Сбой

Jun 09, 2010 21:48


Смотрю канал "Моя планета", документальный фильм о чуме и её истории. В частности, о том, как экспериментировали с этим делом японцы (конечно, википедия - не источник, но на худой конец сгодится и она).

Я, как что-нибудь такое узнаю (скажем, о том, каковы были лагеря военнопленных у японцев, или о массовых убийствах китайцев и других собратьев- ( Read more... )

Leave a comment

pochep June 11 2010, 06:19:49 UTC
Подумал-подумал и решил устроить небольшой глас вопиющего в пустыне.
Дело в том, что я вырос, помимо всего прочего, и на японской культуре. Еще в ранней юности, как и многие тогда, до дыр зачитывал рыжую книжку классической японской поэзии в изумительных переводах Марковой. Эти стихи, особенно хокку, настолько прижились в русской литературе, что стали в каком-то смысле ее частью. Тем, кто любит и знает поэзию, достаточно сказать: "За ночь вьюнок обвился..." или "О мой ловец стрекоз..." - и они с пониманием и любовью продолжат.
Японское изобразительное искусство, особенно классическая гравюра, особенно Хокусаи, так же сопровождали меня всю жизнь, как, например, живопись и графика Пикассо.
Одно из самых сильных театральных потрясений, какие я когда-либо испытал, - это давние гастроли театра "Кабуки" в Москве.
Куросава, особенно его фильм "Додескаден" ("Под стук трамвайных колес") - одно из самых сильных моих киновпечатлений - а уж кино-то я смолоду любил всерьез.
Книгу Овчинникова "Ветка сакуры" я читал и перечитывал не один раз: на русском языке это одна из самых проникновенных книг о японской культуре.
Ну и так далее. Многое еще можно вспомнить.
О преступлениях японских военных преступников, в частности о бактериологических опытах над заключенными, я знал с подростковых лет: в годы послевоенных судов над ними об этом много говорилось и писалось.
А когда в начале 80-х был на Сахалине, старался побольше разговаривать с тамошними жителями. Они тогда многое еще знали и помнили о минувшей войне - очень разного. Но это отдельная тема.
В общем, меня задевает хамское, развязное и озлобленное отношение к Японии и ее народу. Это плохо и неправильно.
Хотя, конечно, вольному воля - дорога мирская. Тут уж ничего не попишешь.

Reply

leonid_b June 11 2010, 07:55:58 UTC
Да, наверное, тут разница именно в прочитанных книгах. Хокку хокками, а когда читаешь книгу по истории, в которой страницы, что называется, сочатся живой кровью миллионов, убитых любителями театральных и поэтических красот...
Начинаешь как-то по-другому прочувствовывать искусство.
Я же говорю - хороший народ, когда у него зубы раз и навсегда вырваны и армия отобрана.
Я не думаю, что он один такой - много какие народы сходили с ума и начинали быть ужасом для своих соседей, и их надо было убеждать, что так делать не надо.
Но эти оказались в 20-м веке самыми кровавыми, по общему количеству жертв. А забывать о погибших, думая только о том, как хороши, как свежи были розы, мне, Толя, генетика не даёт. Мёртвых забывать нельзя. Выборка, знаешь ли, сильно перекашивается.

Reply

pochep June 11 2010, 16:03:08 UTC
Безнадега. "Глухой глухого звал на суд судьи глухого..." Ну да ладно, не первая зима на волка.

