Предупреждение

Jul 02, 2011 00:46

Значит, так. Я посмотрел первый сезон сериала "Игры престолов", по Джорджу Мартину. Сериал очень качественный, а последние эпизоды - вообще феерические. Актёры сверх всякого римского права, картинки потрясающие, озвучка сильнейшая даже когда слушаешь по-русски и т.д ( Read more... )

Leave a comment

leonid_b July 2 2011, 11:55:49 UTC
В этом всё дело.

Американцам, идеалистам по определению, как бы не хватает последовательного идеализма.

Они не приемлют естественного (для любого нормального европейца и христианина) взгляда - что человеческая личность есть не только абсолютно автономная единица, ответственная перед Богом за себя в конце концов - это-то они понимают, как протестанты и потомки протестантов.

А не приемлют они второй части истины - что человек есть часть чего-то общего, и это общее реальнее, чем отдельный человек, хотя бы в том, что человек проходит, а Общее - остаётся.

Вот это-то признание неличностного начала Реальности им, и в частности Мартину, никак не даётся. А европеец понимает это, скажем прямо, с полпинка. Давно живёт потому что. Умный очень. Много чего видел.

Кроме того, наша европейская культура - законный потомок изысканного схоластического мышления, исследователей Истины, основателей научного подхода за полтысячелетия до того, как кто-то додумался применять этот подход для такой аристократической игрушки, как материализм.

Мартиновы Ланнистеры и Старки тем и отличаются от реальных Ланкастеров и Йорков, что они духовные кастраты - у них нет христианства, без которого в реальной истории ничего не получается. Вот и остаётся в Мартина кровь и похоть как мотивы поступков людей. Но это такая дешёвая базаровщина, что и говорить об этом как-то не очень удобно.

Reply

stierliz July 2 2011, 14:00:47 UTC
Ну там всё сложно у Старков и Ланнистеров. Как раз общее для них реальнее личностного. Только общее у них это род. Причём ещё и религии у них различаются. Ну фэтезийные религии обсуждать бессмысленно - но Старковская типа древнее и ближе к природе. А кровь и похоть - да. Но дальше там появляются всякие разные другие мотивы- верность слову, жалось к рабам, ненависть к мерзости людской и всякое такое. Могучая эпопея - на мой взгляд. Я от неё лет десять отбрыкивался - не ожидая от фэнтезятины ничего хорошего. Причём его до эпопейные вещи вполне ценил. И два года назад случайно прочёл повестушку Таинственный рыцарь - типа приквела. Был совершенно заворожён. Именно мастерством передачи психологических нюансов.

Reply

leonid_b July 2 2011, 15:26:19 UTC
В общем, надо бы мне напрячься и её прочесть побольше. Может быть, так и сделаю в ближайшее время.

Но мне всегда казалось, что фэнтезийные вещи можно читать только в случае, если там действие идёт "на повышение", как у Толкина. Т.е., когда существует нечто реальное, что выше индивидуальной психологии и материальных интересов.
Или как у Сапковского, где сообщество магов - это, собственно говоря, метафора интеллигентов-учёных. И им просто не до власти, они совсем другого хотят.
Настоящая (-ее?) фэнтези должна обязательно содержать в себе нечто высшее. То, что наших уродам (в смысле современных фантастов, повбывав бы их всех на хрен) и не хватает. У них в головах просто ничего нету кроме боёв и побед.
Как раз наша отечественная фантастика и убеждает меня больше всего, что нашей стране - крандец. Пустоголовый народец, сударь.

Reply

stierliz July 2 2011, 16:42:39 UTC
Я не люблю фэнтези. И оттого мне Мартин и нравится - там фэнтези мало очень.
Но повышение там есть тоже - у Джона Сноу верность Стене - защите мира от Иных, у Дейнерис верность идее настоящего монарха и оттого неприятие рабства и прочего - ну и много ещё всякого. Вообще там кладезь идей обо всём буквально. Но я понимаю что это на любителя всё - мне вот Джордан не нравится - а Мартин очень - а Мурмель наоборот. И вам Лазарчук не нравится - а мне очень. А насчёт соответствия состояния фантастики состоянию общества - мне это не кажется верным. Есть масса стран где фантастики вообще нет - да и литературы тоже. А страны тем не менее есть. И Россия когда то существовала без литературы - буквально двести лет назад и ничего.

Reply

leonid_b July 2 2011, 17:46:30 UTC
Да, надо почитать всё, похоже. А много там этих книг-то?

Что же касается России, то она отличается от многих (хотя и не от всех) стран тем, что это, собственно, не страна, а такой проект. Причём не один. Россия всегда была проектом, с самого начала. И этот проект (вернее, эти проекты) менялись от века к веку.

Но это долгий и отдельный разговор, и он не о фэнтези. Однако исходя из этого становится понятно, почему в России так популярен жанр модельной литературы (т.наз. "фантастика"). Особенно с тех пор, как эта модельность существования страны стала осознанной.

