Циклами измеряются перемены. Возрастные циклы указывают не на внешние события, а только на этапы личностного роста (в соответствии с природой транзитных планет). Эти кризисы, на которые люди жалуются больше всего, меньше всего контролируемы, т.к. даже при самой высокой предосторожности у человека нет средств их избежать.
Отсчет цикла планеты начинается с момента пересечения ею в первый раз точки Асцендента. Время начала цикла варьируется согласно радиксному положению планеты в доме и ее скорости.
Чаще всего первой пересекает Асцендент Луна. Ее транзит происходит в течение первых 28 дней после рождения и выражает первое высвобождение личности, пробуждаемой к жизни. Солнце и планеты септенера пересекают Асц в течение первых 28 лет жизни. Урану для этого нужно 84 года, а Нептун и Плутон двигаются так медленно, что могут никогда не достичь Асцендент в течение одной жизни. Период индивидуализации высших планет начнется по пересечении ими первого угла радикса.
Основные астрологические соответствия факторам возраста:
7 лет. Растущий квадрат Сатурна к его натальному положению, полусекстиль Урана.
12 лет. Первое возвращение Юпитера.
14 лет. Оппозиция Сатурна, секстиль Урана.
19 лет. Возвращение Лунных Узлов.
21 год. Падающий квадрат Сатурна, первый квадрат Урана. 24 года. Второе возвращение Юпитера.
27 лет. Возвращение прогрессивной Луны.
28 лет. Растущий трин Урана. Инверсия Лунных узлов.
29,5 лет. Возвращение Сатурна.
30 лет. Повторение натального аспекта Солнце-Луна в прогрессиях. Оппозиция Юпитера. 36 лет. Второй растущий квадрат Сатурна, третье возвращение Юпитера. 36-60 в этом промежутке у разных поколений возможен квадрат Плутона. 38 лет. Второе возвращение Узлов.
42 года. Оппозиция Урана, растущий квадрат Нептуна, оппозиция Юпитера.
44 года. Вторая оппозиция Сатурна.
47 лет. Инверсия Лунных Узлов.
48 лет. Четвертое возвращение Юпитера.
51 год. Второй падающий квадрат Сатурна.
55 лет. Второе возвращение прогрессивной Луны.
56 лет. Падающий трин Урана. Четвертый цикл Узлов.
59-60 лет. Второе возвращение Сатурна, пятое возвращение Юпитера, второе прогрессивное повторение натального аспекта Солнце-Луна.
63 года. Падающий квадрат Урана.
65 лет. Инверсия Лунных Узлов.
66 лет. Третий растущий квадрат Сатурна.
70 лет. Падающий секстиль Урана.
72 года. Шестое возвращение Юпитера.
75 лет. Возвращение Узлов, третья оппозиция Сатурна.
77 лет падающий полусекстиль Урана.
80 лет. Третий падающий квадрат Сатурна.
82- 83 года. Третье возвращение прогрессивной Луны.
84 года. Возвращение Урана, седьмое возвращение Юпитера. Инверсия Узлов.
Семилетний цикл (точка жизни). Жизненный путь через дома.
При толковании домов мы всегда должны иметь в виду, что здесь речь идет о сферах интересов, в то время как знаки Зодиака отражают основные наклонности.
Решающим для нашего суждения фактором всегда является положение куспида дома: планета-управитель знака на куспиде раскрывает, как именно (принцип планеты-управителя), в каком стиле (положение планеты-управителя в знаке) и в какой сфере (положение планеты-управителя в доме) будут разрешаться проблемы сферы жизни, символизируемые данным домом. Смысл жизни, как известно, обобщается коротким изречением, немного шутливым, ироничным и удручающе грубым: «Создавай и получай, считай налоги и умирай!».
Но, как правило, такое примитивное описание жизненного пути человека, нас не устраивает, хотя время человеческой жизни очень отчетливо разделяется на несколько отрезков.
Между этими делениями человеческой жизни на отрезки и космическими пространствами существует прямая связь. Она выкристаллизовалась благодаря тысячелетним усилиям астрологов. Двенадцать домов гороскопа соответствуют, следовательно, двенадцати отрезкам человеческой жизни - и в этих двенадцати сферах действительно содержится все, что может пережить человек!