Reply

buyaner June 11 2010, 20:58:14 UTC
Если позволите, хотел бы уточнить для себя Вашу позицию. Мне отнюдь не свойственно "хамское, развязное и озлобленное отношение к Японии и ее народу", но, вместе с тем, я никак не склонен абстрагироваться и от специфики японской морали (именно традиционной морали, а не её отрицания, как в Европе или России), во многом определившей и логику японской истории, и отношение к японцам со стороны соседей. Поскольку Вы знакомы с японской культурой, Вам не могло не броситься в глаза отсутствие какого-либо психологического зазора между утончённой эстетикой и садистской жестокостью. Можно сколько угодно приводить примеры европейских или византийских зверств, но ничто не заслонит того факта, что японской культуре незнакомо отношение к насилию как к греху. Нарушить обещание, не оправдать доверия, запятнать честь семьи - грех. Зарубить эта для испытания меча - норма, желательно только при этом не испачкаться. И японские офицеры, на спор рубившие пленных китайцев, были выродками только в европейском понимании этого слова - в рамках собственно японской этики они оставались вполне comme il faut.
В чём я не согласен с Леонидом Иосифовичем - это в том, что японцы испытывали комплекс неполноценности. Насколько я в состоянии понять японскую психологию (а до конца её понять неяпонцу, думаю, не дано), если им и был свойствен некий комплекс, то только полноценности. Был, правда, момент, когда они начали "догонять Запад", но преуспели они в этом, мне кажется, именно потому, что никакой "неполноценности", в отличие, скажем, от нас, не чувствовали. То, что они, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что стоят на китайском (и, отчасти, корейском) фундаменте, были в состоянии относиться к реальным китайцам и корейцам как к подлежащим истреблению крысам (причём, что существенно, - безо всяких новомодных доктрин, а по традиции), - ещё один парадокс, заставляющий относиться к японской культуре и лежащему в её основе психологическому складу, с большой опаской.

Reply

pochep June 12 2010, 00:59:47 UTC
Должен прежде всего признаться, что я с большим недоверием отношусь к таким генерализациям моральных категорий, которые охватывают целые народы. Мне представляются принципиально сомнительными обобщения типа "французы - они все...", "американцы - они...", "евреи - они..." и т.д. Традиции европейского персонализма, которые всегда были мне близки, побуждают меня удерживаться от такого рода обобщений, хотя они и остаются очень популярными не только на уровне обыденного сознания, но и в сфере философско-культурологических спекуляций.
Если говорить о японском историческом укладе, то он, как мне представляется, при всей своей специфике достаточно близок к историческому укладу других народов Южной и Юго-Восточной Азии, соседствующих с японцами. Не думаю, что с этой точки зрения японцам можно приписать какую-то особую "презумпцию садистской жестокости". Мне кажется, что в конечном счете это европоцентристский взгляд, превращающий другое не просто в чужое, это бы ладно, но в неприемлемо дикое.
Японская художественная культура (как и любая другая) - это, по моему разумению, не какое-то экзотическое блюдо для гурманов, а наиболее сильное и концентрированное выражение духа народа. И в этой культуре доминирует созерцание, а не насилие. Перечитайте хотя бы "Записки у изголовья" Сэй Сенагон, относящиеся, между прочим, к 11 веку. И сравните это хотя бы с русскими былинами. Если задаться вопросом, в каком из двух этих культурных явлений меньше проявляется "отношение к насилию как греху", то вряд ли Вам придется указать на великую японку. Я это говорю, разумеется, не в укор русским былинам, которые люблю с детства. Просто когда речь идет о других народах, других культурах, то нужно, по моему глубокому убеждению, быть в высшей степени щепетильным в оценочных суждениях, если они негативного свойства. Иначе легко может оказаться, что граница между академическим объективизмом и вульгарной ксенофобией стала вдруг обескураживающе жидкой. Последняя фраза адресована не Вам, а нашему общему другу, в очередной раз, по моему скромному мнению, закусившему удила.

Reply

leonid_b June 12 2010, 07:37:17 UTC
Толя, не подставляйся. А то я выкачу реальные факты поведения японцев в войнах, количества их жертв, сравнение их с тем, как вели себя другие народы там же, сравнение их с поведением орд Чингиз-Хана, и всем станет не до "Записок у изголовья". Тем более что мы хорошо помним, как любовь к Бетховену и Канту не мешала высококультурнейшему немецкому народу убивать и организовывать массовые убийства. См. книгу известную книгу Клемперера "LTI".
Понимаешь, разумения, мысли и другие представления не должны подменять собой знание реальности. Она, реальность, не такая мелодичная, как хокку, но это реальность.
И ещё, пожалуй, не стоит путать культуру и искусство. Это - разные вещи, у них различна даже степень общности.

Reply

pochep June 12 2010, 09:02:56 UTC
Все это - чистой воды японофобия. Причем, извини, тупая. Если то, что ты написал, перевести с японского на европейский, то это будет означать примерно следующее. "Вспомни про Освенцим и Хатынь, вспомни Холокост - и тебе станет не до Дюрера и Томаса Манна. Вспомни про коллективизацию, Голодомор и Магадан - и тебе станет не до Тютчева и Платонова. Не надо подменять историю искусством. Она, реальность, не такая мелодичная, как стихи Фета, но это реальность".
Ты не просто подставляешься. Ты позоришься. И лучше перестань. Боюсь, если ты продолжишь, то это будет выглядеть еще более дико. Умение остановиться, хотя бы и с запозданием, - не самое плохое из человеческих качеств.

