Leave a comment

Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 20:14:43 UTC
Вы же все время дробите концептуальную постановку вопроса на вереницу частных моментов, разбираться в которых - дело узких специалистов, но никак не мое и, простите, думаю, что не Ваше. Не в том, конечно, смысле, что Вы не вправе всем этим интересоваться, а в том, что тонкости - это вещь, доступная только экспертам (замечу, часто расходящимся во мнениях), тогда как общее представление о ключевых фигурах и событиях страны, в которой ты живешь, включая и моральные оценки этих фигур и событий, - то, что должно быть в головах у всех ее граждан.

Да, достойная задача. Заботиться о том, чтобы в головах всех граждан нашей страны было общее представлениt и моральные оценки (очевидно, определённые и желательно одинаковые). Эксперты - другое дело. А простонародье должно быть обеспечено лишь общими оценками. С них хватит.
А кстати, как ты насчёт того, что во имя решения этой сложной задачи по созданию общего представления и моральных оценок в головах, можно лгать, передёргивать, подтасовывать, путать и уж точно умалчивать?
Ну, чтобы не вводить слабые головы сограждан в соблазн. А то мало ли до чего они могут додуматься сами. Тонкости им недоступны, а достойных экспертов может не хватить, а?

Да-а-а, хорошо. Богатый улов. В одном посте - и два таких смачных откровенных текста.

Reply

Re: Просвещение, значить? a_bugaev August 16 2010, 20:23:36 UTC
Но это же почти то самое, что писала ella_p в своем знаменитом комментарии:
"Конечно, при прочих равных, всегда лучше знать, чем не знать, лучше вникать, чем не вникать, это относится к чему угодно. Но мы все не универсалы, и разбираться ли в определенном периоде истории глубоко и детально - вопрос личного выбора. Может быть, человеку интереснее Французская революция. Или интегралы. Что действительно важно - чтобы в картине мира не было фуфла. Чтобы стереотип был упрощением реальности, а не искажением. Нормальному человеку совершенно нормально знать только, что Сталин был мразью и перестрелял кучу народу - примерно так, как я знаю, что из электрической розетки бьет током, не особенно вникая в подробности, как оно там устроено внутре. Это стереотип, но это правильный стереотип, и мне, в этой области жизни, его хватает, чтобы ориентироваться."
http://a-bugaev.livejournal.com/754190.html?thread=5176846#t5176846

Reply

Re: Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 20:27:44 UTC
Да, за что я люблю этих добрых людей, так это за откровенность.
Сначала они, конечно, говорят нам и про демократию и про свободу, а потом, когда распустят ремень, хлоп! - и про правильные стереотипы и про достаточные моральные оценки для простых неэкспертов.
Да ладно, в общем, ничего дурного из этого не происходит. Всё равно агитпропа больше не будет.

Reply

Re: Просвещение, значить? pochep August 16 2010, 20:52:49 UTC
Я помню ту дискуссию и помню, что в целом поддержал позицию ella_p, не очень хорошо выраженную (о чем я писал), но еще хуже понятую ее оппонентами. Вам здесь я только напомнил, что Вы, как и я, не профессиональный историк, занимающийся узкоспециальными вопросами (фальшивка или не фальшивка, та или не та дата). Для этого нужна профессионализация. Но специфика Вашего интереса к "тонкостям" (на который Вы, еще раз скажу, имеете полное право) такова, что за ними утрачивается суть, тот самый "образ целого", о котором я все время толкую: это целое рассыпается на "тысячу мелочей". Есть мазки, но нет картины, нет читаемого изображения. В результате я - да, думаю, и не я один - совершенно перестаю понимать Вашу общую мысль, Ваше собственное отношение к тому, о чем Вы пишете, Вашу, если угодно, гражданскую позицию. В данном случае - по отношению к Сталину. А по моему мнению, "экспертом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Вот о чем речь.

Reply

Re: Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 21:07:56 UTC
это интересный вопрос, возможный, я думаю, только в России: возможна ли граданская позиция, основанная на вранье и лжи? Можно ли сказать что-то правильное, если для обоснования этого правильного приводится ложь?
Конечно, цивилизованный, культурный европейский человек воскликнет: "Безусловно, нет!" . У нас же, к сожалению, глубинное акультурное безбожие привело к тому, что связь внутри человека между правдой и истиной многие люди не улавливают.
Но, конечно, не большинство. В целом народ хочет знать правду, и естественно верит, что она основана на истине.