При образовании этих связей определяющую роль играют два основных числа астрологии: число семь, соответствующее семи планетарным силам, и число двенадцать, соответствующее двенадцати частям Зодиака.
Чтобы установить соответствие частям Зодиака временным отрезкам человеческой жизни, мы должны вначале понять, сколько лет составляет средняя продолжительность жизни человека. Мы знаем о каждом животном, как долго оно в среднем живет. У человека тоже есть средняя продолжительность жизни, она составляет 84 года.
Нас не должно сбивать с толку знание того, что в былые времена средняя продолжительность была существенно меньше, и что во все времена встречаются люди, которые живут до 100 и даже 180 лет. В прежние века каждое поколение теряло людей из-за инфекционных болезней, из 20 новорожденных детей только 4 имели шанс достичь половой зрелости. Но кто смог избежать смертельной схватки с инфекцией, тот и в древние времена достигал большего возраста.
Число 84 получается из умножения 7 на 12, и оно соответствует периоду обращения Урана, который вращается в ритме, соответствующей количеству семи классических планет. Космическое влияние Урана исследовалось за прошедшие 200 лет астрологами всех стран: сегодня известно, что Уран, так сказать, дифференцирует космические силы, которыми пользуется человек на протяжении своей жизни. Это означает, что, осознавая свой жизненный путь как движение по кругу домов с семилетними «остановками» в каждом, человек может лучше понять действие космических сил в своей жизни - соответственно положению планет в гороскопе рождения - и наиболее конструктивно использовать их энергии.
От 0 до 7 лет. 1 дом, символический Овен. Рождение, самосознание, саморазвитие, развитие характера, установление структуры характера. Органический уровень. Развитие тела, рост органов и их психических аналогов. Глубинная адаптация к внешним воздействиям, в частности к семейным.
В первые семь лет своей жизни человек развивается в личность. Он не может хорошо помнить свое рождение и первые два года жизни, но однажды к нему приходит осознание своего «Я», освоение языка протекает в очень быстром темпе, расширяется взгляд на окружающий мир, и приближенно закладываются черты характера. «Я» - в центре всего внимания, а какие-либо альтруистические устремления отсутствуют.
В эти годы воспитание подрастающего ребенка создает основу для его этики отношения к окружающему миру. Если здесь родители (или те, кто должен руководить воспитанием) не справляются, то человека в дальнейшем, на протяжении всей жизни, могут быть большие трудности. Итак, все важные для жизни свершения находятся в первом доме человеческой жизни.
В этот период формируются тело и основы структуры будущей личности. Субстанцию, которая их заполняет, обеспечивает наследственность (генетическая и культурная), материальный уровень семьи и основные социальные условия, превалирующие в момент рождения в данном месте. Все, что происходит на органическом уровне развития, оставляет свой след. Условия периода влияют не только на биологический рост ребенка, но и гармонизацию его базальных инстинктов. Во время этого периода ребенок реализует не только от 70 до 74% своего потенциального физического роста, но и укрепляет все необходимые для самостоятельной жизни способности: учится есть, одеваться, ходить, говорить, читать, писать и считать, узнает об опасностях, существующих вокруг, и о том, что необходимо ему для выживания (включая негативное или антисоциальное поведение - хитрить, лгать и воровать). Все это формирует в ребенке его особенное, характерное поведение, и многие психологи считают, что взрослый никогда не сможет ни изменить, ни превозмочь того, что произошло с его телом и душой до 7 лет. Чрезвычайно важно для последующего развития учитывать все факторы этого периода. Как недостаток кальция в этом возрасте не способствует развитию правильного и крепкого скелета, так и недостаток любви препятствует развитию собственной способности человека любить.
Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом « укрепления корней ». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится выживать. Как вы понимаете, имеется ввиду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов. Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое. Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит. Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безинициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.
От 7 до 14 лет. 2 дом, символический Телец. Понимание мира в качестве реальности, материальная интеграция. Уровень потенциальной силы. Формирование личного образа. Развитие чувства «Я». Испытание личных сил и способностей в самовыражении.
