«Санктум» - приключенческий психологический триллер с простым сюжетом, качественной трехмерной картинкой некрасивых, сырых и пугающих декораций, с плоскими характерами на экране и глуповатыми диалогами. Зато картина успешно берет за живое опасностями, выходящими из ниоткуда и с легкостью щекочет нервы зрителю.
Имя Джеймса Кэмерона, которое на всех плакатах было написано такими большими буквами, что чуть не затмило само название фильма, и уж точно отодвинуло в тень все остальные имена, сделало свое дело. Кассовые сборы фильма можно назвать очень успешными. При бюджете всего 30 миллионов долларов (много денег ушло и на
рекламу), «Санктум» собрал в мировом прокате более 70 миллионов.
Группа спелеологов-фанатиков, похоже, нашла очередную спелеологическую сенсацию, которую, впрочем, далеко не каждый зритель в кинотеатре способен оценить.
Они нашли не более, чем сквозной проход через пещеру, которая располагается на горе, прямо в океан. И пускай это не очень-то впечатляет зрителей, зато персонажей картины это приводит просто в детский восторг. Они обязательно должны найти этот проход, исследовать его, ну и, конечно же, проникнуть через толщу земли в воду.
Возглавляет группу спелеологов самый главный маньяк в этом фильме - Фрэнк (актер Ричард Роксбург), железный и несгибаемый любитель глубоких ям. Он живет в своем внутреннем мире, большинство людей его раздражает, а ничего привлекательнее пещер для Фрэнка просто не существует. Во главе с Фрэнком начинается планомерное погружение в толщу земли.
Планы дайверов-спелеологов меняются с приходом тропического шторма, который нагрянул и залил злополучную пещеру водой под завязку. Теперь у них единственный путь наверх - через толщу воды. А врагами группы станут, в первую очередь, свой собственный страх, подлость и прочие низкие чувства, которые приходят с приближением смерти.
Отечественные прокатчики поспешили написать, что фильм основан на реальных событиях, однако это не совсем так. На самом деле, один из авторов сценария Эндрю Уайт во время посещения одной из пещер был завален в ней камнями вместе со своими друзьями. Они выбирались из ямы несколько дней. Свои впечатления Эндрю добавил в сценарий к фильму, тем самым украсив его.
Зрителю предстоит увидеть настоящий психологический триллер, где главным противником человека становится сам человек, все происходящее на экране реально может случиться с каждым, кто решил забраться в глубокую пещеру. Здесь нет инопланетных монстров, пираний, насекомых и тому подобного. Но все равно все очень страшно и близко.
Здесь, в отличие от картинки, никакой объемности у создателей не получилось. Сценарий простой, глуповатый, местами нелогичный. Никаких поворотов сюжета ожидать не стоит - задача героев проста - найти выход из пещеры. Здесь все просто.
В фильме говорится, что пещера, которую изучают спелеологи, находится в Папуа, Новая Гвинея. Реальные съемки пещеры происходили в одной из мексиканских ям - возле так называемой Пещеры Ласточек.
То же самое касается самих героев. Каждый персонаж ни на миллиметр не выходит за рамки заданного характера. Фрэнк, как уже говорилось, железный и бесчувственный, его сын - типичный подросток, который бунтует против всех начинаний отца. Карл - съехавший с катушек миллионер, готовый отдать очередной миллион ради любого впрыска адреналина в кровь, и свою очередную любовницу (не подготовленную к спелеологии девушку) не против запихнуть в яму.
Джеймс Кэмерон - большой любитель дайвинга. Об этом говорит последний день рождения режиссера «Аватара» и «Титаника», который он провел, занимаясь дайвингом на озере Байкал. Возможно, именно исходя из этих побуждений, Кэмерон решил продюсировать фильм «Санктум» малоизвестного австралийского режиссера Алистера Грирсона, который до этого ничем особенным не отличался.
Фамилия Кэмерона стала главным фактором, привлекающим зрителей в кинотеатры. Ни известными актерами, ни талантливым сценарием, основанном на книге-бестселлере создатели «Санктума» похвастаться не могут. Зато они могут похвастаться системой съемки фильма, используемой во время создания «Санктума», а она такая же самая, как и система, применяемая при съемках фильма «Аватар». А сам великий и ужастный Джеймс выступил не только в роли продюсера, но и в роли консультанта съемочной группы, рассказывая о том, как снять качественное трехмерное кино.
У довольно-таки посредственного режиссера получилось далеко не самое талантливое в мире кино. Талантливый продюсер привнес в него реалистичное 3D, которое сделало реалистичной картинку погружения в глубокую пещеру. Погружение может быть интересно далеко не каждому, зато, похоже, интересно самому Кэмерону.