Reply

Re: Просвещение, значить? pochep August 16 2010, 21:27:13 UTC
Леша, ты опять стал забывать, с кем ты разговариваешь, и приписываешь мне всякую ахинею. Между тем, что я пишу, и тем, как ты это трактуешь, нет решительно ничего общего. Доказывать, что я не призываю к "гражданской позиции, основанной на вранье и лжи", я не буду по причине абсурдности самого этого утверждения. Другие твои утверждения, к сожалению, не лучше. Но со своими глюками на мой счет разбирайся, пожалуйста, сам, без моей помощи. Мне кажется, это не трудно, если не впадать в напрасный полемический раж.

Reply

Re: Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 21:29:20 UTC
Толя, ты опять забыл, что с социологической точки зрения высказывания - сами по себе, а личности - сами по себе. Не переходи на личности, это не самый честный приём.

Reply

a_bugaev August 16 2010, 21:49:54 UTC
Да вот получается, что этот "образ целого" состоит из чего-то туманного и вторичного, за что не возьмись - основано на публицистике, на авторитетных мнениях 60-х годов, или, того хуже, на пересказе фантазий беллетристов типа О.Горчакова и И.Бунича, на статьях популяризаторов типа Ю.Кантор. А как только доходит до конкретики, до твердой почвы, до сопоставления свидетельств и документов (наконец-то открытых, и ведь сколько крику было - засекретили, скрывают правду, не дают узнать самим) - так нет, сюда мы смотреть не будем, потому что это незначительные подробности, и вообще тут надобен специалист, который скажет, как правильно оценивать и трактовать. Или, если уж с ножом к горлу пристанут - то будем вычитывать в документе не то, что в нем написано черным по белому, а то, что следует из "образа целого".

Но зато у того, кто пристает с лишними вопросами, спросим про его гражданскую позицию. С какой целью он задает свои вопросы? Куда клонит, на чью мельницу воду льет? Ой, извините, это, конечно, не про Вас, это я вспомнил времена ВЛКСМ и КПСС.

Reply

Контрапункт buyaner August 16 2010, 23:09:59 UTC
К предмету дискуссии это прямого отношения не имеет, но, тем не менее, полагаю, несколько его оттеняет: http://sumlenny.livejournal.com/918641.html
Такого откровенного плагиата мне до сих пор встречать не приходилось. Неточности, ошибки и т. п. - дело житейское, errare humanum est, а вот плагиат неосознанным не бывает.
Кстати, по сути, скажем так, списанной статьи. Вот одна цитата:

"После войны американцы провели масштабное исследование того, какие именно последствия для немцев имела их замечательная бомбовая война. Они были очень разочарованы, что им удалось убить так мало людей, - продолжает Йорг Фридрих. - Они думали, что убили два-три миллиона человек, и очень расстроились, когда оказалось, что погибло 500-600 тысяч. Им казалось, что это немыслимо - так мало погибших после таких долгих и интенсивных бомбардировок. Однако немцы, как оказалось, смогли защититься в подвалах, в бункерах. Но есть в этом отчете и другое интересное наблюдение. Американцы пришли к выводу, что, хотя бомбежки не сыграли серьезной роли для военного поражения Германии, характер немцев - это было сказано еще в 1945 году! - психология немцев, то, как немцы ведут себя, - существенным образом изменился. В докладе говорилось - и это было очень умное наблюдение, - что бомбы по-настоящему взорвались не в настоящем. Они уничтожили не дома и не живущих тогда людей. Бомбы взломали психологическую основу немецкого народа, сломали его культурный хребет. Теперь страх сидит в сердце даже тех людей, которые не видели войну".

Думаю, эта мысль имеет прямое отношение к предмету моей недавней дискуссии с pochep о том, следствием чего бывает пресловутое "общенациональное покаяние", и стоит ли его ждать от людей, которым не желаешь зла.