В период жизни с 7 до 14 подрастающий ребенок знакомится с имуществом. Так как он имеет дело с материальными ценностями, он получает, как правило, карманные деньги от родителей, которыми он сам должен распоряжаться, сам должен распределять, на что тратить. Также он получает наставления о том, как он должен заботиться о своем личном имуществе.
Ребенок, так сказать, погружается в материальную сферу жизни и должен учиться ориентироваться в мире материальных вещей. Учеба заключается в копировании образцов, усвоении существующих традиций, в следовании правилам поведения. Тут формируется установка в отношении к любой материальной форме - от наличных денег до недвижимого имущества. Второй дом гороскопа дает нам представление об этом важном событии.
Первый период кончается в течение 7-го года, но раньше дня рождения. Смена уровня происходит в момент появления первых постоянных зубов, что является значительным симптомом глубинного кризиса, как органического, так и духовного. В этот момент ребенок должен научиться сам «пережевывать» опыт, полученный от проявлений его собственного, а не материнского эго. Растущий квадрат Сатурна может ускорить или затормозить процесс развития. Около 7 лет Уран делает свой первый полусекстиль к радиксному положению. Принцип «Я» начинает действовать в организме ребенка по мере того, как он говорит о себе в первом лице. С этого момента он пытается выражать свои внутренние переживания в поведении, провоцирует возникновение ситуаций, тестирующих реакции его собственной души и тела, реакции членов семьи и сверстников. Чтобы сформировать свое «Я» и почувствовать его потенциал, ребенок должен силой утверждать право на индивидуальное поведение, наблюдая обратную связь с окружением. Ему надо научиться узнавать границы, поставленные родителями, учителями, товарищами и официальными властями.
Основная проблема второго семилетнего периода творческого самоутверждения - это развитие воли. Чтобы научиться гармонично проявляться, ребенок должен быть способен полностью впитать опыт, который ему предоставит жизнь. Все, что происходит в течение этого периода, имеет большое влияние на развитие способностей самовыражения и возможности проявлений вовне. Он может демонстрировать волю в борьбе с потенциальными или реальными врагами либо творчески изменяя материю в соответствии с избранными образами.
В творческой деятельности нет врагов, а есть только сопротивление материала. Здесь творческое начало ребенка может погибнуть под воздействием различных социально-культурных условностей и запретов взрослого мира. Например, слишком совершенные игрушки не развивают фантазии, тогда как грубый материал дает возможность оценить свои способности, увидеть изменения при личном воздействии. Усовершенствованные игрушки позволяют человеку проявить скорее свои технические таланты, нежели творческие. В этих условиях проявляется уже коллективное, а не индивидуальное мышление.
Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: « лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: « Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других. Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!». Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис несет по всей своей дальнейшей жизни.
От 14 до 21 года. 3 дом, символические Близнецы. Развитие всех духовных отношений, духовная интеграция, расширение духовных интересов, выбор профессии. Психологический уровень. Эмоциональное и умственное развитие. Эмоциональная ориентация «Я» на сотрудничество, друзей, приятелей, первичные знания о культуре, религии, на создание своего собственного круга общения.
В течение семи лет между 14 и 21 годами, прежде всего, завязываются духовные отношения. В это время человеку хочется обзавестись хорошими друзьями, человек не желает ни под каким предлогом быть один. Он часто полемизирует в бесконечных беседах с друзьями и знакомыми, с родственниками или чужими людьми «о жизни».
Это период учебы и познания, в который проверяются все духовные способности и полученные знания применяются для понимания и разъяснения законов окружающей среды. Проверяется также перенятое от воспитателей мировоззрение, политические взгляды родителей и воспитателей, а также религиозные взгляды, причем это приводит к глубоким противоречиям между собственными духовными наклонностями и мировоззрением окружающих.
Этот семилетний период начинается пубертатным кризисом. Вторжение сексуальности в жизнь человека соответствует рождению его вне психической матрицы родителей и семьи. В этот момент подростку необходимо сознательно отделиться от матери и отца, от безупречного образа родителей, созданного в детстве. Он должен увидеть их взрослыми глазами, с правом на ошибку. В начале этого периода Сатурн делает оппозицию, а Уран секстиль. Оппозиция символизирует столкновение субъективной реальности с опытом межчеловеческих отношений: проблема ответственности в личных отношениях, и проблема взаимоотношений - главный вызов, брошенный подростком обществу.
