За два дня до отъезда наступила предотъездная лихорадка. Ни с того, ни с чего заказал такси. Но это позволило освободить профессора Wenjun от необходимости провожать меня в аэропорт. Похоже, он даже обрадовался, слишком рано надо ехать.
И даже для меня закаленного долгими сидениями в Интернете было довольно тяжко вставать. Обычно я встаю сам без пяти минут как должен прозвонить будильник моего телефона. Но за эти пять минут ровно в 1 час-тридцать по Московскому , нещадно зазвонил телефон. И, видимо, я так крепко спал, что не разобрал не слишком хороший голос будившего. И не понимал, где я, и что хотят от меня. Протерев глаза заглянув в окно, понял, что я еще не уехал.
Мне показалось, что больше получаса мы летели над многочисленными кварталами Шанхая, и только тогда я поверил, там может жить 20 миллионов...
Душ разбудил меня окончательно, а внизу в Reception еще дрыхли. Парень тоже долго протирал глаза, ничего не понимая, что же от него требуют. Он откуда-то вызвал девушку, которая как-то говорила на английском, сумела снять с моей карты 2500 юаней. А мужик, который заходил в фойе, оказался таксистом, но я узнал об этом лишь на улице.
В аэропорт, оказывается я приперся на три часа раньше, чем надо, о чем мне напомнил служащий аэропорта. А я вот помираю, спать хочу. Сижу и глаза, так и сами закрываются.
Так когда-то было со мной лет пятьдесят назад, когда я, попав на армейские учения, сдуру решил, что без меня никак учения не пройдут, и за четверо суток умудрился прикорнуть лишь на 20 минут. А так как я был на столь крупных учениях в первый раз, все старался делать сам. Но кончилось это тем, что я пересел на мой третий, со сгоревшим одним двигателем, а на одном оставшемся двигателе машина ползла как улитка - максимум 20 км в час. Мало того, что я засыпал, но увидел, что водитель начинал засыпать, а машина в 11 тонн брони начинала съезжать в кювет. И я тут же дотягивался до тормозов. Мы ехали всю ночь и добрались почти к утру. Заправка бронетранспортера, и я обрадованный на радостях, что живой, побежал спать в гостиницу. По дороге меня остановил командир полка и объявил о моем назначении дежурным по полку. Естественно, я пытался отказаться, сославшись, что не спал четверо суток. Он, видимо был мудрый человек, последний воевавший во Второй танковой армии во время воины, боевой командир, и сказал: «Там и поспишь». В дежурной части озвучил приказ командира полка, и свою волю: «Будить лишь на случай ядерной войны». Ее на тот момент, не было, и я успешно проснулся к разводу. Гляжу на себя в зеркало: ужас как побрился - полосами перед заступлением на пост.
А сейчас сплю до сих пор, аж клавиатура зажимается и перелистывают по несколько страниц вперед.
Возможно, два утренних, да и кило вечерних персиков хорошо на меня подействовали. Так что, можете поиспытать их действие, но ни в коем случае не садитесь за руль…
Дописал, удалось. Подошли японцы, оказались китайцами конечно, разбудили. Как так можно было ошибиться? Видимо, близкая культура, а может ее недостатки. Сели рядом большой компанией, и разговаривают друг с другом, ну как в лесу за километр. Неплохо для моего состояния…
В первый раз в жизни отоварился в Duty free. Просьбу жены, конечно же хотелось исполнить.
Женьшень, чай и посуда, шепнула она напоследок :). Долго искали с попутчиком из Канады, родом из дружественной Украины. Он еще посоветовал чай Пуэр, в Канаде, говорит, грамм тысячами долларов стоит. А про то что женьшень продают в Аэропорту мне подсказали в гостинице Надежда Hope Otel. Обыскали все, благо время еще было. Нашли только женьшеневый чай. Пачка где-то 350 юаней, или в переводе всего-то 60 USD. Представляю, сколько же может стоить сам женьшень? Мы успокоились, тем более мы там же нашли Пуэр десятилетний, всего ничего за 100 долларов пачка. Ну и как же отказаться от предложения купить чайный набор за какие-нить тысяча юаней? Тем более жена в дорожку похвалила за купленный мной сорок лет назад китайский фарфоровый сервис. До сих пор сам на нее любуюсь, а жена предлагает чай в них своим любимым гостям. Теперь у нее будет полный комплект аж с чайным столиком заодно. Повезло жене, что напоследок вспомнил все ее заказы. Если в багаже не разобьют стеклянный термос - все будет в ажуре.