Reply

Что ж ты на ракетку-то подаёшь? leonid_b June 12 2010, 09:05:56 UTC
А что сказал, кстати о социологии, Теодор Адорно про Освенцим и стихи?

Reply

Re: Что ж ты на ракетку-то подаёшь? pochep June 12 2010, 12:01:49 UTC
Адорно, как и многих других и многое другое на свете, включая японскую культуру, рекомендуется понимать правильно. При таком плоском понимании фразы Адорно, какое продемонстрировал ты, тебе следовало бы уже сегодня и навсегда перестать слушать Щербакова. Он же пишет после Освенцима, а ты и в ус не дуешь. Вообще я наблюдаю у тебя, во-первых, кризис аргументации, во-вторых, склонность к повторению того, что ты уже писал, - видимо, как следствие этого кризиса.
Ты хочешь доказать если не мне, то почтенной публике, что японцы с их хваленой культурой - говно, а две сброшенные на них атомные бомбы - это если и не хорошо, то во всяком случае правильно? Но тем, кто думает так же, как и ты, доказывать ничего не нужно. И мне не нужно доказывать, хотя и по другим причинам.
Если бы ты сегодня в Москве случайно встретил группу японских туристов, с любопытством разглядывающих какую-нибудь станцию метро, тебе совсем не было бы стыдно посмотреть им в глаза после всего, что ты здесь нагородил? Мне на твоем месте было бы стыдно. Но, к счастью, я в этом вопросе на твоем месте никогда не окажусь.
Лучшим из написанного здесь тобой насчет Японии я считаю вот какие слова:
"Я понимаю, что это неправильно. Я понимаю. Серьёзно."
И я тоже это понимаю.

Reply

Re: Что ж ты на ракетку-то подаёшь? leonid_b June 12 2010, 17:40:07 UTC
Нет, зачем же? Я не хочу доказать почтенной публике, что японцы с их хвалёной культурой - говно. Просто их способ объединения в общество, т.е., их социальность, была крайне опасна для окружающих и, в общем, для них же самих. Но их не жалко, сами выбрали, а вот окружающим, особенно в последнем веке, было очень плохо. Японская цивилизация уничтожила в 20-м веке миллионы своих соседей. Причём с самих японцев - как с гуся вода. Никаких признаков раскаяния и признания своей вины и ответственности у них нет. Как у турок, кстати, по отношению к армянам.
Конечно, общества и культуры, которые неспособны к осознанию своей ответственности за собственные злодеяния, уважать трудно. Особенно если там демократия, как в Турции и (в меньшей степени, но всё-таки) в Японии.
Вот о чём я временами думаю, когда случайно встречаю группу японских туристов.
А насчёт сброшенных на них атомных бомб, то конечно, я считаю, что это было сделано совершенно правильно. Как и бомбардировка Токио, в которую погибло значительно больше народу, чем при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, и после и вследствие которой император и принял решение капитулировать. А так не хотел. Понимаешь? Эти ребята готовы были воевать до последнего японца, убивая, убивая и убивая.
Еси ты прочтёшь какие-нибудь воспоминания или исследования того, как и почему принималось решение сбросить бомбы, то ты, безусловно, поймёшь, что именно двигало ответственными американскими людьми. Они хотели, чтобы это безумие войны прекратилось как можно скорее, а другого способа прекратить войну - не было. Просто не было. И если бы бомбу придумали на год раньше, то, конечно, её надо было сбросить на Германию, чтобы война скорее прекратилась и суммарное количество жертв было поменьше.
Впрочем, если у тебя есть другие предложения о том, как надо было скорее прекратить войну, то поделись, пожалуйста, очень обяжешь.

Reply

Re: Что ж ты на ракетку-то подаёшь? pochep June 12 2010, 20:19:27 UTC
Даже Гитлер не решился во время войны применить химическое оружие, которое было вне закона. Не знаю, как поступил бы он с атомной бомбой, если бы немецким физикам удалось ее придумать. Но ядерное оружие пострашнее химического, и это признано теми, кто им владеет. Его использование - это самоубийство человечества. И есть только одна страна, на практике сделавшая пробный технический шаг к этому самоубийству.
А вообще от твоего комментария так и разит христианской кротостью и человеколюбием. Так что говорить больше, пожалуй, и не о чем.

