Управление эмоциями -ч.2

Dec 23, 2014 11:30

Сохранение эмоций в низком разрешении
Мозжечковая миндалина отвечает за наше подсознательное эмоциональное научение. Представьте, что вы стали свидетелем серьезной автокатастрофы, в которой пострадало много людей. Несколько месяцев спустя вы встречаете человека, которого не знаете, однако же при виде его почему-то испытываете неприятное чувство. А просто ваша миндалина узнала в нем одного из участников той жуткой аварии, и мозг тут же отреагировал мощными эмоциями, которые вы тогда пережили. Или, например, когда-то вы съели несколько креветок и отравились и с тех пор испытываете подсознательное отвращение к этим существам. Или вас в детстве много критиковали и теперь, став взрослым, вы неадекватно реагируете даже на незначительную критику. У вас в школе был на редкость злой и неприятный учитель с острым носом, и теперь вы на подсознательном уровне терпеть не можете остроносых людей. Во всех этих случаях ваш мозг соединяет два аспекта, которые иначе никак не связаны между собой. Как гласит правило Хебба, «нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом» (→ Восприятие).

Из этого следует, что неприятный опыт и переживания мешают нашему саморазвитию. Они оставляют на миндалине следы - как пережитых нами эмоций, так и сделанного нами выбора. Именно из-за этого мы с удивительным упорством раз за разом принимаем в критических ситуациях одни и те же решения. Например, вы просите сына прибраться на столе. Тот отвечает: «Сейчас». Через несколько минут вы повторяете просьбу. Он повторяет тот же ответ. И продолжает лежать на диване - рядом с захламленным столом. А вы чувствуете, что вот-вот взорветесь. То есть ваша мозжечковая миндалина уже начала действовать. Вас охватила эмоция, от которой, как вам кажется, уже не уйти и не избавиться. Как если бы существовал некий сценарий, четко описывающий все, что дальше произойдет, и все, что вы будете делать, а вам остается только следовать этому сценарию! Обидно, не правда ли?

Здесь очень важно знать, что миндалевидное тело хранит эмоциональный опыт, что называется, в низком разрешении: картинка вроде бы та, но только какая-то нечеткая. Это значит, даже если текущая ситуация лишь в малой степени напоминает ту или иную неприятную ситуацию из прошлого, мозжечковая миндалина распознает ее как такую же - и для борьбы с ней запускаются те же эмоции, как и в тот раз. Ветка в лесу кажется вам змеей. Любое замечание начальника воспринимается как угроза - ведь предыдущий босс постоянно критиковал вас в присутствии коллег. Выбор изначально выглядит как нечто пугающее, потому что вам в прошлом уже приходилось принимать трудное решение и душа у вас буквально разрывалась.

Эта волшебная доля секунды
Но сегодня нейробиологи определили, что существует все-таки доля секунды, в течение которой человек может отказаться от выбора деструктивного эмоционального импульса.

Эмоциональные импульсы, которые возникают внутри нас, черпают силы из так называемых схем. Схема - ментальная модель нашего опыта; привычка, выгравированная на нашем разуме. Схема сортирует информацию и создает определенный порядок. Она также дает нам структуру для объяснения того, что мы воспринимаем, и обеспечивает нас планом будущих реакций. У нас есть схемы для езды на велосипеде, для составления графика ежедневных дел, для питания и т. п.

Большинство таких схем представляет собой кратчайшие пути в нашем разуме: если привычка доведена до автоматизма, сознание легко выбирает правильную схему. При этом некоторые схемы возвращают нас к эмоциональным паттернам, которые мы привыкли использовать, но они вовсе не обязательно оптимальны в той или иной конкретной ситуации.

