Просто так, в разговоре, задал вопрос собеседнику - а как бы он себя вёл, если бы жил на Украине? И, не дожидаясь ответа, решил проверить на себе. И затормозил.
Оказывается, я не могу решить и даже понять, как бы я себя вёл, если бы сейчас жил на Украине.
Т.е., как бы я себя не вёл, я понять и представить могу. Но это неинтересно
(
Read more... )
Многие мои коллеги, знакомые и друзья пользовались этими возможностями. И здесь смута на Украине ничего не поменяла. Итог для "ушедших на гораздо лучшие условия" последние 20 лет всегда был один. Разбитое корыто, личная катастрофа, карьерное крушение, как правило с попаданием в чёрный список.
У современной РФ и современного российского общества есть масса недостатков. Но несмотря на это всё, у них есть ключевое отличие от украинского русскоязычного общества и от элит Украины. Это горизонт расчёта и принятия решений. За последние 20-25 лет в России он вырос с дней до десятилетий. На Украине он как измерялся часами (максимум днями), так и измеряется. Договорённости нарушаются ещё до того, как они оформлены. Партнёрства предаются сразу, и не ради зримой выгоды, а просто ради азарта и куража возможного получения на копеечку больше прямо сейчас.
Поэтому, оказавшись волею судеб на Украине (что с точки зрения моей родословной и биографии было вполне возможно), я через какое-то время сделал бы то же самое, что уже сделали 90% украинцев, сохранивших в коллективном безумии "становления украинской нации" хотя бы толику ratio. Сбежал бы куда глаза глядят, куда угодно, только прочь.
Reply
1. Как Вы думаете, чем обусловлено такая особенность делового поведения на Украине? Есть ли к этому какие-то видимые причины и факторы, которые делают такое поведение как бы рациональным?
2. А какие аналогичные (по степени опасности) есть особенности у русского делового поведения? О чём бы Вы могли предупредить, скажем, деловых людей, которые хотят вести бизнес в России?
Заранее - большое спасибо!
Reply
1) Особенность обусловлена направлением развития страны, нации и культуры. Если мы сделаем умственный срез политической культуры РСФСР 1988 года, то с нашей высоты почти всё в ней покажется нам смешным, убогим, неинформированным, неверным или в самом лучшем случае безнадёжно наивным.
Медленно, плохо, во многом вопреки властям, и часто откатываясь назад, российская политическая нация проделала огромный путь. Ещё очень много предстоит, но ключевыми властителями умов (по большей части) события и персоналии конца 19-начала 20 веков оцениваются по крайней мере с верным знаком. А между взглядом в прошлое и взглядом в будущее очень много общего. Наводя фокус в бинокле истории, мы одновременно начинаем гораздо чётче видеть будущее, думать о нём, строить планы, оценивать игроков. Будущее перестаёт для нас быть непредсказуемым хаосом злых богов.
На Украине же сличение лозунгов и девизов смуты 2014 года с агитационной листовкой "Руха" 1988-го года похоже на детскую картинку "найди 10 отличий". Да и 10 не наберётся. Если какое-то движение с тех пор и было, то только назад. Украинское общество в своей массе -- это просто позднесоветское общество со снятыми тормозами и выключенными моральными и этическими нормами.
Советский человек не может влиять на своё будущее, неспособен отличить добросовестных партнёров от обманщиков, не владеет даже элементарными навыками проверки достоверности информации, не понимает причинно-следственные связи. Его будущее благосостояние и жизнь -- игрушка фортуны и наделяемых им почти божественными атрибутами могущественных сторонних сил. В таком обществе стопроцентное дисконтирование будущего -- вполне рациональная стратегия.
Ответ на вторую часть напишу отдельным сообщением.
Reply
Отсюда метания между заимствованными методиками и системами, вчера управление по целям, сегодня стратегическое планирование, завтра проектный менеджмент, послезавтра шесть сигма -- ничего по-настоящему не понимается и не внедряется. При внедрении неизбежно "разбавляется" советчиной, отчего на выходе получается никому не нужная чушь. Подростковая совершенно нетерпеливость, нежелание разбираться, требование результата немедленно.
И на уровне исполнителей то же самое. Плохая внутренняя мотивация. Стоишь над душой -- человек работает, часто прекрасно. Отвернулся -- всё, холостой ход. Неусидчивость и непривычка к регулярному не-авральному самостоятельному труду.
Система образования здесь сильно гадит. С одной стороны дикая бессмысленная зарегламентированность в школе с тупым заучиванием никому не нужной талмудической чуши, с другой стороны ВУЗ, учащий только авральным "сдачам". На выходе у человека травма: регулярная размеренная дисциплинированная работа априори воспринимается как бессмысленная. А единственный внутренне приемлемый способ достижения реальной цели -- краткосрочное сверхусилие, аврал.
Всё вместе это очень сужает круг задач и вопросов, которые по силам российской компании. Если взять задачи, которые может решить западная компания за 100%, то российская справится от силы с 40-50%. Увеличением персонала, зарплат и так далее ничего не решается. Люди реально не понимают и не знают, что в какой последовательности надо делать.
Reply
А никто ждать не будет, пока и те и другие повзрослеют.
Reply
Только у русских в прошлом есть взрослые, на которых можно оглянуться. И, при удачном стечении обстоятельств, вступить в права полноценного наследника, выйдя из подросткового возраста.
А украинцам оглядываться некуда.
Reply
Я же лично думаю, что речь может идти о каком-то "украинстве", что ли. И, соответственно, "русскости", т.е., отождествлении себя с историей и смыслом существования русской государственности и других основных форм организованной общественной жизни (церковь в первую очередь, армия, другие устойчивые общественные отношения). Т.е., всё тот же затрёпанный зв этот век украинский национальный проект - и, соответственно, практика и теория русского проекта государства как империи, в том или ином смысле.
Но... но тут нельзя не учитывать ту новацию, что впервые офисы начальства этого народа находятся в разных местах - в Москве и Киеве. Такого никогда не было. И поэтому практический опыт русского государственного управления страной, он может не иметь большой ценности.
А, кажется, я понял. Конечно, опыт достаточно обесценен, и тем, что я сказал, и тем, что мы вообще находимся в периоде, когда значение суверенного государства вообще уменьшается и уменьшается.
Но представления людей о том, что есть устойчивое прошлое, или, как Вы говорите, "есть взрослые" - эти представления сами по себе придают людям и их поступкам и решениям большую устойчивость.
Если так, то я с Вами соглашусь, конечно.
Reply
Но по поводу некоего снижения значимости суверенного национального государства, или сравнительно малой ценности исторического русского опыта -- вряд ли соглашусь. Национальное государство остаётся самой мощной формой человеческой организации, и опыт как имперского русского управления, так и трагически незавершённого перехода России от него к национальному государству бесценен.
На опыт конструирования русской нации, от языка и прочтения истории до институтов и атрибутики, мы можем и должны всё время ссылаться. Наше национальное строительство делалось людьми высочайшей культуры, любившими Россию и русских. Это наше огромное конкурентное преимущество. И не только по сравнению с несчастными "украинствующими" (чей национальный проект в основном делался людьми не просто чужими, а как правило и сильно ненавидевшими подопытных).
Reply
Leave a comment