Reply

Re: Контрапункт a_bugaev August 16 2010, 23:24:10 UTC
Да, я видел это сообщение Сергея и дал ссылку на него у себя: http://a-bugaev.livejournal.com/780300.html
До этого я думал о Юлии Кантор как о не слишком аккуратной, но в целом все же благонамеренной журналистке, теперь так думать затруднительно.

А ту статью Сумленного я отлично помню, как раз два года назад ее читал, сидя на даче. Несомненно, имеет прямое отношение к формированию желаемого образа исторической памяти. Помню, там еще подчеркивалось стремление разбомбить старые города, дворцы, библиотеки, чтобы оставить поменьше предметов для национальной гордости, для национальной идентичности.

Reply

Да что ж ты сегодня подставляешься всё время! leonid_b August 17 2010, 00:22:04 UTC
Вам здесь я только напомнил, что Вы, как и я, не профессиональный историк, занимающийся узкоспециальными вопросами (фальшивка или не фальшивка, та или не та дата).

Фальшивка или не фальшивка - это узкоспециальный вопрос? За решением этого вопроса утрачивается суть и образ целого??

Тихий ужас.

Reply

a_bugaev August 17 2010, 07:48:13 UTC
Проблема-то в том, что этими общими картинами нельзя разбрасываться. Слишком дорого они достаются, слишком много усилий по их выстраиванию и согласованию, чтобы ставить их под сомнение при каждом случае, когда кто-то даст какую-то ссылку.

Я совершенно серьезно говорю. Без общей картины никакая интерпретация деталей невозможна, их можно только пытаться вписывать в существующую картину, т.е. интерпретировать на основе того, что мы уже знаем про данную тему, как мы понимаем в ней главное (и тут важны не только оценки, но и основные смыслы, связи, типы закономерностей, диапазоны возможного и невозможного). Кстати, это все довольно схоже с аналогичной проблемой в науках (в т.ч. естественных). Вспомните, Любарский не раз писал об этом.

Так что я вполне понимаю своего оппонента, потому что и сам не раз был в такой же ситуации.

Другое дело - что для тебя главное. Ради чего ты выстраиваешь эту общую картину и потом держишься за нее? Что способно заставить тебя критически на нее посмотреть? И ради чего это стоит делать?

Reply

pochep August 17 2010, 09:46:39 UTC
Ох, прямо бальзам на душу! Кроме последнего абзаца. Потому что вопрос "Ради чего?" имеет, с моей точки зрения, только один хороший ответ - ради знания, ради истины, как ты ее понимаешь, ради того, чтобы мир представал не грудой разбросанных деталей, а целостным (при всей своей сложности и противоречивости). Все другие "ради" - нечестны в моральном или интеллектуальном плане.
Но вот Ваша "общая картина" того, что мы здесь обсуждаем, так и остается для меня большим вопросом.

Reply

a_bugaev August 17 2010, 10:58:27 UTC
"ради знания, ради истины" - согласен.

"ради истины, как ты ее понимаешь" - есть возражения. Что делать, если понимаешь неправильно? И как обнаружить, что понимаешь неправильно, если будешь жестко держаться за свою картину и игнорировать все, что в нее не вписывается?

А кстати, бывало такое, чтобы Вам приходилось отказываться от давно принятых, устойчивых и связных представлений? Если да, то под влиянием чего?

Что касается моей "общей картины", то я не готов ее описать сжато и доступно, во всяком случае, в формате комментария в ЖЖ. Если говорить о даной теме, то я ей только недавно заинтересовался и еще очень мало знаю, хотя какая-то связность вроде бы появляется. Для начала хочется получше познакомиться с важнейшими сюжетами, для того, чтобы картина опиралась на какую-то реальную основу.

Картина, разумеется, вырисовывается достаточно сложная, как это только и может быть с картиной реальности, тем более такой реальности, которая охватывает десятки лет и сотни миллинов людей. И эта картина, разумеется, не укладывается в полярные "во всем виноват Сталин" или "Сталин во всем прав", "победили вопреки Сталину" или "победили только благодаря Сталину".

Если Вы читаете мой журнал, возможно, видели, я кое-что пишу об этом и высказываю соображения о принципах понимания исторических и идеологических проблем. Высказываюсь и по конкретным сюжетам, если владею ими в какой-то степени.

Reply


Leave a comment

Up