А пишу потому сейчас, что попутчик предсказал большие задержки с вылетом из Шанхая. И мы сидим уже больше часа, оказавшись запертыми в самолете, попиваем томатный сок. Благо добавку дали. А еды, так я еще неделю переваривать трехразовое китайское питание. Только к ней привык, научился довольно ловко, обращаться с палочками. По крайней мере, даже фасоль не слетает. И вчера, похоже со шведского стола поел вдоволь разного рода салатов, крабов, и что-то более крупного, и мяса… А после прогулялся по местному базару. Благо он оказался по той же дороге в Институт органической химии. Набрал барахла типа шелковых носков для себя
Объявление: «По решению властей Пекина, агенство по управлению воздушными судами. Вылет через тридцать-сорок минут». Скажу по секрету: я успел поспать, ну сонный я такой сегодня. Еще одно: «Займите места…» Хорошая весть…
Ну вот, полетели, и двух часов не прошло. Радость-то какая. Поднимаемся, летим. Вид Шанхая сверху, пролетаем центр. Красиво то как… Летим и летим, все Шанхай и Шанхай, огромные кварталы, только теперь начинаю осозновать, да, здесь похоже может быть и все двадцать миллионов…
Пролетаем морской залив, в аэропорту я заметил вдали корабли, как америакнские возле Неаполя. Но здась похоже, обычные грузовые баржи: Янцзы - Красная река. Даже сверху она точно рыжая, проходит через всю территорию Китая, и здесь впадает в море. Как-то вспоминается учительница географии. И город Шанхай переводится на русский как место обитания рыбаков. Словом, типа китайская Одесса. Надо кончечно все уточнить, но пусть у меня в журнале будут простые человеческие впечатления, чем занудный правильный текст. И пусть меня мои друзья правят, а я с удвольствием буду с вами соглашаться, или нет? Будет зависеть от того, кто же будет прав.
Специальный приз для каждого, кто найдет новую ошибку!
Мне всегда нравится, когда на моих лекциях студенты находят мои ошибки, это своего рода проверка усвояемости материала. Так называемая «Обратная связь». Не люблю читать в пустоту, когда большая часть аудитории не понимает мои заумные вещи. Но шестая лекция в лаборатории Wenjun меня обрадовала. Нашелся первый среди профессоров, который полностью воспринял и понял, что такое мера Хиральности и Хиральная масса, объяснил свои ребятам на пальцах еще раз. Особенно мне понравилась его боксерская стойка, когда он заговорил о необходимости внедрения этой теории среди химиков-органиков. Его ребята задали кучу вопросов, даже выходящие за рамки лекции. И частный вопрос по механизму конкретной реакции. Я же попросил написать на электронную почту, сформулировать точнее свою просьбу. Попутно рассказал, что механизмом каталитического циклометаллирования мы уже занимаемся уже 15 лет, а конца еще не видно. Но если завершим, - это точно будет Нобелевской премией. Жаль, что возможно, я не доживу, но мои ребята обязательно дойдут до конца…
У меня, к сожалению, остается немного зарядки: около 20%, и приходится выбирать, о чем же писать в первую очередь.
Буду писать, о чем хочется, и что лезет в голову в этом комфортном инерциальном психологическом пространстве. Дело в том, что совсем недавно мы пролетали аж сразу несколько зон турбулентности, и мне удалось записать даже на видео. Попробую их залить куда-нибудь и расставлю потом ссылки…
А теперь, лишь опишу свои ощущения идеальной модели неинерциального психологического пространства. Самое интересное, что меня может проверить любой, пролетающий над высокими горами человек, почти на любом из типов самолетов, будь то Боинг последней модели или Аэробус. Когда мы попадаем в эту зону, проводницы бегут к своим стоикам со своими тележками, ибо никто не знает, в какую сторону тряханет самолет. И никто заранее не может предсказать, в какое время это случится. На всякий случай опытные пилоты стараются занять высший возможный эшелон высоты, но у каждого самолета есть свой допустимы предел. А зона турбулентности всегда имеет большую протяженность по высоте: вызванную потоками воздуха в атмосфере, в первую очередь над высокими горами. По крайней мере, пролетая из Турции над Кавказским хребтом мы одновременно еще попали в жуткую грозу, и огромный лайнер болтало так, что и у меня, видавшего разное, поджилки тряслись, когда самолет проваливался вниз. В результате, летчики сменили курс в попытках обойти грозовой фронт. И им это тогда удалось, хотя это привело к опозданию рейса больше чем на час. Но зато «Турецкие авиалинии» оказались на высоте (И это не реклама, а простая констатация факта).
Сегодня «Аэрофлот» справился с турбулентностью очень даже успешно, набрав дополнительную высоту, благо «Аэробус А 330-300» (проверю, так ли это. Да, так и есть) позволяет такую хитрость :). А потом пустыня Гоби, огромное каменное горное плато, без единых признаков жизнедеятельности кого-нибудь. На расстоянии тысячи километров, и только потом появились карьеры, с выработкой каких нибудь ценных металлов.
10% мощности, наверное скоро отрубиться мой очень полезный, получивший самую высокую оценку моей супруги НОУТ БУК “LENOVO”, опять-таки Китайского производства. Уже предупредил, иного лучше раньше самому выключить, чем он вырубится аварийно.
На этом прощаюсь с вами друзья, Думаю ненадолго…
Леонард
13 июля 2013 года,
9 часов полета Шанхай-Москва