Оригинал статьи на английском языке на сайте
Free Russia Foundation Руководитель предвыборного штаба Демократической коалиции Леонид Волков
подвёл итоги избирательной кампании в Костромскую областную думу: «Мы набрали 4% в Костроме, 1,5-2% в разных райцентрах, и на селе мы не набрали почти ничего». В целом по области партия Парнас, по списку которой шли кандидаты оппозиционного объединения, получила
2,28%.
Эти выборы не были рядовым событием: на Кострому поставила значительная часть тех, кого можно назвать европейски ориентированной демократической оппозицией.
В мае этого года для выдвижения на региональные выборы 2015 года и выборы в Госдуму 2016 года единого списка кандидатов несколькими оппозиционными организациями была создана Демократическая коалиция. Объединение образовалось на базе партии РПР-Парнас, у которой есть право без сбора подписей участвовать в выборах в Парламент России в 2016 году.
Изначально оппозиционеры хотели идти на выборы в региональные парламенты трех областей: Новосибирской, Калужской и Костромской. В Новосибирской области список коалиции не допустили, участвовать в выборах в Калужской области демократы
отказались сами, и поэтому именно к костромской кампании было приковано внимание сторонников либеральной оппозиции.
На регион были брошены все силы коалиции: список возглавил заместитель председателя партии Парнас Илья Яшин, несколько раз приезжал в Кострому агитировать один из лидеров российской оппозиции Алексей Навальный, предвыборный штаб возглавил соратник последнего Леонид Волков. В Кострому были
приглашены волонтеры и платные агитаторы из многих регионов страны. Партии удалось закрыть все УИКи: за выборами в Костроме на 400 участках следили
545 наблюдателей от Демкоалиции.
Почему же в итоге были получены мизерные 2%, а не 10%, которые
планировали получить оппозиционеры? По какой причине костромские выборы сентября 2015 года стали показательной поркой демократов и реваншем Кремля за 2013-й год, когда лидер демократической оппозиции Борис Немцов стал депутатом Ярославской областной Думы, а Алексей Навальный хоть и проиграл выборы, но смог набрать 27% голосов на выборах мэра Москвы?
Может быть, регион был трудный? Да, но Ярославская область, в которой победил Борис Немцов не многим легче. Костромская и Ярославская области очень похожи. Обе находятся в Центральной России, обе на 96% населены русскими, обе области получают дотации из федерального бюджета и уровень урбанизации в этих регионах схожий: в Костромской области городское население составляет
71,3 %, а в Ярославской
81,7%.
Главное отличие между областями: число избирателей в Костромской области почти в два раза меньше, чем в Ярославской. А значит и убедить проголосовать за Парнас нужно было в два раза меньшее число людей.
Власть мешала агитировать, срывала мероприятия, подсылала нашистов? В Ярославле было
то же самое. Не хватило времени на агитацию? Кампания Бориса Немцова длилась месяц, кампания Демкоалиции
25 дней, вряд ли 5 дополнительных дней изменили бы радикально результат голосования.
А может быть, денег было мало для ведения качественной кампании, как
пишет депутат Государственной Думы Дмитрий Гудков? Давайте посчитаем. Избирательный фонда Парнаса в Костроме составил
$84811 (по курсу на 08.09.2015), численность избирателей Костромской области
545447 человек, то есть в расчете на каждого избирателя было потрачено 16 центов. Мало? Сравним с тем, что имел Борис Немцов в 2013 году.
Численность избирателей в Ярославской области в 2013 году была
1045217 человек, избирательный фонд партии РПР-Парнас составил
$119796 (по курсу на 06.09.2013), то есть на каждого избирателя пришлось по 12 центов. Получается, что у Бориса Немцова денег было на треть меньше, а результат оказался в два с лишним раза лучше.
Одна из главных причин низкого результата в том, что костромичи не приняли чужаков: и первый номер в списке был москвич, и штабом руководил приезжий, и значительная часть агитаторов была не из Костромской области. «Но позвольте», скажете вы, «в Ярославской области в 2013 году Борис Немцов был тоже не местный». Это не совсем так. Борис Немцов воспринимался жителями Ярославля как бывший руководитель соседнего региона, Нижегородской области, первый вице-премьер федерального правительства, один из руководителей Государственной Думы и вообще, как федеральный политик с огромным опытом.