Давайте подробнее рассмотрим эту волшебную долю секунды - и минуты, которые ей предшествуют. Вот традиционная поведенческая модель:

Стимул → Реакция

А вот модель расширенная:

Стимул → Выбор → Реакция

Но мы хотели бы расширить эту модель еще больше:

Состояние и выбор состояния → Зарождение мыслей и эмоций → Стимул → Выбор → Реакция

О чем говорит данная схема? В каждый момент своей жизни человек пребывает в определенном состоянии. Попробуйте вспомнить хотя бы сегодняшний день. Вы прошли через вереницу самых разных состояний. Возможно, проснулись не в лучшем настроении. Потом, выпив чашку кофе или сделав утреннюю пробежку, почувствовали себя счастливее, да и мыслить стали четче. Затем по пути на работу застряли в пробке, и это вызвало у вас чувство раздражения. Но потом вы услышали по радио песню, которая напомнила вам о первой любви, и испытали совсем другие, в высшей степени позитивные эмоции. Состояние чрезвычайно важно для ваших чувств и эмоций, и очень важно знать, что оно меняется по много раз за день, что существуют своего рода «якоря» (запах кофе, клаустрофобия или старая песенка), которые легко могут перенести вас из одного состояния в другое. (Вы, конечно, помните, что состояние включает в себя три основных компонента - тело, речь и фокус, - на которые мы с вами можем активно влиять, (→Тело).

Следующий этап - зарождение мыслей и эмоций, - наступает прежде, чем вы серьезно сосредоточитесь на какой-то мысли или эмоции. Именно на этом этапе можно почувствовать, что скорее всего произойдет, если вы будете продолжать в том же духе и направите свою энергию в эту сторону. А самое главное - на данном этапе ваше внимание, сознание и активный выбор могут изменить направление так, чтобы вы в итоге не угодили в плен старых предсказуемых реакций, а вместо этого встали на другой, новый путь.

Потренировавшись, человек может развить способность чувствовать и оценивать потенциальные эффекты как своего состояния, так и зародышей своих мыслей и эмоций.

Допустим, накануне вечером, готовясь к сегодняшнему заседанию, вы допоздна не спали, а теперь видите, что другие пришли на него совершенно неподготовленными. Вы чувствуете, как внутри вас закипает раздражение. Это точка, в которой вы можете активно произвести некоторые внутренние корректировки. Например, можно сосредоточиться на ценностях, которые вы поддерживаете, выбрав такой подход к делу (→Ценности), подумать о том, что подвластно либо неподвластно вашему влиянию (→Мысли), или слегка отмежеваться от создавшейся ситуации, тем самым изменив угол зрения на нее и ослабив раздражение и внутреннюю напряженность (→Восприятие, →Ви´дение, →Тело).

Иными словами, у вас есть выбор. И если вы не произведете внутренние корректировки, то посеете семена конкретных мыслей и эмоций, и тогда даже совсем слабый стимул может привести к сильным и нежелательным (но вполне предсказуемым) реакциям. Внимательно и осознанно относясь к своему состоянию, вы можете в самом начале предотвратить угон своего корабля этим коварным пиратом - миндалевидным телом вашего мозга.

Все это означает, что наше поведение - результат процессов, которые зарождаются задолго до традиционной стадии действия стимула. Следовательно, чтобы стать настоящим хозяином своего поведения, мы должны сами решать, каким будет каждый из этих этапов.
  • Состояние: на этом этапе вы наблюдаете. «Каково мое текущее состояние? Как я себя чувствую? Как ведет себя мое тело? Каков мой фокус? Что я говорю и какой веду внутренний диалог? И что мне надо откорректировать, чтобы мое состояние стало более конструктивным и подходящим в данной ситуации?»
  • Зарождение мыслей и эмоций: на этом этапе вы нажимаете на клавиши «Ви´дение» и «Ценности». Вы предсказываете, как, скорее всего, будут развиваться события, и принимаете основанный на ценностях выбор.