До 14-летнего возраста ребенок в поисках творческого самовыражения не беспокоится о результатах своих действий и их влиянии на других, его глубинное желание - быть самим собой, открывать с помощью личного опыта свои скрытые способности. В этой фазе жизненного цикла у него появляется возможность целиком быть собой (фаза Сатурна), каждый день изменяясь в результате возникновения нового рода отношений (фаза Урана). Биологические изменения способствуют подростковой любви, которая становится главным двигателем третьей фазы жизни. Все, что казалось совершенно посторонним, приобретает теперь жизненно важное значение, горизонты расширяются, рамки предыдущих отношений разрушены напряжением, вызванным проявлением новых. Эти новые отношения в идеале должны вывести подростка в зону более широкого и возвышенного сознания. Впервые молодой человек через силу контраста со своим возлюбленным (эффект оппозиции) может узнать, что он собой представляет. Последние школьные годы, приходящиеся на этот период, ставят человека перед выбором социальной ответственности. Это также годы получения высшего образования. Молодой человек учится не как в школе, где за него отвечают родители, он имеет право выбирать, продолжать ли ему учиться. В конце этого периода он теоретически готов определить свое профессиональное место в обществе или заняться политикой.
Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор. На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что « я не соответствую, я не смогу ...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи. При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей. Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.
От 21 до 28 лет. 4 дом, символический Рак. Прием традиции, признание переданных ценностей, образование семьи. Социально-культурный уровень. Выбор профессиональной деятельности и партнеров. Формирование поведения на основе личного и социально-культурного прошлого. Бунт против семьи и/ли общества.
На 21-вом году жизни рост костей в длину завершается, и человек становится «взрослым». Этим заканчивается время физиологического развития, он не может больше расти, его форма тела может изменяться только с помощью развития мышц или жира, а в скелете больше ничего не меняется. Сложившийся к этому времени характер формирует выражение лица.
Французский поэт Камю однажды написал, что с этого момента человек полностью ответствен за свое лицо. Черты его лица отражают его отношение к окружающей среде, его физическое и духовное здоровье, а также особенности характера.
В эти важные годы от 21до 28 лет человек должен настолько завершить формирование своей личности и физическое развитие, чтобы суметь решиться на долговременную связь и создание семьи. Также должно присутствовать желание иметь собственных детей.
Итак, в эти годы человек должен найти жизненного партнера, с которым он может разделить дальнейшую судьбу. Переход в состояние труженика семейной жизни с все более возрастающей ответственностью предъявляет высокие требования к личности. Естественно, решающую роль здесь играет опыт, переданный родителями. Существенно легче ориентируются в этой ситуации те, кому старшее поколение дает деловые советы в этой сфере жизни.
Четвертый дом дает нам возможность определить свое отношение к родительскому дому, родине, национальной традиции.
Начинается первым падающим квадратом Сатурна и растущим квадратом Урана. Действие последнего связано с усилием прорваться (растущий квадрат) в профессиональный, коммерческий или культурный мир и вписаться в его окружение, Аспект Сатурна настаивает на разрыве с прошлым (падающий квадрат) и отказе от беззаботной жизни, типичной для подростка. Новые аспекты планет требуют тщательного пересмотра подростковых целей и идеалов и адаптации к реальностям взрослого существования. Для многих людей этот период проходит в болезненно острых условиях.
Во время этой фазы цикла человек освобождается от последних следов инфантильности. Опыт этого периода очень ясно показывает различие между растущим и падающим квадратом. Кризис растущего квадрата Урана попадает на уровень деятельности, столкновений человека с трудностями, которые жизнь ставит на его пути к успеху. Растущий квадрат Урана привлекает внимание к будущему, к прояснению поставленной цели. Падающий квадрат Сатурна уводит внимание человека внутрь, к переоценке прошлого. Нам приходится рвать с устоявшимися привычками и идеалами, а этот процесс требует личностной зрелости. Персональные потребности этого этапа осуществляются только в согласии с нуждами общества. Важный урок, который может вынести человек из этого квадрата Сатурна, - необходимость действовать со всей ответственностью, будь то межличностные или общественные отношения. Успех болезненного Уранического усилия, способного открыть новую дорогу, зависит от того, как произошел разрыв с бывшими привязанностями и прошлым поведением под квадратом Сатурна. Астрология позволяет понять, что будущий успех личности почти полностью зависит от того, как человек справится с задачей этих двух квадратов между 21 и 28 годами. Остальные аспекты транзитов с натальной картой в этот период укажут на основные противоборствующие или способствующие выполнению задачи силы.