Reply

Re: Что ж ты на ракетку-то подаёшь? leonid_b June 12 2010, 21:36:42 UTC
Прости, что говорю такую тривиальность, но ядерное оружие - это зонтик над человечеством. С тех пор, как оно существует, большие войны отменились. И, соответственно, самоубийства тоже не видать.

Reply

Re: Что ж ты на ракетку-то подаёшь? pochep June 12 2010, 21:55:21 UTC
Ты про этот зонтик, а точнее гриб, расскажи жителям Хиросимы и Нагасаки. Им виднее. А теперь к обладанию этим чудесным зонтиком тянутся на радость остальному человечеству террористы и террористические режимы - тоже, вероятно, в миротворческих целях.
И вообще, что мы толчем воду в ступе? Дискуссия явно выдохлась, ты не находишь? Если находишь, то скажи в ней свое последнее веское слово, а я постараюсь, если получится, проявить терпение и промолчать в тряпочку.

Reply

Отстраненно a_rakovskij June 15 2010, 01:48:58 UTC
Но ядерное оружие пострашнее химического, и это признано теми, кто им владеет. Его использование - это самоубийство человечества

Модерноцентризм фиксед. Признано когда? В 40-х? Как бы не так. Тогда относились к этому просто как к бомбе повышенной мощности. Оружие, как оружие. И, соответственно, и применяли оружие как обычное, без моральных потрясений. А то что Вы говорите - это уже гораздо более позднее осознание, лет через 20.

Может не стоит современные оценки переносить на прошлое?

Reply

Re: Отстраненно pochep June 15 2010, 07:53:05 UTC
Не стоит. Поэтому я и написал в первой же своей реплике:

"Атомная бомбардировка городов с мирным населением, тем более не ответная, - это преступление против человечества, ХОТЯ В 1945 ГОДУ ОНО ТАК НЕ КОДИФИЦИРОВАЛОСЬ".

Но не стоит забывать и том, что Эйнштейн, написавший Рузвельту в 1939 году письмо с призывом поддержать исследования в области разработки атомной бомбы, в апреле 1945 года послал президенту новое письмо, в котором призывал предотвратить бомбардировку японских городов (оно не дошло до адресата - Рузвельт умер). Такого же мнения придерживались и некоторые другие участники "Манхэттенского проекта", увидевшие в собственном изобретении "ящик Пандорры". Так что с моральным аспектом использования этого оружия все с самого начала обстояло не столь уж безоблачно.
А общественное мнение на этот счет не могло сложиться в 1945 году уже хотя бы потому, что соответствующие разработки были глубоко засекречены. Не говоря уже о том, что в истории есть вещи, моральная оценка которых вырисовывается только в исторической ретроспективе. И в этом нет никакого модерноцентризма.

Reply

А вот японцы применяли химоружие. whiteferz June 15 2010, 06:59:51 UTC
И не только хим-, а еще и бактериологическое. Они разрабатывали его в "отряде 731", испытывали на живых "бревнах" (как доктор Менгеле), а потом на населении оккупированных территорий. И в отдельных эпизодах этноцида китайцев они уничтожали больше людей, чем при ядерных бомбардировках.

Кстати, руководство "отряда 731", если не ошибаюсь, избежало наказания от американцев в обмен за передачу результатов опитов. Японский менгеле профессор Сиро Исии, после войны продолжил научную карьеру в одном из университетов Японии. (Это если я не переврал одну из публикаций "Эксперта".)

Вообще, японский оккупационный режим отличался запредельной жестокостью даже в сравнении с гитлеровцами. В нынешней японской культуре можно найти много агрессивного, если знакомиться ближе.

Всё это фиксирую точности. При этом

1) Я не склонен, подобно автору этого журнала, оправдывать бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

2) Я с интересом и почтением отношусь
- к японской культуре;
- к превалирующей в Японии дзенской школе Риндзай.
Причины связаны с личным религиозным самоопределением.)

Я приношу владельцу журнала извинения за нарушение пожеланий насчет (не)желательности моего присутствия здесь. Оно однократное.

Reply


Leave a comment

Up