Ко мне часто приходят люди с запросом "Хочу счастья". Я уже об этом писал в статье
Счастье в жизни. Сегодня хочу поднять тему Рода, родительского воспитания.
У маленького ребёнка практически отсутствует внутренний критик, анализатор. Поведение родителей (аж до подросткового возраста) воспринимается как норма. И то, как ведут себя родители в различных ситуациях, воспринимается как безусловный образец для подражания.
Существует такая идея, что "Один родитель (отец) показывает к чему стремиться (вершину), а другой (мать) - показывает способ движения". Т.е. если отец был кандидат наук, то ребёнок тоже будет стремиться получить учёную степень. Отец был обычным работягой, то и у ребёнка амбиции не высоки. Если мать проживала жизнь страдалицей, мученицей, то и ребёнок привыкает жить в боли. Если мать живет счастливо, то и ребёнок приучается тому, что "Жить и достигать своих целей можно легко и радостно".
Очень попрошу высказать в комментариях своё мнение на эту идею. Желательно после анализа своей жизни и жизни вашего окружения, а не просто согласиться или отвергнуть.
Я хочу в очередной раз напомнить о том, что ЖИТЬ СЧАСТЛИВО - это такой же навык, как и управление автомобилем. Навык - это набор нейронных связей, ассоциаций, привычек. Существует всего 5 базовых эмоции - страх, злость, горе, интерес и радость. И мы всегда имеем возможность ВЫБИРАТЬ какую эмоцию испытывать. Только не всегда этой возможностью пользуемся. Если мы в детстве не развили в себе навык проживать эмоцию радости, то с чего бы это она (радость) вдруг сама начала появляться?
Состояние безусловного счастья говорит о том, что умение Радоваться настолько глубоко встроен, что работает автоматически.
Давайте вспомним 4 шага развития навыков и свяжем их со счастьем:
1) Неосознанная некомпетентность
Я живу в страдании и горе и воспринимаю это как норму жизни. "Все так живут".
Существует такая христианская пословица "Бог терпел и нам велел" - она загоняет человека в состояние безвольной жертвы (которой легко управлять). Ключевые слова- надо, должен, вина, обязанность, безопасность, боюсь, нельзя.
Эмоциональные состояния - апатия, горе, страх.
2) Осознанная некомпетентность
Я понимаю, что живу в страдании, и у меня есть желание перестать мучиться. Я ищу возможность и способы избавить себя от боли.
Изменить свою жизнь можно только если человек находится в этой точке. На предыдущем уровне он "глух к увещеваниям". Ключевые слова - не хочу, не буду, вопреки, назло, лень, устал, узнать, поиск, удовольствие.
Эмоциональное состояние - безразличие.
3) Осознанная компетентность
Я чётко знаю что мне приносит радость, а что боль и горе. И я каждый раз осознанно делаю выбор в сторону радости.
В этой точке человек активно формирует навык (нейронные цепочки) радоваться жизни. В нелюбимых делах ищется что-то, что приносит радость. Постоянный отсев и фильтрация дискомфорта. Ключевые слова - хочу, как это сделать, выбор, осознанность, уверенность, развитие.
Эмоциональное состояние - интерес.
4) Неосознанная компетентность
Я безусловно счастлив, занимаюсь только тем, что приносит мне радость. Другого просто нет в моём мире.
Человек так настроил свою жизнь, что в ней нет места для горя, боли и страданий. Гармония между внутренним и внешним. Ключевые слова - выражение себя, творчество, счастье, любовь.
Эмоциональное состояние - счастье, радость, энтузиазм.
Это я так подробно расписал к тому, что многие люди задают мне в консультациях вопросы типа "Где мне искать счастье". У меня нет ответа на этот вопрос - вам его придётся найти самостоятельно. Потому что это Ваша жизнь. Вот эти четыре шага необходимо пройти самому (или с чьей-то помощью), для того чтобы развить в себе навык жить счастливо. Сформировать устойчивую нейронную связь ;-)
Ещё один любопытный вопрос задали недавно - "Почему я горе переживаю сильно, ярко, а радость слабо, тускло". Тут подмешивается понятия Разрешённые и Запрещённые эмоции.
Вспомните своё детство. Наверняка горевать и плакать вам позволяли досхочу, а когда вы проявляли бурную радость, вас успокаивали. Когда вы плакали, вас утешали, оставляли наедине (чтобы не мешать), т.е. демонстрировали положительную оценку вашему поведению. А когда светились от счастья, прыгали и фонтанировали, говорили "Успокойся, сядь и утихомирься, не буянь", т.е. сдерживали вас, давали отрицательное подкрепление вашему состоянию. На горе у вас сформировалось внутреннее разрешение, а на счастье - запрет.
И постепенно, года за годом вы приучились тому, что горе и печаль можно проживать сколько угодно, это разрешено, принимается и даже поддерживается. А счастья должно быть совсем чуть-чуть, демонстрировать его нельзя (например, чтобы не сглазили).
Так как же сделать свою жизнь счастливой?
Читай выше шаги развития навыков.
В помощь к шаганию предложу хороший инструмент - почаще задавайте себе следующие вопросы:
- Почему нельзя? Кто это сказал?
- Что будет, если я это сделаю?
- Как ещё это можно сделать?
- И чё?
Счастье - это не что-то или кто-то снаружи, это ваше внутреннее отношение к ним.
PS: В добавок к вопросу к анализу того, чему учат родители,
поделитесь пожалуйста своим положением на шкале шагов - какая у вас компетенция счастья?
И как вы создаёте себе счастливую жизнь?
Заранее благодарю за ответы.