Reply

pochep July 2 2011, 18:02:40 UTC
Фэнтези не люблю и не читаю/смотрю, а вот за такой диалог, как этот ваш, спасибо. Не часто встречается.

Reply

leonid_b July 2 2011, 18:06:28 UTC
А напрасно не читаешь, кстати. Очень способствует. Давление падает, пищеварение нормализуется, о прочих функциях же умолчу из соображений общественной нравственности.

Reply

stierliz July 2 2011, 18:47:01 UTC
Я тоже не сильно жалую, но это не совсем фэнтези. Напоминает исторические романы - только крайне жёстко написанные (со всеми свинцовыми мерзостями жизни) и с хорошо выписанными героями.

Reply

stierliz July 2 2011, 18:42:35 UTC
Пока четыре(три первые в двух томах) - дописана пятая и осенью обещает быть.
Проектная страна Россия? А США - не проектная? Или Германия та же? Китай,Северная Корея или Япония?

Reply

leonid_b July 2 2011, 18:45:44 UTC
США, конечно же, проектная - у них об этом даже в основополагающих документах написано. То-то у них с фантастикой так хорошо.
Остальные из перечисленных, конечно, нет. Они всегда были сами по себе, естественные.

Reply

stierliz July 2 2011, 19:05:17 UTC
Я видимо не правильно понимаю что такое проект. По мне так нынешняя Северная Корея вполне себе проект. И умышленный. И Германия во всяком случае в конце 19 века тоже.

Reply

leonid_b July 3 2011, 12:06:54 UTC
Да, надо уточнить. Речь идёт не о том, что если люди собрались организовать какое-нибудь государство, они это делают с планом и проектом. Понятно, что люди иначе не могут: "даже самый плохой архитектор тем отличается от самой хорошей пчелы, ... и т.д." - как рассуждал Карл Маркс.

Речь идёт о тех случаях, когда люди, организовывая государства, делают это из особых соображений, отличных от необходимости выжить и обеспечить реальных жителей и их потомков сносной жизнью. Т.е., они реализуют какие-то особые ценности, как правило высшие. Так, например, были организованы государства крестоносцев в Палестине, так организованы ("придуманы") США, и безусловно такой страной является наше богоспасаемое отечество. Говорят, что таким было государство иезуитов в Парагвае, но я об этом совсем мало знаю. И, конечно, такими были многочисленные общества-коммуны, которыми особенно славны те же США.

В нашем случае было, я полагаю, несколько проектов. Самый главный из них - это построение православного царства. В то время - единственного, т.е., единственного общества на земле, организованного по правильной вере. Всё остальное к этому прилагалось.
Так продолжалось до крупнейшей катастрофы в нашей истории - до церковного раскола. После этого стал реализовываться другой общественный и, естественно, государственный проект - но об этом надо рассказывать отдельно, и я не очень к этому готов. И т.д., вплоть до несчастного двадцатого века, который, похоже, угробил народ окончательно - а через короткое время, возможно, угробит и государство.
Возможно, что история России как места для реализации общественных проектов закончилась, и вместе с ней закончилась, естественно, и история русского народа и его уникальной культуры.
Посмотрим.
В смысле - посмотрите. Я надеюсь, что это случится не при моём физическом существовании.
А германия - что Германия? Что же в Германии проектного, кроме желания всех немецкоговорящих участников жить в одном государстве? Ничего особенного.
Про Северную Корею и говорить не стоит - это государство появилось в результате гражданской войны, когда никто из одних корейцев не мог победить других корейцев, вот и договорились закончить пока.

Reply

stierliz July 3 2011, 14:03:17 UTC
Понятно. Ступил. Теперь понятно - о чём вы. Интересно - нынешние наши проблемы связаны с тем, что и проекты для нас кончились и люди от проектов устали?

Reply

leonid_b July 3 2011, 17:20:48 UTC
Я не знаю, но думаю, что что-то такое космическое случилось.

Во-первых, Россия всегда существовала на повышенном биологическом потенциале (в начале 20-го века он у России был больше, чем в Индии) - а сейчас народ стремительно вымирает, такого не было никогда.

Во-вторых, последний проект, всемирный социальный эксперимент, делался откровенными врагами русского народа, использовавшие его как топливо. Оно и сгорело, топливо-то.

Это не усталость. Это конец сложившейся в предыдущие века модели поведения. См., например, тот же феерический доклад Натальи Тихоновой об этом - http://www.liberal.ru/anons/5188 .

Reply

stierliz July 3 2011, 18:26:04 UTC
Ну Смутное время кончается. Может всё ещё будет спереди. Только совсем по другому. Империи видимо больше не будет. Пока.

Reply

leonid_b July 3 2011, 18:38:03 UTC
Да, согласен. Именно так.

Reply


Leave a comment

Up