«Зачатки каких мыслей и эмоций я в себе ощущаю в данный момент? Что произойдет, если я буду и дальше способствовать их росту и развитию? В каком направлении я тогда пойду? То ли это направление, в котором я хотел бы идти? Если нет, какое это направление? И что мне нужно, чтобы я в итоге оказался там, где хочу оказаться?»
  • Выбор: спрогнозировав таким образом свою «автоматизированную реакцию», вы можете выбрать другой путь. Конечно, вы вряд ли легко, как по мановению волшебной палочки, перейдете на новый образ действий. Но постепенно, шаг за шагом вы непременно разовьете в себе способность быть по-настоящему внимательным и мудрым на этих первых трех этапах. Постоянно спрашивайте себя: «Что дает нужный результат? Какой эффект это оказывает? Не стоит ли мне попытаться выйти из ситуации? Взять тайм-аут? Обратиться вбегство?Сказатьчто-нибудьещевслух(илипросебя)? Изменить фрейминг?» Сделайте свой выбор.
  • Стимул: с этого момента наступает время стимула, который вы предвидели и к которому сумели неплохо подготовиться. Так поприветствуйте же его! Вы знали, что он придет. И считайте это подарком судьбы, поскольку у вас появился отличный шанс отрепетировать совершенно новый для вас репертуар.
  • Выбор: теперь вам снова надо принять решение:

«Какова должна быть моя реакция? Чем она должна отличаться от того, что я обычно делаю? Как сделать, чтобы моя реакция и я сам были в хорошем смысле непредсказуемыми и конструктивными, чтобы моя эффективность и влияние достигли максимального уровня? Как то, что я говорю, способствует моему включению в интеллект-карту собеседника? Как мне сохранять уважительный тон?»
  • Реакция: на этом этапе вы применяете свою реакцию на деле. Обратите внимание на эффект. Оставайтесь в продуктивном состоянии. Будьте любознательны и заинтересованны, накапливайте опыт. Благодаря этой модели вы, подобно запасливой белке, собираете и накапливаете полезный опыт. Этот опыт очень важно хранить и помнить, поскольку так вы учитесь, делая выводы типа «В следующий раз этого должно быть больше» либо, напротив, «В следующий раз этого должно быть меньше».

На первый взгляд наша модель может показаться довольно сложной, но, когда вы привыкнете к этому процессу, то увидите, что на самом деле все не так страшно. Конечно, потребуется практика, и поначалу ваша мозжечковая миндалина, скорее всего, еще пару раз угонит ваш корабль в море эмоций. Старые привычки прокладывают в мозгу широченные магистрали, и именно поэтому, чтобы научиться реагировать и поступать иначе, нужна серьезная переподготовка, нужно время.

Но есть и хорошая новость: как только вы поймете, какие принципы регулируют ваши эмоциональные привычки, вы уже не будете чувствовать себя беспомощной жертвой прежних реакций. Первый шаг - осознание, после чего можно начинать действовать по-новому.

Встав на этот путь, не забывайте работать над способностью замечать мельчайшие нюансы своего саморазвития, чтобы можно было праздновать успехи и постепенно наращивать новые навыки и компетенции (→Цели). А если вдруг обнаружите, что оказались не на том пути, на котором хотели, то сможете самостоятельно протоптать в лесу новую тропинку (→Восприятие).

«Морской конек», живущий в вашем мозгу
По утверждению ученых около 20% людей живут с гиперактивной мозжечковой миндалиной. Это означает, что их миндалевидное тело реагирует на стимулы и раздражители чаще и острее - страхом, неприятным усиленным сердцебиением и негативными предчувствиями.

Исследователи также знают, что если мать во время беременности переживет сильный стресс, то ребенок рождается с увеличенной миндалиной. Короче, говоря о страхе и размерах миндалевидного тела в нашем мозгу, следует помнить, что исходные условия у всех разные.

И все же человек способен повлиять и на размер своей мозжечковой миндалины, и на уровень ее активности. Для этого очень полезно знать, что представляет собой гиппокамп (по-гречески «морской конек»; он назван так по причине внешнего сходства с этим существом). Гиппокамп - часть лимбической системы головного мозга, он играет ключевую роль в способности ориентироваться в пространстве и запоминать информацию. Если в гиппокампе создаются новые клетки и связи, вы можете стать умнее и лучше контролировать себя. Так что рост этого «морского конька» в высшей степени желателен.