Ничего подобного, при всем уважении, нельзя сказать про Илью Яшина, которого костромичи воспринимали как интеллигентного молодого человека, о ком они еще вчера ничего не знали. Кроме того, Борис Немцов с первых же дней кампании заявлял, что он в области всерьез и надолго, и собирается купить в Ярославле квартиру.
Вторая причина. Очевидно, что тезис Навального: «Мы против жуликов и воров» не работает. Народ стал циничным: «Ну и что, что они воры. А вы, что честные? Тоже будете воровать, если власть получите»
И еще одна причина неудачи Парнаса - радикальное изменение общественных настроений за последние два года. Такой агрессивной пропутинской пропагандистской истерии (особенно по ТВ) в 2013 году еще не было.
Страну захлестнул крымнашизм. Сторонники участия в путинских псевдовыборах часто говорят, что выборы - это трибуна, позволяющая оппозиционерам донести до масс свою позицию. Но в реальности оппозиционеру, участвующему в региональных выборах очень трудно и опасно говорить на тему аннексии Крыма, российских военных на Донбассе или того, кто сбил Боинг.
Опасно, потому что своей честной позицией можно оттолкнуть больше половины потенциальных избирателей, зазомбированных телепропагандой. Вот, к примеру,
видеозапись того, как второй номер в списке Парнас по Костромской области Владимир Андрейченко вначале всячески увиливает от ответа на вопрос о Крыме, а потом говорит об оккупации региона соседней страны так: «юридически - до конца - не совсем чисто - были выполнены эти мероприятия».
У демократа, идущего на региональные выборы есть только два варианта: либо ты говоришь исключительно о прогнившем ЖКХ, разбитых дорогах и низких зарплатах, и тогда у тебя есть шанс победить; либо ты рассказываешь правду про войну с Украиной и про то, что санкции Запада были введены совершенно справедливо в ответ на нарушение Россией своих международных обязательств. Но в таком случае, вероятность прохождения в региональную Думу приближается к нулю.
В Костроме была избрана именно первая стратегия, Илья Яшин не рассказывал про доклад «Путин. Война», а Владимир Андрейченко помалкивал про Крым. Но где же в таком случае тут трибуна оппозиции, если она вынуждена обходить самые острые и актуальные политические темы?
Кстати, Борис Немцов в августе 2013 года мог позволить себе такую роскошь -
обсуждать с ярославцами злободневные оппозиционные темы: воровство при строительстве объектов Олимпиады в Сочи и личное обогащение Владимира Путина.
Что же делать тем оппозиционерам, кто хочет иметь трибуну, но отказывается от участия в имитационных путинских выборах? Ответ простой: агитировать россиян помимо кремлевской повестки дня и их поддельных выборов.
Чтобы не быть голословным, скажу, что собираюсь делать я. В ближайшее время планируется возрождения видеопроекта
«Ложь путинского режима», который был создан в конце 2009 мной и Борисом Немцовым. У проекта будет два главных тематических направления.
Первое посвящено теме аннексии Крыма, Российско-Украинской войне и экономическому кризису - как следствию военной путинской авантюры. Борис Немцов еще в январе 2015 года говорил о том, что необходимо продвигать тезис:
«Путин - это война и кризис». За прошедшие 8 месяцев его идея стала только актуальнее, и я уверен, что будет становиться еще более острой с усугублением последствий санкций.
Работы тут очень много: по данным опросов общественного мнения,
проведенным Левада Центром, «Согласны с тем, что между Россией и Украиной идет война, лишь около четверти российского населения, в то время как 65-70% категорически это отрицают». Путин - причина экономического кризиса и бедности россиян. Путин начал войну с Украиной, превратил Россию в страну изгоя и навлек санкции. Об этом будет половина видеороликов.
Второе направление моего видеопроекта - о преимуществах и ценностях демократической системы. О том, что честные выборы, свободные СМИ, разделение властей и верховенство права делают граждан богаче, а общество справедливее. Проблема России, к сожалению, не только в Путине, его группировке и коррупции.
Россияне очень плохо политически образованы. Например, «количество людей, для которых демократия была бы связана с процедурами, обеспечивающими подотчетность власти обществу, сегодня
не превышает одной пятой населения».
Российское общество больно: неверием в свои силы, цинизмом, апатией и одновременно с этим, агрессией по отношению к соседним государствам и народам. Если мои видео хоть как-то повлияют на выздоровление страны - я буду считать, что проект затевался не зря.