Dec 10, 2010 06:40
И уже к лету 1999 г. эффект от реализации подобной стратегии начал проявляться. Рейтинги как "Отечества", так и его лидера не только перестали расти, но и обозначилась их отрицательная динамика. Тем не менее время для устранения ошибок (тем более, что на них было указано в прессе в начале мая) еще оставалось. Вместо этого был совершен другой ход: резкое аппаратное расширение "Отечества", начавшееся с объединения со "Всей Россией" и образования блока ОВР и завершившееся тем, что блок возглавил Е. Примаков.
Без сомнения, существенное расширение политической базы "Отечества", приход в блок известных политиков и в особенности Е. Примакова мог значительно увеличить шансы ОВР на успешные результаты в предстоящей избирательной кампании. Поэтому такое расширение никак нельзя считать ошибочным в принципе. Однако расширение блока никогда не увеличивает шансы само по себе, а только в связи с его правильной отработкой на уровне стратегии избирательной кампании. Объединение нескольких политиков в один блок всегда является нетривиальной задачей, поскольку вместе с суммированием их положительных образов одновременно суммируются и отрицательные стороны их образов. Поэтому, если не предпринимать соответствующих мер и пустить ситуацию на самотек, в результате может оказаться, что суммарный рейтинг блока окажется меньше индивидуальных рейтингов входящих в него лидеров.
В случае "Отечества" описанная опасность буквально бросалась в глаза. Публичный союз с такими политиками, как М.Шаймиев, и другими региональными лидерами мог только ослабить Ю.Лужкова, поскольку, ни в малейшей мере не компенсируя его антиобраз как чисто московского политика, добавлял к нему антиобраз "друга развальщиков России". Что касается Е. Примакова, который на момент объединения почти мифическим образом "спасителя", то его объективно ослаблял союз с любой политической фигурой, даже с Ю.Лужковым. Сам по себе Е.Примаков имел практически нулевой антиобраз и был в этом смысле практически неуязвим для критики. Зато союзники его оказались более чем уязвимы, чем и не преминули воспользоваться конкуренты.
Расширение политической базы любого блока может сработать лишь тогда, когда одновременно с этим избирателям предъявляется обновленный положительный образ нового объединения. В случае с ОВР такое решение опять-таки лежало на поверхности: новым образом должен был стать личный образ Е. Примакова как "спасителя", а сам факт объединения - обыгрываться как первый шаг признания Россией Е. Примакова своим будущим президентом. Поэтому в момент избрания Е.Примакова лидером ОВР политические амбиции всех остальных лидеров блока следовало подчеркнуто и демонстративно снять. Никаких записей в федеральный список на вторые и третьи номера, никаких самостоятельных рассуждений о судьбах России ни Ю.Лужков, ни В.Яковлев, ни другие известные политики, входившие в ОВР, допускать были не должны. О России мог говорить только Е. Примаков; всем остальным следовало говорить только о Е. Примакове.
политика,
Новости