В это время человек взрослеет,находит свою собственную истину, свой смысл жизни, оставаясь еще внутри семьи и в то же время испытывая необходимость развернуться вне ее, психологически отделиться от доминирующих родительских влияний. После 21 года человек обычно стремится создать свое собственное гнездо, жениться,завести детей или готовиться к профессиональному совершенствованию. Большинство людей до 28 лет устраивают свою жизнь или по меньшей мере знают, чего хотят от жизни. Все, что произойдет после 28 лет, вплоть до следующей поворотной точки в 56-60 лет,будет результатом освобождения от семейного и социального давления.
Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет. Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя. При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов»,«переоценкой установок».
От 28 до 35 лет. 5 дом, символический Лев. Максимальное использование сил, кульминационная сексуальная точка, рождение детей, воспитание детей, риск, приключения. Индивидуальный уровень личности. Высвобождение главного творца личности. Возможности «второго рождения», зарождение творца будущего. При регрессивном развитии - постепенная кристаллизация личного поведения по моделям предков.
Когда человек вступает в семилетний период 5 дома, его жизненные задачи меняются. Если до этого собственные родителя были советчиками и примерами, то теперь он сам является родителем и должен воспитывать своих собственных детей. Ему нужно сообщать знания своим собственным детям и своей жизнью показывать пример.
Следовательно, необходимо критически перепроверить свои собственные наклонности, а также свой характер, действительно ли он удовлетворяет этой глобальной задаче. Ответственность все время возрастает, и человек вынужден играть роль, которая критически оценивается другими. Пятый дом гороскопа показывает нам, как именно человек должен справиться с этой задачей.
При делении цикла Урана на 3 28-я годовщина приходится на начало второго периода с трином Урана, который открывает пятую фазу цикла. В этот год прогрессивная Луна возвращается в свое натальное положение; Северный Узел проходит транзитом но Южному, а Южный - по Северному натальному (инверсия узлов). Прогрессивные Солнце и Луна повторяют в 30 лет свой радиксный аспект. Сатурн возвращается в свое положение и начинает новый цикл, а Юпитер с транзитным Сатурном в 30 лет формируют аспект, дополняющий тот, который был между ними в радиксе.
Период между 27-30 лет - один из самых важных в жизни людей. Каждый индивидуум представляет некий итог коллективного прошлого и остается наследником культуры своих предков до 28 лет. Цель этих лет - цикла Сатурна - впитать из прошлого все возможное. До 28 лет мы находимся под коллективными влияниями, и после этого рубежа многие люди продолжают пассивно катиться по утоптанной предками дорожке.
Трин Урана (символ своевременности творческого видения) предоставляет возможность понять, «почему мы здесь». Каждый из нас в масштабе человечества потенциально является каким-то новым элементом, который может быть присоединен к человеческой расе, потенциальным ответом новым человеческим потребностям. И в 28 лет мы открываем эти возможности, в этом возрасте высока вероятность «второго рождения» на ментальном или психологическом уровне. Этот период может стать началом жизни новой творческой индивидуальности. Возвращение Сатурна дает человеку возможность взять новое творческое направление жизни, с истинно новым поведением и ответственностью за отношения, которые человек способен сознательно творить. Обратный натальному аспект Юпитер-Сатурн открывает более актуальную перспективу для традиционных социальных, культурных и религиозных форм развития. Начиная с этого года, жизнь может иметь особый частный смысл, если человек ясно видит свой идеал, цели или потребности людей, которые он способен удовлетворить, если он может сосредоточиться на своей цели.
Необходимо открыть в себе собственный способ занимать индивидуальную и независимую позицию перед лицом тех проблем, с которыми человек решил столкнуться. Все, что мы совершили или произвели до 28 лет, было плодом нашего прошлого (прошлого души или генетического), это еще не явилось выражением индивидуальности. Теперь встает вопрос, как превратить наследие прошлого всех уровней в средство выражения истинной духовной индивидуальности, способной совершить нечто доныне не существовавшее.
