Dec 19, 2010 12:23
Применительно к сегодняшним российским условиям именно модель доминирующего стереотипа является наиболее адекватной и точной (понятно, что "наиболее точная" вовсе не значит "абсолютно точная"). Во всяком случае, она описывает результаты прошедших в России выборов (и позволяет прогнозировать предстоящие) более достоверно, чем любая другая известная модель.
Для иллюстрации рассмотрим федеральные избирательные кампании с 1993 г. по 1996 г. В течение этого периода конфигурация выборов оставалась исключительно стабильной: задействовались одни и те же доминирующие стереотипы и отчетливо проявлялись соответствующие им устойчивые базовые электораты. Примечательно, что этот факт оказался не замеченным большинством российских политологов и аналитиков, рассматривавших ситуацию с точки зрения социально-экономической модели.
Если применить модель доминирующего стереотипа к результатам голосования российских избирателей в 1993, 1995, 1996 гг., то можно выделить следующие устойчивые группы активных (участвующих в выборах) избирателей (см. рис. 2.1).
1. Около 30% избирателей (т.н. "левые") голосовали за прежний образ жизни и связанные с ним ценности: гордость за "великую державу"; защищенность от социальных потрясений. Доминировали здесь коммунисты, в первую очередь КПРФ. Хотя в 1993 г. из-за шока, вызванного событиями 3-4 октября значительная часть голосов "левых" была отдана аграриям, а также некоторые из этих избирателей не пришли на выборы. Эта часть электората, пожалуй, наиболее устойчива. Отметим, что она ясно проявила себя уже на выборах Президента России 1991 г. и сохранилась на выборах 1999-2000 гг.
2. Вторая по численности, и также довольно устойчивая группа: избиратели, голосовавшие за "сильную личность". Их число стабильно держалось в диапазоне 18-22% (Жириновский в 1993 г., Жириновский + Лебедь + Руцкой 4 - Громов в 1995 г., Лебедь + Жириновский в 19% г.). Данная группа жестко ориентирована именно на личные качества кандидата, а не на его политическую позицию. Когда - единственный раз - этим избирателям пришлось делать чисто политический выбор (между Б. Ельциным и Г. Зюгановым во втором туре президентских выборов 1996 г.), они раскололись примерно пополам.
Именно данный электорат у нас обычно называют "патриотическим". На наш взгляд, термин "патриоты" для обозначения сторонников сильной личности не совсем удачен. Действительно, политики, работающие в номинации "сильная личность", часто прибегают к патриотической риторике, поскольку она (риторика) хорошо соответствует их образу. Но еще чаще они используют другую тему - наведение порядка.
модель,
доминация,
Новости