Оппозиционный активист, вместе с Борисом Немцовым написавший доклад "Зимняя Олимпиада в субтропиках" о коррупции при олимпийском строительстве, Леонид Мартынюк, недавно покинувший Россию, напоминает, что ливневые сооружения в Сочи строила компания "Инжтрансстрой", которая в момент строительства олимпийских объектов принадлежала Аркадию Ротенбергу на 51%:
- Такие серьезные проблемы в Сочи возникают после больших дождей, после ливней. Даже мэр Сочи Пахомов признал, что проблема из-за того, что ливневые системы не срабатывают полноценно, что они недостаточны, что они маленькие, что они построены без учета того, что город находится в субтропиках, что осадки здесь не такие, как в бывают севернее в России, где-нибудь в средней полосе. Если сложить два факта, что ливневые сооружения строили Ротенберги, и что признано, что плохая работа ливневых сооружений приводит к подтоплению Сочи, то можно прийти к выводу, что именно недостаточно качественная работа Ротенберга и "Инжтрансстрой" привела к проблемам в Сочи.
[Spoiler (click to open)]- В вашем докладе были фотографии затопленной в Сочи строительной техники. То есть эта проблема существует давным-давно. Стоит ли ее связывать каким-то образом с Олимпиадой?
- Да, еще до Олимпиады периодически город затапливало. Можно вспомнить, что было несколько десятков отключений электроэнергии в год, что были проблемы с газоснабжением. Дело в том, что все эти проблемы планировалось решить как раз в ходе подготовки к Олимпиаде 2014 года. Это было как раз одно из заявлений властей, что 50 миллиардов долларов пошли не просто на олимпийские объекты, что это не одноразовое вложение, что мы перестроим город, что город станет современным, европейским, что он будет привлекать туристов. Этого не произошло. Ливневые сооружения не были построены на достаточном европейском уровне. Естественно, туристов новость о том, что город Сочи опять затоплен, не привлечет. Это может привлечь только экстремалов. Второй аспект. Есть информация о том, что некоторые олимпийские объекты, например, новый железнодорожный вокзал и новый аэропорт, задерживают сток воды. Они мешают естественному стоку. Олимпийские объекты тоже строились с нарушением экологических норм, правил. И река Мзымта, которая была загрязнена в ходе строительства олимпийских объектов, также перестала быть тем самым естественным стоком воды, каким она была до строительства олимпийских объектов. Проблемы усугубились, потому что раньше были естественные стоки, которых сейчас нет. А искусственные стоки не были построены. Город затоплен. И они не знают даже, что сейчас делать. Власти признают, что 50 миллиардов долларов, которые были выделены на Олимпиаду, не хватило, чтобы построить нормальную ливневую систему, не хватило, чтобы сделать город европейским и привлекательным для туристов.
- Может быть, просто в каких-то случаях невозможно ничего сделать, просто не существует систем, которые позволяют в таком климате бороться с осадками?
- Вернусь к нашему оппоненту - мэру Сочи Пахомову. Он говорит, что ливневые системы, которые могли бы справиться, существуют. Но именно те, что были построены в ходе строительства олимпийских объектов, недостаточны. Они сами признают. Одна часть власти признает, что другая часть не справилась с задачей. И они этим недовольны. Они сами друг друга сдают.
- Правильно я понимаю, что уже в преддверии Олимпиады были подтопления, которые подавали знаки о том, что что-то неправильно сделано?
- Да. Можно вспомнить, что, когда строился грузовой порт, через который должны были поступать стройматериалы, порт смыло штормом. Два раза была разрушена защита Олимпийского парка в Имеретинской низменности. Эта защита была построена тоже компаниями Ротенбергов. Каждый раз огромные деньги, миллиарды рублей, были потрачены на строительство этой защиты. Каждый раз она размывалась. Проблема в том, что Ротенберги - это люди, которые приближены к руководству страны, непосредственно к Путину. У них особые отношения. Никто от них никогда не требовал качественного исполнения работы. Поэтому мэр Пахомов сейчас возмущается, но он не имеет никаких рычагов воздействия на тех же Ротенбергов. Он слишком мелкий чиновник в их системе. То, что было раньше - смывало грузовой порт, разрушались инфраструктуры, автодороги и затапливался порт - и в 2012 году такое было. Но было в других масштабах, и оправдывалось это тем, что еще не закончено строительство нужных систем водостока. Сейчас уже ничего такого сказать в оправдание они не могут, потому что все давным-давно построено. 50 миллиардов долларов потрачено. Ливневой системы нормальной в городе Сочи нет.
- Компания, которая строила эти сооружения, как я понимаю, распустилась. Ее больше не существует. Власти города или кто бы то ни было могут адресовать иски к тем, кто строил сооружения, которые не предотвратили затопление?
- Тут я вам профессионально ответить не смогу. Я не юрист. Я могу только сказать, что я уверен, что в нынешней системе власти Ротенберг и его компания никакой ответственности не понесут. Сейчас он уже не является владельцем этой компании. Я уверен, что никто не сможет его привлечь ни к какой ответственности. Об этом вы нигде не услышите в новостях российских государственных телеканалов - о том, кто строил, что были получены 8,3 миллиарда рублей в феврале 2011 года, когда "Инжтрансстрой" выиграл конкурс "Олимпстроя", - конкурс на 8,3 миллиарда рублей на строительство, в том числе, и ливневых сооружений, дождевой канализации, которая должна была покрыть всю Имеретинскую долину. Но ничего такого не построили, и никто не привлечет их к ответственности, пока верховенство права в России - пустой звук, - говорит Леонид Мартынюк.