Каждый, кто видел, как двигается морской конек, знает, что это на редкость равномерное, успокаивающее, расслабляющее, даже медитативное зрелище. Так представьте себе свой гиппокамп в виде успокаивающего морского конька! Целый ряд исследований показал, что между миндалевидным телом и гиппокампом существует обратная связь: когда первое увеличивается, второй уменьшается. Миндалина отвечает за подсознательное эмоциональное научение, а гиппокамп - за осознанное.

Между мозжечковой миндалиной и гиппокампом существует обратная связь.

Благодаря этой обратно пропорциональной связи, когда вы помогаете своему гиппокампу увеличиваться, ваша мозжечковая миндалина становится меньше. И что действительно замечательно, человек и правда может стимулировать рост гиппокампа. «Морской конек» в вашем мозгу увеличивается в размерах, когда вы занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и достаточно спите. Он также растет, когда человек медитирует. Физические упражнения способствуют вырабатыванию в организме особого химического вещества - белка под названием «нейротрофический фактор головного мозга», который повышает пластичность нервных клеток и ежедневно приводит к появлению в гиппокампе более двух тысяч новых нейронов27. Вам может показаться, что это не так уж и много, но если учесть, что каждая нервная клетка имеет десять тысяч связей, понимаешь: такой прирост несет в себе неоценимые дополнительные возможности для приобретения новых знаний.

Иначе говоря, быть активным и гармоничным, сохранять и приобретать здоровые привычки, отказываясь от привычек дурных, - отличные инвестиции, позволяющие нам каждый день создавать «новые мелодии».

Игра на клавише «Эмоции»
Нажимая на эту клавишу, вы, словно музыкант, настраиваетесь на свои эмоции - и на эмоции других людей. Вы обращаете внимание на жесты, мимику и микромесседжи. Вы осознаете роль миндалевидного тела и помните, что оно способно серьезно снизить продуктивность вашего поведения. Вы понимаете, что все эмоции латентно присутствуют в вас все время, что они тесно связаны со всеми другими клавишами вашего «внутреннего фортепиано» и что эмоции, которые вы испытываете в данный момент, в значительной мере зависят от вашего собственного выбора. Вы также знаете, что эмоции легко и просто передаются от одного человека к другому, и постоянно следите за тем, как игра на остальных семи клавишах вашего «внутреннего фортепиано» изменяет эмоции. Вы знаете о волшебной доле секунды, когда все можно изменить, и по возможности используете эти знания.

Вам также известно, что нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом. Это относится к негативным жизненным событиям (например, к подсознательному отвращению к креветкам, которыми вы когда-то отравились). Но, к счастью, это относится и к событиям позитивным. Подумайте о человеке, которого по-настоящему любите, и ваш мозг отреагирует соответствующей эмоцией. Создайте приятную для вас ситуацию или займитесь чем-нибудь, что приносит вам удовольствие, и позитивные эмоции возникнут снова, словно сами собой. Вы не можете скомандовать себе стать счастливым, но можете приняться за то, что делает вас таковым, и благодаря этому создавать восходящие спирали позитивных эмоций.

Музыканты постоянно развивают способность быстро изменять эмоции. Играя одно и то же музыкальное произведение, они часто и без труда переключаются с эмоции на эмоцию и благодаря этому могут выбирать и проникаться чувствами, которые наиболее полезны для исполнения той или иной музыкальной темы. Хороший музыкант может быть задумчивым в одну секунду, тосковать в следующую, затем стать безумным и неистовым, а потом - счастливым и расслабленным. Конечно, это требует высочайшего уровня эмоциональной гибкости. Как писал Карл Филипп Эммануэль Бах (сын великого Иоганна Себастьяна): «Музыкант не может тронуть душу других людей, если не затронет свою собственную». Это касается любых мощных и значимых коммуникаций между людьми. Если вам хочется, чтобы окружающие на эмоциональном уровне почувствовали, что´ вы пытаетесь им сказать, почувствуйте это сами. И тогда в дело вступят зеркальные нейроны, которые заразят вашими эмоциями других людей.

Книги, Эмоции

Previous post Next post
Up