Click to view
Первую попытку построить
мост в Крым сделал
Адольф Гитлер. В 1942 году немецкие инженеры
приступили к возведению моста, но успели построить через Керченский пролив только канатную дорогу. (
1)
Первый канал, 15 мая 2018: «…этот проект хотел осуществить Гитлер и Шпеер. Главный архитектор Рейха сделал этот проект в начале сороковых годов, а осуществил его... Путин»
Главное предназначение моста в Крым - замена давно существующей Керченской паромной переправы. (
1,
2,
3,
4,
5,
6)
Путин, 15 мая 2018: «Это позволит развивать новыми темпами и в новом качестве экономику Крыма и Севастополя»
Грузооборот
Керченского порта в 2017 году составил
9,5 миллионов тонн. Цена провоза
на пароме одной стандартной 20-тонной фуры составляет
13 тысяч рублей. Стоимость всех перевозок в течение года - около 6 миллиардов рублей.
Таким образом, цена Крымского моста равняется стоимости перевозки грузов на пароме в течение 50 лет. То есть мост через Керченский пролив может окупиться только через полвека. И это без учета будущих неминуемых расходов на ремонт моста. А в том, что он может простоять дольше 50 лет, есть большие сомнения.
Юрий Медовар, старший
научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук, 20 мая 2018: «Основная опасность этого моста с самого начала была в том, что нарушили СНИП - это строительные нормы и правила, в которых четко черным по белому было написано: Арочные мосты, а это арочный мост в сейсмичных районах, а это сейсмичный район, можно строить только на скальном основании, на скальных породах, таких как гранит, габбро-диорит, который не проседает, который держит нагрузку. А здесь в Керченском проливе полутвердые майкопские миоценовые глины водонасыщение с песком. В них нельзя строить мост. Нельзя» (
1,
2)
Крым Реалии, 5 июля 2018: «Вот архивные кадры 76 года. Как запускали и испытывали на прочность Северный мост в Киеве. Переправу проверяли нагруженными щебнем КрАЗами. По Керченскому мосту на грузовике еще 15 мая позволил проехать себе только Владимир Путин и десятка два рабочих КАМАЗов. С тех пор тяжеловесы на переправу не пускают»
Георгий Росновский - автор
проекта керченской переправы в 1993 году, хорошо знаком с геологическими особенностями Керченского пролива.
Георгий Росновский, инженер-мостостроитель, 26 мая 2018: «Там, где строится Керченский мост…Это самое неудачное место выбрано по геологическим условиям…Ниже дна идут разные прослойки илы всякие, слабые очень грунты, прослойки всякие и коренные там плотные грунты, на которые можно опирать сваи, то есть, еще же заглубиться надо и плотные грунты на глубине 80 метров…Геология плохая, да еще плюс рядом сейсмика сильная и сплошные грязевые вулканы здесь.»
Сколько простоит мост на зыбких почвах пролива, неясно - эксперты отмечают, что в лучшем случае его придется постоянно укреплять.
Евгений Витишко, председатель РО партии Яблоко в Краснодарском крае, инженер-геолог, 28 мая 2018 г.: «Само расположение моста, оно находится на почвах, которые в своей основе состоят из иловых глин или глинистых почв, которые достаточно легко размываются и вообще непрогнозируемые по своему поведению в части динамических воздействий…Поэтому, сказать… насколько долго простоит мост …пока не представляется возможным»
13 августа российские власти радостно
сообщили о том, что на Крымском мосту обновлен рекорд по суточному трафику. Накануне по нему в обе стороны проехали более 33 тысяч машин. Много это или мало? (
1)
Среднесуточная плотность автомобильного потока на Крымском мосту в
пиковый период курортного сезона в несколько раз уступает интенсивности обычного круглогодичного трафика на схожих сооружениях за рубежом.
Крымский мост, дневной трафик:
20,4 тыс./день (16.05-12.08.2018)
Lake Pontchartrain Causeway (
1,
2,), дневной трафик:
40 тыс./день, 2017 г
Incheon Bridge (
1,
2,
3) дневной трафик:
44,6 тыс./день, 2016 г.
Penang Bridge (
1) дневной трафик:
82 тыс./день, 2015 г.
Автомобилист на Крымском мосте, 23 мая 2018: «Восемь утра, видите. Мост абсолютно, в принципе, пустой…»
Стоимость Крымского моста за время
подготовки строительства увеличилась
в 6 раз. (
1,
2)
РБК, 5 марта 2014: «Мост через Керченский пролив подорожал. Глава российского Минтранса оценил строительство объекта в сумму 50 млрд рублей. И это минимум. Таким образом, стоимость моста выросла вдвое. Еще четыре года назад этот проект оценивали в сумму не более 25 млрд рублей»
Россия 24, 5 марта 2014: «…по поводу того, сколько может стоить этот проект. Вы, по-моему, называли сумму в 50 млрд рублей. …откуда берутся эти цифры?»
Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Мы исходим из аналогов, тех мостов, в частности во Владивостоке, которые уже построены в нашей стране, тех, которые мы планируем построить в Якутске через реку Лена, и тех аналогов, которые реализованы уже сегодня в мире»
Россия 24, 19 июня 2014: «Этот мост уже называют самой дорогой стройкой на территории России, самым дорогим мостом…»
Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Совершенно очевидно, что эта сумма будет составлять может быть, даже не десятки, а несколько сотен, больше сотни миллиардов рублей…»
РКБ, 8 июля 2014: «От 150 до 200 млрд рублей такова будет стоимость Керченского моста, сообщил зампред правительства Козак»
НТВ, 31 июля 2014: «На строительство Керченского моста правительство собирается выделить почти 250 млрд рублей. И это будут только средства федерального бюджета»
Дмитрий Козак, зам. Председателя правительства РФ: «Инвестором будет государство. Только государство»
Позже стало понятно, почему цена строительства выросла многократно. Главным подрядчиком возведения моста через Керченский пролив
без всякого конкурса стало ООО Стройгазмонтаж - компания,
на 100 процентов принадлежащая Аркадию
Ротенбергу - другу детства Владимира Путина.
Аркадий Ротенберг, владелец компании ООО «Стройгазмонтаж», 3 сентября 2016: «Мы, в принципе, знаем для чего мы это делаем, зачем мы это делаем. Мы знаем, что дай бог мы его и построим»
Мы тоже в принципе знаем, для чего Ротенберги с Путиным построили мост в Крым. Состояние семьи Ротенбергов за 2016 год выросло
в полтора раза. В рейтинге богатейших семейных кланов России Ротенберги заняли вторую строчку, их состояние
Форбс оценил в $4,2 млрд.
Затраты на мост в Крым помогли благосостоянию Ротенбергов, но при этом
затормозили строительство дорог в России.
Путин, 25 апреля 2013 года: «Вот, что любопытно. Объём денег, которые поступают на цели дорожного строительства, неуклонно растёт»
Несмотря на рост расходов на дорожное строительство, из-за коррупции и высокой стоимости строительства моста через Керченский пролив, объемы ввода дорог в России с 2014 года были самыми низкими за последние 25 лет. (
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7)
Путин, 25 апреля 2013 года: «У нас территория огромная, а дорожная сеть очень маленькая…
Ситтель: И это наш позор! И у нас теперь есть деньги…
Путин: Да. Нужно развивать дорожную отрасль, и дальше её развивать…»
© Леонид Мартынюк, 2018 г.
Создано при поддержке: КРЕС Полишкола