роли «Девушки» играет представителя старшего поколения, пристально следящего за исполнением закона. Ее героиня - «глас народный», ставший рупором государства, давящим и назидающим, заговорщицки доброжелательным и коварно требующим лояльности. Выстреливающая сводом правил, словно очередью из автомата Калашникова, фрау постепенно превращается в хор запретов, догматов и тотальной унификации. Ее колкие и веские аргументы - выплеснутое горючее в костер трепетной страсти, сгораемой у нас на глазах.
Констанция Беккер (Пентесилея) обладает благородным низким тембром и глубоким трагическим темпераментом. Рядом с ней Феликс Рех (Ахилл) - словно вышедший из салона спортивного автомобиля наш современник в стильном деловом костюме. Медленно раскручиваемое назад действие расставляет все по местам. Их толкает друг к другу одиночество, а скрепляет союз симпатия. Оказавшись вне закона, они кидаются из крайности в крайность, легко превращаясь в носителей зла. Из меланхолии, гордыни и неудовлетворенности от слишком длинного пути к счастью. Больна та любовь, где чувства высекаются в схватке за господство. Ведь власть стяжают обычно самые несчастные и обреченные люди.
Тальхаймер завершает спектакль не спором долга и правил, не конфликтом разума и чувств, а немой сценой нежности. Между живущими по разным законам мужчиной и женщиной возникает тонкая связь. На ослепленном светом полу два черных силуэта ласкают друг друга. Оказывается, у этого больного мира есть шанс стать здоровым!
«Пентесилея»
Генрих фон Клейст
Франкфуртская драма, Германия
Постановка - Микаэль ТальхаймерСценография - Олаф Альтман
Костюмы - Неле Балькхаузен
Музыка - Берт Вреде
Драматургия - Сибилла Башунг
Исполнители:
Пентесилея - Констанция Бекер
Ахилл - Феликс Рех
Девушка - Жозефина Платт
Премьера - 4 декабря 2015
Продолжительность - 1 час 40 минут без антракта
Официальная страница спектакля