Наступает кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы. Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.
От 35 до 42 лет. 6 дом, символическая Дева. Работа и исполнение долга, приказ или повиновение, отношение к работе, здоровье посредством положительной установки или болезнь из-за бремени слова «надо». Индивидуальный или личностный уровень. Кульминация личностного и физического потенциала. Постепенная кристаллизация индивидуального поведения в сфере деятельности на основе развитого в период 28-35 лет сознания. Потребность принять решение о том, что станет делом жизни (иногда это связано с идеей очищения).
Шестой дом в гороскопе и период жизни от 35 до 42 находятся под знаком работы. Здесь мы планируем, все раскладываем по полочкам, классифицируем, точно выполняем обязанности, реализуем себя в труде и проявляем волю к творческой интеграции в окружающий мир. Человек обязан быть хозяином своей работы, а не колесиком в механизме, которое вращается только под воздействием чужих импульсов.
Этот последний дом под горизонтом показывает, как далеко может идти поступательное движение, но нужно видеть и такие факторы, которые становятся препятствием на пути: проблемы со здоровьем, слабость мотиваций и недостаточная жизненная сила. В этот период легко понять свое отношение к 10 дому. Если, например, в 6 доме есть планеты, имеющие гармоничный угол к вершине 10 дома, то с помощью своей работы и личного участия человек проходит своей путь вверх и поднимается над той средой, в которой он родился.
Этот семилетний период начинается приблизительно на растущем квадрате Сатурна и кончается в зоне растущего квадрата Нептуна. Начинается вторая половина цикла жизни. До этого момента витальные силы нарастали, теперь наступило время их постепенного затухания. Период между 28 и 42 годами расположен на вершине цикла жизни и отмечен расцветом индивидуальности человека. Его собственные требования и требования среды обращены к осознанию собственного места в жизни.
Наилучшая возможность для этого представляется в 35 лет, в символическое полнолуние цикла жизни. Здесь сходятся силы внешнего и внутреннего мира, и результаты их синтеза питают представление человека об истинном "Я". Именно с этой высоты становится видно, почему сделано то, что сделано. Наступает время выбора, и что бы ни было выбрано, делается это только с личной ответственностью. Теперь внешние обстоятельства разделения ответственности с кем бы то ни было (родителем, супругом, духовным учителем или группой, идеологией) исчезают, появляются внешние причины, требующие определения рода и направления деятельности.
Чувство вины перед всеми, кого могут потревожить предполагаемые изменения, мысль о собственной слабости и некомпетентности обеспечивают превосходное объяснение для того, чтобы увековечить такого рода эмоциональную незрелость. Эти чувства нередко питаются неудачами прошлого. Отказ от приятия личной ответственности за свои собственные провалы поставит человека в положение абсолютной жертвы обстоятельств и в состояние вечной благодарности матери (отцу) или тому, кто ее заменял, за то, что та всю жизнь освобождала его от этой тяжелой обязанности.
На этой фазе человек может погрузиться сознанием в идеализированное прошлое и уже не замечать подарков настоящего и перспектив будущего. Если в период 28-35 лет ему не удалось освободиться от потребности в эмоциональном объяснении причин его неудач, то на новой фазе в 35 лет человек замечает, что старые объяснения стали бесполезны, и начинает искать новых. Выглядит это так, как будто усвоены уроки прошлого. В реальности же идет подбор претендентов на роль «новой матери», которая взяла бы на себя ответственность за жизнь человека. Он ищет новую матрицу, в которую может вписаться на новом этапе. Не понимая, что пришло время для собственных перемен, человек бросается на поиски техник, другого мышления, веры или нового партнера.
К сожалению, ничто извне не поможет стать сильнее, чтобы справиться со следующим семилетним кризисом (42-49 лет), а без этого предстоящий климакс может внести в сознание хаос и даже трагизм.
Один из самых сложных этапов - 37 -45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном. Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться. Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные. После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы наконец перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить. Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: "Кто я есть?" и "Куда я иду?". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее. Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы. Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы. В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».
Продолжение